[Дейр-Мар-Ильяс; араб. ], ставропигиальный Антиохийской Православной Церкви. Расположен у дер. Эш-Шувайр, в хребте Ливан на высоте 1500 м, в 31 км к востоку от Бейрута. Время основания обители неизвестно, однако с большой долей вероятности может быть отнесено к XVI-XVII вв. Самое раннее упоминание об И. п. м. содержится в Евхологии 1654 г., переписанном по заказу его настоятеля свящ. Ханны. Видимо, из этой обители происходил иером. Макарий, возведенный в нач. 80-х гг. XVII в. на митрополичью кафедру Бейрута.
В 1728 г. мон-рь посетил известный рус. паломник-путешественник В. Г. Григорович-Барский. По его отзыву, И. п. м. был мал и тесен, однако хорошо подходил для иноческого уединения. Монахи занимались шелководством, имели сады и виноградники. Колофоны рукописей, хранящихся в мон-ре, содержат имена некоторых настоятелей обители, в частности свящ. Софрония ас-Сайкали из Бейрута, к-рый в 50-70-х гг. XVIII в. пожертвовал в монастырскую б-ку значительное число книг. Григорович-Барский в 1728 г. застал в мон-ре 5 или 6 насельников, архим. Порфирий (Успенский) в 40-х гг. XIX в.- 8 монахов и столько же трудников. В кон. XIX в. численность монахов оставалась почти без изменений.
В XIX в. Эш-Шувайр стал популярным горным курортом, где проводили лето многие христ. семьи из Бейрута и иностранцы, жившие в Ливане. После разорения патриаршей резиденции во время Дамасской резни 1860 г. в мон-ре недолго пребывал Антиохийский патриарх Иерофей. И. п. м. посещал российский дипломат и писатель К. М. Базили (40-е гг. XIX в.), а также востоковеды А. Е. Крымский (1897) и И. Ю. Крачковский (1908), оставившие колоритные описания монастырского быта и народных гуляний под мон-рем в праздник прор. Илии.
В нач. 10-х гг. XX в., в момент наибольшего сближения Антиохийского Патриархата с Россией, обсуждался вопрос о передаче мон-ря во владение русским монахам афонской Крестовоздвиженской келлии.
В XIX-XX вв. монастырь перестраивался и расширялся, последний раз - в 1997 г. В ходе гражданской войны в Ливане 1975-1990 гг. И. п. м. подвергался артиллерийским обстрелам, в результате которых мн. строения обители были разрушены.
В наст. время И. п. м. является одной из летних резиденций Антиохийского Патриарха, там периодически проходят заседания Свящ. Синода, конференции. Обитель остается духовным центром христиан округи. И. п. м. владеет земельными угодьями, активно занимается сельскохозяйственной деятельностью и лесонасаждением. В мон-ре сохранились коллекция редких икон и свыше 60 экз. рукописных книг XVI - нач. XX в., а также Евангелие, подписанное свт. Филаретом (Дроздовым), митр. Московским, и переданное обители в 1848 г.