БАЛАМАНД
Том IV , С. 281-283
опубликовано: 5 апреля 2009г.

БАЛАМАНД

[араб.  , в лат. графике - Balamand; скорее всего от старофранц. Бельмон, Belmont - прекрасная гора, на что указывает др. вариант этого топонима Valmont,  ; греч. этимология, возводящая его к παλαιὰ μάνδρα - старый мон-рь, гораздо менее вероятна], правосл. муж. мон-рь Антиохийской Православной Церкви, основанный в Ливане, к юго-востоку от Триполи, на побережье Средиземного м. в нач. XVII в. на месте цистерцианского аббатства (сер. XII - кон. XIII в.).

Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в.Баламандский мон-рь. Фотография. Кон. XX в.Вскоре после провала 2-го крестового похода Бернард Клервоский призвал монахов созданного им ордена цистерцианцев идти в Св. землю и молитвой наставлять крестоносцев на путь истинный. Во исполнение его воли 11 мая 1157 г. монахами аббатства Моримон был заложен храм Богоматери Бельмонской, вокруг к-рого сложилась цистерцианская обитель. Утверждения о том, что на этом месте существовал правосл. мон-рь, якобы захваченный крестоносцами, не имеют под собой серьезных оснований, но, вероятно, католич. монахи застали какие-то руины визант. построек. Хотя первоначальный план аббатства, возведенного между 1157 и 1169 гг., в основном следовал цистерцианским канонам, его центральное здание - храм, сохранившийся с незначительными изменениями,- довольно резко отступает от них как по своему расположению (в частности, из-за ориентации по оси северо-восток - юго-запад), так и по типу колокольни. Последняя представляет собой характерный образец провансальской готики. Ансамбль мон-ря сооружен из местного сорта твердого известняка малики, в орнаментах использован мрамор.

Основу экономического благосостояния Бельмона составляло земледелие, поэтому значительная часть его построек была предназначена для сельскохозяйственных нужд. Процветанию обители способствовало покровительство, к-рое оказывали цистерцианцам имп. Фридрих I Барбаросса и Антиохийский лат. патриарх Петр II. Бельмонское аббатство редко упоминается в хрониках времен крестовых походов и в документах из архивов цистерцианцев. Известно, что оно подчинялось епископу Бейрута и поддерживало постоянные связи с др. цистерцианскими мон-рями Сирии и Кипра. С сер. XIII в. для обители наступили тяжелые годы. В 1269 г. Бельмон назван среди разрушенных арабами аббатств, монахи к-рых нашли приют в мон-ре Больё на Кипре. Возможно, после заключения десятилетнего мира с мамлюками в 1271 г. какая-то часть бельмонской братии вернулась на пепелище: в лат. надгробной надписи из Б. речь идет о 1280 и 1282 гг. Последнее упоминание о Бельмонском аббатстве восходит к 1287 г., однако к тому времени оно, вероятно, уже полностью обезлюдело. После взятия Триполи мамлюками в 1289 г. и не позже 1291 г. цистерцианская обитель Бельмон окончательно прекратила существование.

На протяжении 3 веков развалины аббатства, лежавшие в стороне от оживленных торговых путей и городских центров, оставались заброшенными. Попытки ряда зап. ученых доказать, что после ухода цистерцианцев Бельмон был занят сир. монофизитскими монахами, не нашли подтверждения, т. к. они основывались по преимуществу на неверной идентификации происходящей из Б. сир. мелькитской рукописи (Bodl. syr. 87) как яковитской.

В османских хозяйственных документах начиная с 1519 г. встречаются скупые ссылки на земли Дейр-эль-Баламанд, имевшие статус тимара, т.е. условного земельного держания, пожалованного владельцу на время несения им воинской службы. Судя по колофонам нек-рых арабо-христ. рукописей, они были переписаны в Б. в кон. XVI в. Несмотря на это, офиц. датой основания Б. считается 1603 г. Именно с этого времени принадлежавшие ему земли из тимара превратились в вакф - неотчуждаемую собственность религ. учреждений. Согласно преданию, митр. Триполи кир Юваким (Иоаким) совместно с Бейрутским митрополитом принял решение основать на руинах цистерцианского Бельмона правосл. обитель. Большую роль в ее создании сыграл представитель известного арабо-христ. рода Сулайман аль-Язиджи, занимавший тогда пост секретаря османского наместника (вали) в Триполи. Первым настоятелем Б. стал Макарий ад-Дирани.

Постепенно мон-рь отстроили. Был восстановлен ряд цистерцианских построек, при этом весьма аскетичный по своему первоначальному убранству храм Богоматери был украшен новым алтарем и резным деревянным иконостасом, а зал капитула переделан в ц. св. Георгия. Во 2-й пол. XVII в. возводится алеппское крыло, куда затем переехала типография из Алеппо (Халеба), в XVIII в.- патриаршее крыло, а в XIX - нач. XX в.- комплекс зданий монастырской школы.

К сер. XVII в. Б. становится одним из самых значительных мон-рей в Антиохийском Патриархате. Монахи обители поддерживали связи с Россией, известно их послание 1652 г. царю Алексею Михайловичу с просьбой о денежной помощи. Архим. мон-ря Савва сопровождал Антиохийского Патриарха Макария III в его поездке в Россию в 1652-1659 гг. Стараниями Патриарха Макария в 1656 г. 3 мон-рям Сирии, в т. ч. Б., были от имени царя даны жалованные грамоты на получение милостыни из России раз в 7 лет. В 1662 г. Баламандский игум. Неофит приезжал в Москву во главе посольства от Антиохийского Патриарха.

С кон. XVII в. Б. становится ареной ожесточенной борьбы между правосл. Церковью и зарождавшимся арабо-униатством. В 1698 г. в этот мон-рь прибыли 2 алеппских монаха Герасим и Сулайман, прошедшие выучку у иезуитов из Триполи, с целью склонить братию к унии с Римом. Сторонники унии в нач. XVIII в. покинули Б. и основали собственный мон-рь в Эш-Шувайре (см. Мелькитская Католическая Церковь).

В. Г. Григорович-Барский, в 1727 г. посетивший мон-рь, оставил его описание. Численность монахов в Б. в тот период составляла ок. 30 чел., но из-за тур. притеснений количество иноков сокращалось, и монашеский устав не полностью соблюдался.

Баламандский ун-т. Б-ка им. А. ДаниаляБаламандский ун-т. Б-ка им. А. ДаниаляБ. снискал славу крупного центра религ. мысли, правосл. богословия и мистики. Его рукописная коллекция арабо-христ. сочинений, насчитывающая 170 ед. хр., считается одним из богатейших собраний такого рода не только благодаря редким иллюминированным рукописям, относящимся к шедеврам книжной миниатюры, но и за счет разнообразия тематики и широты хронологического охвата материала. Большая часть этой коллекции датируется XVII-XIX вв., однако в ней представлены и рукописи XIII-XV вв., нередко включающие в себя сир. приписки. В нач. XVII в. триполийский правосл. шейх Сулейман ибн Джурджис аль-Катиб пожертвовал в мон-рь уникальную араб. рукопись - Библию XIII в. (автограф Пимена Дамасского), древнейший полный араб. текст Библии. Рукопись содержит множество приписок, сделанных в XVI - нач. XIX в., ряд к-рых принадлежит видным деятелям сир. церковной истории. Этот манускрипт был преподнесен Патриархом Григорием VI в дар имп. Николаю II в 1913 г. (ныне хранится в СПб ФИВ РАН).

Патриарх Антиохийский Игнатий IV читает лекцию в Баламандском ун-теПатриарх Антиохийский Игнатий IV читает лекцию в Баламандском ун-теПосле Греческого восстания 1821 г., вызвавшего волну гонений на православных по всей Османской империи, мон-рь обезлюдел, мн. его имения были утрачены. Возрождение обители началось при игум. Афанасии из Дамаска (1830-1842). Он восстановил мон-рь, упрочил его экономическое положение и открыл уч-ще для араб. монахов, число к-рых тогда достигало 35 чел. Однако Антиохийский Патриарх Мефодий усмотрел в деятельности Афанасия угрозу греч. гегемонии в Патриархате и вынудил игумена оставить мон-рь и переехать в Иерусалимский Патриархат.

В 1900 г. в Б. была открыта первая в Антиохийском Патриархате правосл. духовная семинария. В нач. XX в. она насчитывала 30-40 студентов. Учебная программа строилась по образцу рус. духовных уч-щ. Лучшие выпускники продолжали образование в России.

В независимом Ливане Б. оставался важным духовным центром. В годы гражданской войны в мон-ре было много беженцев из разных частей страны, и даже разорение, к-рому подверглась обитель в 1977 г., не помешало ему в осуществлении этой благородной миссии.

Новая эпоха в истории Б. наступила 4 июня 1988 г., когда по инициативе Антиохийского Патриарха Игнатия IV Хазима был издан указ президента Ливанской Республики об открытии в нем фак-та словесности и гуманитарных наук (позже переименованного в фак-т искусств и социальных наук). Во вновь образованный ун-т, получивший статус частного, некоммерческого, независимого и светского образовательного учреждения, были включены на правах учебных подразделений Ливанская академия изящных искусств (созданная в 1948) и Ин-т богословия им. св. Иоанна Дамаскина (открытый в Б. еще в 1970). К сер. 90-х гг. XX в. в составе Баламандского ун-та действовали 4 новых фак-та: бизнеса и менеджмента, естественных наук, инженерного дела и медицинских наук. В нем обучались 1,5 тыс. студентов.

Б., в истории и архитектуре к-рого теснейшим образом переплелись католич. и правосл. мотивы, вполне закономерно был выбран местом для проведения диалога между представителями этих ведущих христ. конфессий. В 1993 г. по результатам богословских собеседований там был подписан консультативный нератифицированный документ, в к-ром представители Православной и Римско-католической Церквей высказали позицию по вопросу об униатстве как неприемлемом пути взаимоотношений, ведущем в тупик (поскольку этот документ, подписанный в т. ч. со стороны РПЦ, не носит нормативного характера, выражение «Баламандская уния», применяемое к нему его противниками, не имеет под собой ни малейших оснований - см. ЖМП. 1997. № 12. С. 24-34).

Лит.: Странствования В. Григоровича-Барского по святым местам Востока с 1723 по 1747 г. СПб., 1886. Ч. 2. С. 61-63; Asmar C. L'Abbaye de Belmont dite Deir el-Balamand. P., 1972; Catalogue des manuscrits arabes dans les monastères grecs-orthodoxes au Liban. Beyrouth, 1994. T. 3: Deir al-Balamand; Slim S. A. Balamand: Histoire et patrimoine. Beyrouth, 1995; The University of Balamand: Looking Ahead. Tripoli, [1996]; Суттнер Э. Баламадские соглашения // КатЭ. Т. 1. С. 439-441; http://www.balamandmonastery.org.lb [Электр. ресурс].
С. А. Французов
Рубрики
Ключевые слова
См.также