Михаил Андреевич (7.03.1903, имение Головково Верейского у. Московской губ., ныне Наро-Фоминский р-н Московской обл.- 19.05.1981, Москва), историк древнерус. искусства, проф., д-р искусствоведения (1956). Происходил из дворянской семьи Ильиных, к которой принадлежал и философ И. А. Ильин. Дед И., последний владелец усадьбы Быково, инженер-путеец Николай Иванович, был одним из создателей 1-й частной железнодорожной компании «Общество Московско-Рязанской железной дороги», в его честь назван подмосковный пос. Ильинский. От отца, занимавшегося обследованием территории уездов Московской губ., И. унаследовал любовь к памятникам архитектуры, подмосковным усадьбам. В 1922-1926 гг. изучал археологию и историю искусства в МГУ. Во время учебы вступил в Об-во изучения рус. усадеб (ОИРУ) и об-во «Старая Москва», был членом Комиссии по охране и реставрации памятников архитектуры Мосгубмузея. Работал в Мосгубмузее (1924-1926), Музее народоведения (1926-1928), в Секции эволюции художественных форм НИИ археологии и искусствознания РАНИОН (1928-1930), проектировщиком в Архитектурном Бюро Днепростроя (1930-1931) и Мосгорпроекте (1930-1932), московских издательствах (1931-1932), в Кабинете архитектуры ГТГ (1933-1934), наконец, в Центральных Гос. реставрационных мастерских (ЦГРМ). Участвовал в экспедициях на Русский Север (1927, 1928, 1931) с целью изучения памятников старины. 3/4 янв. 1934 г. в составе группы художников и искусствоведов, работавших в ЦГРМ, арестован ОГПУ. Обвинен в активном противодействии «мероприятиям сов. правительства по слому и сносу ненужных памятников старины (церкви, старые усадьбы, часовни, монастыри), которые, по показаниям обвиняемых, должны были воспитывать молодежь в националистическом духе. Для дискредитации Соввласти члены группы фотографировали церкви и монастыри в момент их слома и распространяли фотоснимки, иллюстрируя варварство большевиков». Виновным себя не признал и на 3 года был отправлен в ссылку в Казахстан (г. Петропавловск). В 1937 г. освобожден с поражением в правах (отменено в янв. 1941 по ходатайству Академии архитектуры СССР), до 1941 г. жил в Александрове и Малоярославце. В начале Великой Отечественной войны призван на фронт, в 1942 г. тяжело ранен в боях под Юхновoм Калужской обл. После 1943 г. работал в ГТГ, АА СССР, начал работу над кандидатской диссертацией. С 1947 г. работал в МГУ, НИИ художественной промышленности, Ин-те истории искусства АН СССР. Профессор МГУ с 1956 г., в 1968-1972 гг. зав. кафедрой истории рус. и советского искусства отделения истории искусств исторического фак-та МГУ. И. участвовал в проектировании станции метро «Добрынинская» (открыта в 1950).
Начало научной деятельности И. связано с изучением подмосковных усадеб, но круг интересов исследователя был шире: от памятников кон. XVI в. до псевдоготики XVIII в. В 20-х гг. ХХ в. И. опубликовал ряд статей, до сих пор сохранивших научное значение. В одной из них, посвященной храмам в усадьбах Годуновых, он впервые поставил вопрос о самостоятельном значении архитектуры кон. XVI в. Под влиянием научного рук. А. И. Некрасова И. занялся поиском образных характеристик рус. зодчества, развитие к-рого увязывал с изменениями в состоянии гос-ва. В этот период были опубликованы критические статьи И. об архитектуре клубных зданий и промышленных учреждений, о сложении ансамблей улиц и площадей, определяющих облик Москвы, о творчестве архитекторов К. С. Мельникова, братьев Весниных. После возвращения из ссылки, когда изучение классицистической традиции представлялось наиболее востребованным и возможным, И. опубликовал статьи о творчестве В. И. Баженова, М. Ф. Казакова, архит. И. А. Фомина, о палладианской традиции в архитектуре XVIII в.; занимался памятниками XVIII в., с архит. Л. И. Баталовым участвовал в натурном изучении мавзолея Барышниковых в усадьбе Николo-Погорелое. И. принимал участие во всех программных послевоенных изданиях, в т. ч. в сб. статей «Памятники искусства, разрушенные немецкими захватчиками в СССР» (1948), где была помещена его работа о мавзолее в Николo-Погорелом. После войны появилась возможность вернуться к изучению древнерус. архитектуры, и в 1951 г. в сб. Ин-та истории искусства АН СССР вышла статья И. об архитектуре времени царя Бориса Годунова, обосновывающая концептуальную связь между программой произведения и контекстом эпохи. В 50-х гг. ХХ в. И. начал работать над главами возобновившегося многотомного издания «История русского искусства», выходившего, как и в нач. ХХ в., под ред. И. Э. Грабаря. Позиция И.- представление о существовании 2 культур (посадской и феодальной) и о светских демократических началах рус. культуры - на долгое время определила новое понимание процессов в древнерус. архитектуре; ее можно сопоставить с теорией социологизированной истории древнерус. архитектуры, попытки создания к-рой предпринимались в 20-30-х гг. ХХ в. Подобно Некрасову, И. пытался определить тенденции в культуре, вызывающие изменения в архитектурной образности, и выявить влияние социальных групп на формообразование в зодчестве. И. ввел в научный оборот материалы натурных исследований, проводившихся в основном в 20-30-х гг. членами ОИРУ и сотрудниками ЦГРМ при реставрации или разборке памятников, обреченных на снос. Эти материалы существенно пополнили объем знаний о среднерус. средневек. зодчестве.
В истории рус. архитектуры трудно отыскать тему, историография к-рой могла бы обойтись без имени И. Одна из областей его исследований - шатровое зодчество. В отличие от мн. архитектуроведов 50-60-х гг. XX в., придерживавшихся концепции «саморазвития» формы от простого к сложному, от конструктивного к декоративному, И. искал связи между архитектурой и идейными приоритетами эпохи. В 1966 г. вышла монография «Каменная летопись Моск. Руси: Светские основы каменного зодчества XV-XVII вв.», в к-рой изложены размышления И. о 2 культурах и о возобладании светского начала над традиционализмом в архитектуре, что привело в XVII в. к обмирщению культуры; из-за противоречивости выводов книга не оказала заметного влияния на дальнейшие исследования по теме. Иное значение имела монография «Русское шатровое зодчество: Памятники сер. XVI в.: Проблемы и гипотезы, идеи и образы» (1980). Книга, содержащая большой фактический материал, в т. ч. связанный с провинциальными памятниками, обобщала представления автора об истоках шатрового зодчества. Главный тезис И.- тщетность поисков прямых прототипов шатровых храмов и предшественников ц. Вознесения в Коломенском. Автор обосновал отличие столпообразных и шатровых храмов от всех традиц. сооружений, столпообразных церквей от шатровых (в связи с отсутствием в храмах «под колоколы» единого внутреннего пространства) и тем самым показал, что изучение генезиса шатрового типа не может сводиться лишь к поиску промежуточных фаз в имманентном процессе формообразования. Он полагал, что в основе сложения нового архитектурного типа было не постепенное изменение формы, а реализация «индивидуальной идеи», нашедшей адекватное архитектурное воплощение. И. сыграл выдающуюся роль в популяризации памятников Москвы и Подмосковья, посвященные им книги неоднократно переиздавались и стали образцами путеводителя по памятникам архитектуры. Просветительское значение имела его автобиографическая кн. «Пути и поиски историка искусства». Получили известность его работы по народному декоративно-прикладному искусству.
И. воспитал не одно послевоенное поколение московских искусствоведов, среди его учеников - исследователи, внесшие значительный вклад в отечественную науку (напр., А. И. Комеч). Подобно Некрасову, он прививал своим ученикам навык изучения памятника не в кабинетных условиях, а при натурном осмотре, совершал с ними ознакомительные поездки по рус. городам, пешие прогулки по улицам Москвы.