АГРЕФЕНИЙ
Том I , С. 268
опубликовано: 16 августа 2010г.

АГРЕФЕНИЙ

(2-я пол. XIV в.), архим. смоленского Богородичного мон-ря. В 70-х гг. XIV в. совершил паломничество в Иерусалим и составил описание «Хождение архимандрит Агрефенья», дошедшее в 2 списках - XV и XVI вв. Имя паломника в научной лит-ре передавалось по-разному (Григентий, Грефений, Парфений), позднее общепринятым стало его именование Агрефением. Датировка «Хождения» 70-ми гг. XIV в., принадлежащая архим. Леониду (Кавелину), основана на отсутствии упоминания турок, приведении имен «Иерусалимского митрополита» Германа и еп. Марка II († 1378), а также на указании владений арм. духовенства в Иерусалиме. «Хождение» начинается перечнем рус. городов (Москва, Тверь, Смоленск, Новгород, <Великие> Луки, Витебск, Друцк, Слуцк, Белгород); затем путь паломника лежит на Царьград и Иерусалим (по дороге А. посетил о-ва Митилина, Хиос (Стихий), Родос, Патмос, Кипр). Путник последовательно описывает расположение Иерусалима («стоит в горах»), главные христ. святыни (ц. Воскресения с ее реликвиями, Сион, Голгофу, гроб Давидов, св. Келью и др.). Далее следуют краткие описания Гефсимании, Галилеи, Вифлеема, Вифании, лавры св. Саввы, Назарета. В «Хождении» А. отметил совершение в Иерусалиме богослужения разными христ. Церквами: яковитами, хабежами (эфиопами), фрягами (католиками), греками, армянами, иверами (грузинами). Рассказ паломника насыщен упоминаниями лиц и событий ВЗ (гибель Содома и Гоморры, Авраам и Исаак, гроб царя Давида и др.) и НЗ (Христос и Пилат, св. Иоанн Предтеча и др.). Упоминает А. также и апокрифические образы (Авимелех, проспавший 62 года, и др.), что свидетельствует о книжной образованности, наблюдательности автора, сумевшего, не повторяя сведений Даниила игумена, своего предшественника, найти краткие, но выразительные слова для характеристики тех мест, к-рые он посетил. Н. И. Прокофьев, разыскавший и опубликовавший список «Хождения» XV в., обратил внимание на инженерно-экономический аспект при описании архитектурных памятников (в частности, закладку храмов на цистернах), а также на легендарные элементы и на нек-рый архаизм лексики.

Изд.: Хождение архимандрита Грефенья, обители Пресв. Богородицы, [во Святую землю] / Публ. Я. И. Горожанского // РФВ. 1884. № 4. С. 251-312; 1885. № 1. С. 1-43; Прокофьев Н. И. Хождение Агрефения в Палестину: (Текст и археогр. примеч.) // Литература Древней Руси. М., 1975. Вып. 1. С. 136-151. (Сб. тр. МГПИ; Вып. 1).
Лит.: Леонид (Кавелин), архим. Два православных славянских паломника XIV века... // он же. Три статьи к русскому палестиноведению. СПб., 1889. С. 1-11. (ППС; Вып. 16. Т. 1).
О. А. Белоброва
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • ДАНИИЛ (XVI - нач. XVII в.), архим. мон-ря «града Корсуня в Белой России», совершивший в 1592 г. хождение в Св. землю и написавший об этом «Книгу Беседы о пути Иерусалимском»
  • АРСЕНИЙ СОЛУНСКИЙ (не позднее сер. XV в.), диакон одной из церквей в Солуни (греч. Фессалоника), автор описания палестинских святынь
  • ВАРСОНОФИЙ (XV в.), иером., автор Хождений в Сирию и Палестину (1456), в Египет и на Синай (кон. нояб. 1461 - сер. янв. 1462)
  • ДАНИИЛ (2-я пол. XI - 1-я пол. XII в.), игум., возможно, еп. Юрьевский, автор самого раннего сохранившегося древнерус. описания паломничества в Св. землю («Житье и хожение Данила, Русьскыя земли игумена»)
  • АНТОНИЙ (Добрыня Ядрейкович; † 1232 ), архиеп. Новгородский, писатель, свт. (пам. 8 окт., 10 февр.)
  • БРЕЙДЕНБАХ Бернхард фон (1440-1497), пребендарий Майнцского собора, совершивший в 1483-1484 гг. паломничество в Св. землю и на Синай
  • ГАГАРА Василий Яковлевич; посл. треть XVI в. - после 1637, казанский купец, паломник, автор «Хождения» в Грузию, в Св. землю, на Синай, в Египет и в К-поль
  • ААРОН (Казанский Александр; 1818? -1890), архим., регент в ТСЛ
  • АБУ-ГОШ придорожное селение в Иудее (12 км на северо-запад от Иерусалима)
  • АВВАКУМ (Честной Дмитрий Семенович; 1801-1866), архим., синолог