ИОАКИМ IV
Том XXIII , С. 164-165
опубликовано: 10 февраля 2015г.

ИОАКИМ IV

ибн Джума († 20.01. 1576, Дамаск), патриарх Антиохийский (с 1543). Уроженец Дамаска. До вступления на Патриаршую кафедру 11 лет (с 1532) возглавлял Бейрутскую епархию (известен колофон И. 1533/34 г., где он называет себя епископом Бейрута (Troupeau. 1972. P. 16)). После низложения Собором вост. патриархов Антиохийского патриарха Дорофея III И. приблизительно в кон. 1543 г. был возведен на Антиохийский престол (в сочинениях Антиохийского патриарха Макария III (Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 75, 82) датировки 1533/34 и 1540/41 ошибочны).

В трудах ряда историков, напр. М. Лекьена и С. Каралевского, предполагалось существование еще одного патриарха Иоакима (III) в 1-й пол. XVI в. Каралевский указывал, что Иоаким (III) упоминается в 2 документах - 1527 и 1531 гг., где говорится о привилегиях мон-ря на о-ве Лесбос. Кроме того, подпись патриарха Иоакима стоит под к-польским синодальным актом о правах др. мон-ря (май 1540). Ж. Насралла попытался объяснить эти факты, представив их как сведения об одном патриархе Иоакиме, к-рый якобы был избран в К-поле ок. 1516 г. (после завоевания Сирии османами) и до 1543 г. пребывал там в качестве титулярного архиерея. Тем не менее установлено, что упоминания Иоакима Антиохийского в 3 указанных документах (изд.: Παπαδόπουλος-Κεραμεύς ᾿Α. Μαυρογορδάτειος βιβλιοθήκη. Κωνσταντινούπολις, 1884. Σ. 7-8, 171-172) являются интерполяциями. В этих документах рядом с именами К-польского патриарха Иеремии I (1522-1546) и его архиереев стоят имена патриархов Сильвестра Александрийского (1567-1590) и Иоакима Антиохийского, поставленные, вероятно, ок. 1587 г., когда Сильвестр и Антиохийский патриарх Иоаким V Дау (1581-1592) подписями подтвердили действительность грамот, выданных мон-рям несколькими десятилетиями ранее. Т. о., эти подписи не могут влиять на датировку Патриаршества И.

В течение 7 лет (ок. 1543-1550) Патриарший престол у И. оспаривал Макарий ибн Хиляль, митр. Кары и Аккара. И. служил в дамасской ц. святых Киприана и Иустины, а Макарий и его сторонники удерживали небольшую ц. св. Анании. Незадолго до смерти Макарий отказался от дальнейшей борьбы, принес покаяние и примирился с И.

15 июня 1557 г. И. по приглашению синайских монахов совместно с Александрийским и Иерусалимским патриархами принял участие в церковном Соборе в Каире, на котором был низложен за неканонические действия синайский игум. Макарий. Сохранился колофон араб. рукописи, сообщающий о 6-месячном пребывании И. в Египте (приблизительно в июне-нояб. 1557), о 4-месячной остановке на Синае и о прибытии в Иерусалим в апр. 1558 г. (Troupeau. 1972. P. 102).

В сент. 1558 г. из Москвы на Ближ. Восток отбыло посольство архидиак. Геннадия и В. Познякова, к-рое везло милостыню царя Иоанна IV Васильевича Грозного ближневост. патриархам и мон-рям. Между апр. и нояб. 1560 г. Позняков посетил Дамаск, где встречался с И. и передал ему царские дары - соболью шубу и «рухляди» на 200 р. Эти подарки были весьма скромными: Антиохийский Патриархат находился в то время на периферии церковно-политических интересов Московского царства. И. передал с рус. посольством благодарственную грамоту (единственное известное его сочинение), полную гиперболических славословий Иоанну IV и просьб о новой милостыне, в частности для Сайднайского мон-ря под Дамаском.

Позднейшие арабо-католич. историки утверждали, что И. благосклонно относился к католикам и в 1560 г. запретил своим епископам называть их «еретиками». Тем не менее известна рукопись «Книги о еретиках», в к-рой содержатся сведения о догматических и об обрядовых расхождениях между «франками и румами» (католиками и православными); рукопись переписана ближайшим сподвижником И. свящ. Мусой ибн Сааде из сел. Мармарита, копиистом многих манускриптов 1569-1590 гг., пожертвованных им в разные сир. мон-ри.

И. также переписывал рукописи (сохр. автограф 1566 г.; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 3. N 6). Известна книга с вкладной записью 1547 г. из ц. святых Киприана и Иустины диакона Исы, сына патриарха Михаила V, заверенная И. (РГАДА. Ф. 1608. № 129. Л. 3; о датировке см.: Морозов Д. А. Цифровые системы в арабо-христианских и греч. рукописях IX-XVII вв. // Палеография и кодикология: 300 лет после Монфокона: Мат-лы Междунар. науч. конф., Москва, 14-16 мая 2008 г. М., 2008. С. 116).

В 1573/74 г. под председательством И. в Дамаске прошел Собор, упорядочивший правила бракосочетания христиан и установивший фиксированные размеры выкупа за невесту в зависимости от имущественного положения ее семьи. В февр. 1575 г. И. подписал определение К-польского Собора, восстанавливавшее епископскую кафедру на Синае. И. продолжал активное архипастырское служение до последних месяцев жизни, о чем свидетельствует колофон о посещении им дер. Фурзуль в Юж. Сирии в сент. 1575 г.

Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. Кн. 1. Л. 142-143 об., 169 об.- 173 об.
Ист.: Abdallah ibn Trad. Mukhtasar ta'rkh al-'asa qifa. Bayru t, 2002. P. 27 (рус. пер.: Из бейрутской церковной летописи XVI-XVIII вв. // Древности Восточные. М., 1907. Т. 3. Вып. 1. С. 32); Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f ta'rkh baa riqat al-kansa al-'ana kiyya. Bayru t, 2006. P. 136-137 (рус. пер.: [Михаил Брейк]. Список антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 425-426); Павел Алеппский. Путешествие. С. 680; al-Makhua t al-‘arabiyya f-l-'adyira al-'urthu dhuksiyya al-'ana kiyya f Lubna n [=Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского Патриархата в Ливане]. Bayru t, 1991. Vol. 1. N 38 (на араб. яз.); Troupeau G. Catalogue des Manuscrits Arabes / Bibliothèque Nationale de France. P., 1972. Pt. 1: Manuscrits Chrétiens. T. 1. N 9, 139; Россия и Греческий мир в XVI в. / Ред.: С. М. Каштанов. М., 2004. Т. 1. С. 261-263.
Лит.: Le Quien. OC. T. 2. Col. 770-772; Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком по делам церковным. СПб., 1858. Т. 1. С. 95-103; Порфирий (Успенский), архим. Восток Христианский: Сирия // ТКДА. 1875. № 12. С. 96; Karalevskiy C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 636-637; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 31-36, 66-68, 73, 75-76, 82; Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: Начало диалога // Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 204-205.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также