ИОАКИМ V
Том XXIII , С. 165-167
опубликовано: 10 февраля 2015г.

ИОАКИМ V

Дау († 7.10.1592, обл. Хауран, Сирия), патриарх Антиохийский (с 1581). Согласно одной из рукописей, происходил из с. Сафита под Тартусом, согласно другой - был сыном свящ. Исхака из Дамаска. До избрания на Патриаршество носил имя Дорофей. Занимал кафедру митрополита Триполи (в этом сане впервые упом. в колофоне ркп. из мон-ря Хаматура, 1574).

После смерти Антиохийского патриарха Иоакима IV ибн Джумы (1576) Дорофей наряду с митрополитами Макарием Евхаитским и Григорием Халебским выдвигался кандидатом на патриарший престол. После того как Григорий отказался от престола в пользу Макария (Михаил VII), Дорофею пришлось сделать то же. В патриаршество Михаила Дорофей играл видную роль на правосл. Востоке. В кон. 1578 - нач. 1579 г. он, как экзарх К-польского патриарха Иеремии II, выступал третейским судьей в конфликте Иерусалимского патриарха Германа, монахов лавры св. Саввы Освященного и митр. Иоакима Вифлеемского. От этого времени сохранилась рукопись, переписанная Дорофеем в Архангельском мон-ре Иерусалима (СПбФИВ РАН С 869; янв.-март 1579); в колофонах Дорофей упоминает своих спутников священников Ису и Михаила, впосл. занимавших заметное место в его окружении.

Приблизительно в нач. 1581 г. произошел конфликт между патриархом Михаилом и христ. общиной Дамаска, под давлением к-рой патриарх отрекся от престола и покинул Дамаск. Дамасские христиане призвали митр. Дорофея и провозгласили его патриархом с именем Иоаким (ранее 25 мая 1581 - Legrand. Bibl. hell. XVe-XVIe. T. 4. P. 257). Однако вскоре Михаил отказался от своего отречения и совместно с верными ему епископами предал анафеме И. и его сторонников (по сведениям ряда хронистов, отлучение, наложенное Михаилом на дамасских христиан, предшествовало избранию И.). В свою очередь И. вместе с примкнувшей к нему частью клира отлучил Михаила. Антиохийский Патриархат был ввергнут в смуту: юж. епархии поддержали И., северные - Михаила. Конфликт сопровождался сильнейшим взаимным ожесточением. Позднейшие хронисты, не приводя подробностей, пишут об убийствах нек-рых именитых христиан.

В 1582 г. Михаил ездил в К-поль, где получил признание патриарха Иеремии II, а также фирман султана, подтверждавший его полномочия. Однако жители Дамаска, подкупив местные османские власти, проигнорировали султанское повеление и не приняли Михаила. И. сумел привлечь на свою сторону Иерусалимского и Александрийского патриархов, с к-рыми должен был поддерживать тесные отношения со времен своего пребывания в Иерусалиме в 1579 г., и задействовал связи с к-польскими греками. В результате Высокая Порта по ходатайству 3 патриархов издала 25 июня 1583 г. указ о высылке Михаила из Сирии. Михаил снова отправился в К-поль, однако уже не нашел там поддержки. Свящ. Синод К-польской Церкви предложил ему окончательно отречься от престола. По одним данным, Михаил умер на обратном пути на о-ве Родос ок. 1583/84 г., по другим - дожил до кон. 1592 г., однако отказался от дальнейшей борьбы за престол.

Т. о., к 1584 г. И. остался единственным законным Антиохийским патриархом. Борьба претендентов за Патриарший престол сильно разорила христиан Сирии, Церковь была обременена долгами. И., очевидно, пообещал османским властям за поддержку больше, чем мог заплатить. Уже в 1583 г. он вынужден был скрываться от дамасского паши, требовавшего с него денежных выплат, в долине Бекаа, слабо контролируемой османской администрацией.

Противостояние патриархов совпало с активным проникновением в посл. трети XVI в. на Ближ. Восток католических миссий, стимулировавших дальнейшее сближение с Римом маронитов и призывавших к тому же православных и монофизитов (миссии Ж. Б. Элиано в 1578-1579 и 1580-1582). Раскол в Антиохийской Церкви вызвал живейший интерес в Риме, т. к. давал возможность привлечь к унии хотя бы одного из патриархов-соперников. В 1583 г. папа Григорий XIII направил на Восток посольство во главе с иезуитом Леонардом Абелем, титулярным еп. Сидонским, которому предписывалось провести переговоры с лидерами Вост. Церквей и склонить их к унии на условии признания Ферраро-Флорентийского Собора и реформы календаря 1582 г. Абель неоднократно встречался в Халебе с патриархом Михаилом, к-рый, чувствуя, что проигрывает борьбу за Патриаршество, пытался опереться на поддержку католиков и заявил о готовности принять унию. Не позже лета 1584 г. Абель встречался с И. в дер. Айта в Бекаа. И., находившийся в катастрофическом финансовом положении и избегавший появляться в Дамаске и Триполи, не мог вступить в конфликт еще и с католич. миром. Он встретил Абеля любезно, но на предложение принять унию отвечал уклончиво, заявив о необходимости обсудить этот вопрос с церковной иерархией, паствой и главами соседних Церквей. И. назначил легату следующую встречу в Триполи, однако уже в сент. 1584 г. покинул Сирию и отбыл в К-поль, где надеялся получить финансовую поддержку К-польского патриарха. Для католич. дипломатии фактический отказ И. от продолжения переговоров означал неудачу миссии. Антилат. позиция И. проявилась достаточно очевидно; в силу этого в позднейшей католич. историографии он назывался антипатриархом, а легитимным Антиохийским патриархом в 1576-1592 гг. считался Михаил VII.

Возобновление контактов с католиками вызвало оживление интеллектуальной жизни в Антиохийской Церкви. Появились как прокатолич. произведения (письмо в Рим группы триполийских христиан, сент. 1584), так и антилат. трактаты. Среди последних получил наибольшую известность (сохр. в 7 копиях) ответ на послание папы Григория XIII, к-рый составил Анастасий ибн Муджалла, один из приближенных И. (впосл. митрополит Триполи). Сохранились также написанные в этот период анонимный ответ папским легатам и антикатолич. сочинение дамаскинца Юханны ибн Мусаллы.

В К-поле И. скоро убедился в невозможности получить помощь от греков: внутренние конфликты в нач. 80-х гг. в К-польской Патриархии, как и в Сирии, привели к разорению Церкви. 10 марта 1585 г. И. участвовал в интронизации нового К-польского патриарха Феолипта II; 23 апр. И. вместе с Феолиптом и Александрийским патриархом Сильвестром встречался с русским послом Борисом Благим, к-рый привез царскую милостыню в К-поль и на Афон. Возможно, общение с Благим, а также с Вифлеемским митр. Иоакимом, возвращавшимся в это же время из Москвы, подтолкнули И. к решению обратиться за помощью к России.

Не позднее осени 1585 г. И. прибыл в Галицию, где принял активное участие в жизни Западнорусской митрополии, как считается с санкции патриарха Феолипта, озабоченного кризисом Православия на этих землях. И. поддержал Львовское братство в конфликте со Львовским еп. Гедеоном (Балабаном), к-рого члены братства обвиняли в недостойном поведении. Патриарх утвердил устав братства, согласно к-рому оно было освобождено от власти Львовского епископа, получило право наблюдать за образом жизни духовенства и мирян, могло оказывать сопротивление епископу в случае нарушения им церковных канонов. И. опубликовал воззвание к православным западнорус. земель с призывом поддержать львовскую школу и типографию. Из сохранившегося фрагмента послания И. западнорус. духовенству следует, что к патриарху обратились «многие люди духовные и мирские» с жалобами на то, что Киевский митрополит и подчиненные ему епископы - «двоеженцы и блудодеи». Патриарх выступил с резкой критикой недостойного поведения духовенства, которая нашла отражение в 2 его грамотах на араб. языке, адресованных львовской пастве.

12 апр. 1586 г. И. отправил из Львова грамоту царю Феодору Иоанновичу с просьбой о разрешении приехать в Россию. По дороге в Москву или на обратном пути патриарх проезжал через Киев, где местный живописец нарисовал его парсуну, к-рую 70 лет спустя описал архидиак. Павел Алеппский: «Цвет лица у него очень темный, борода с проседью, клином» (Павел Алеппский. Путешествие. С. 538). В сопровождении архидиакона и 5 старцев из Сирии И. через Смоленск прибыл в Москву, где находился с 17 июня по 11 авг. 1586 г.

В России И. принимали со всей пышностью; это был 1-й приезд на Русь правосл. патриарха. И. поднес царю в дар частицы мощей ап. Анании, сщмч. Игнатия Богоносца, вмч. Георгия, сщмч. Киприана и мц. Иустины. Московское правительство во главе с Борисом Годуновым вело с И. переговоры о перспективах учреждения на Руси Патриаршества; судя по всему, И. предлагали своей властью возвести в патриархи Московского митрополита, но И. не решился сделать это без санкции глав остальных Поместных Церквей. Патриарх посетил Троице-Сергиев мон-рь. Один из сопровождавших И., свящ. Иса, написал на араб. языке стихотворное сочинение о Московии (изд.: Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 86-88), полное гиперболических славословий рус. царю и восторженных описаний богатства и могущества московитов. Эта поэма стала для 3 поколений правосл. арабов главным источником сведений о сев. единоверцах.

И. отправился обратно с богатыми дарами. Проезжая через Молдавию, он подарил местному еп. Георгию (Могиле) икону Богоматери; вкладная запись на иконе датирована 7095 (1586/87) г. Нек-рое время И. находился в К-поле, после чего совместно с Александрийским патриархом Сильвестром через Фессалонику отплыл на Ближ. Восток.

Во время отсутствия И. в Сирии его замещал Михаил, митр. Триполи и Эль-Куры; вероятно, тот же Михаил еще в сане иерея сопровождал И. в Иерусалим в 1579 г. Ок. 1587 г. Михаил был низложен по обвинению в канонических проступках совместным решением И. и Иерусалимского патриарха Софрония V. На Триполийскую кафедру был возведен Анастасий ибн Муджалла, который впосл. присоединил к своим владениям епархии Бейрута, Тира и Сайды и стал наиболее влиятельным человеком в Антиохийской Церкви после И. Спутник И. по поездке в Россию Иса был рукоположен во митрополита Хамы.

В мае 1590 г. И. участвовал в К-польском Соборе, к-рый подтвердил учреждение в Москве Патриаршества. 5 июля 1590 г. в Каире И. возвел на трон Александрийского патриарха свт. Мелетия I Пигаса, потом вместе с ним посетил мон-рь вмц. Екатерины на Синае. 7 окт. 1592 г. И. погиб («был мученически умерщвлен», по словам хронистов) при посещении обл. Хауран к югу от Дамаска, на краю пустыни.

Память И. как священномученика указана под 17 окт. в «Новом Синаксаристе», составленном в афонском мон-ре Симонопетра иером. Макарием (Μακαρίος Σιμωνοπετρίτης, ἱερομόν. Νέος Συναξαριστὴς τῆς ᾿Ορθοδόξου ᾿Εκκλησίας. ᾿Αθῆναι, 2009 2. Τ. 2: ᾿Οκτώβριος. Σ. 197).

Патриаршество И. ознаменовалось подъемом внешнеполитической и культурной активности в среде правосл. арабов (мелькитов). Стимулами лит. оживления стали как католич. экспансия, потребовавшая от них выработки четкой культурно-политической самоидентификации, так и активизация контактов с единоверцами Балкан и Вост. Европы, резко раздвинувшая геополитические и культурные горизонты арабов-христиан. Творчество митрополитов Анастасия ибн Муджаллы, Исы и Иоакима Вифлеемского (в 1589-1591 жил в мон-ре Хаматура под Триполи) представляет собой начальную фазу «мелькитского ренессанса».

Арх.: РГАДА. Ф. 52/1. Кн. 2. Бытность в Москве Антиохийского патриарха Иоакима. Л. 148-180 об.; СПбФИВ РАН С 869. Л. 134 об.- 135; В 1220. Л. 85 об.- 104 об.
Ист.: Brayk M. Al-haqa 'iq al-wa fiya f ta'rkh baa riqat al-kansa al-'ana kiyya. Bayru t, 2006. P. 139-141 (рус. пер.: [Михаил Брейк]. Список антиохийских патриархов / Пер.: еп. Порфирий (Успенский) // ТКДА. 1874. № 6. С. 426-429); Павел Алеппский. Путешествие. С. 680; al-Makhua t al-‘arabiyya f-l-'adyira al-'urthu dhuksiyya al-'ana kiyya f Lubna n [= Арабские рукописи в монастырях православного Антиохийского Патриархата в Ливане]. Bayru t, 1991. Vol. 1. N 39; 1994. Vol. 2. N 123 (на араб. яз.); Freydjat F. Baa riqat al-'Anakiya al-malikiyyu n f-l-qarnayn as-sa dis (?)lsquo;ashar wa-s-sa bi(?)lsquo; (?)lsquo;ashar [= Мелькитские Антиохийские патриархи в XVI-XVII вв.] // al-Masarra. Harissa, 1998. N 84. P. 28-29; [Cheikho L.] Risa la wudjha ar-ru m a-ara bulusiyyn 'ila -l-ba ba  Ghrghu riyu s ath-tha lith (?)lsquo;ashar [= Послание румов Триполи к папе Григорию XIII] // al-Mashriq. 1906. P. 357-361; Патриаршие документы (1592-1735) // Мат-лы для истории архиепископии Синайской горы. СПб., 1909. Т. 2. С. 264-272. (ППС; 58); Monumenta confraternitatis stauropigianae Leopoliensis / Ed. W. Milhowicz. Leopolis, 1895. T. 1. N 73, 80, 82 (a, b).
Лит.: Муравьев А. Н. Сношения России с Востоком. СПб., 1858. Т. 1. С. 148-149, 169-179; Малышевский И. И. Александрийский патр. Мелетий Пигас и его участие в делах Рус. Церкви. К., 1872. Т. 1. С. 255, 293, 630; Порфирий (Успенский), архим. Восток Христианский: Сирия // ТКДА. 1876. № 3. С. 97; Николаевский П. Ф., свящ. Учреждение патриаршества в России. СПб., 1880. С. 38-51; Karalevskiy C. Antioche // DHGE. T. 3. Col. 636-637; Крачковский И. Ю. Грамота Иоакима IV, патриарха Антиохийского, львовской пастве в 1586 г. // Он же. Избр. соч. М.; Л., 1960. Т. 6. С. 445-454; Graf. Geschichte. Bd. 3. S. 89; Nasrallah. Chronologie, 1500-1634. P. 5-7, 38-48, 68-72, 76-77, 84; idem. Histoire. Vol. 4(1). P. 181-183; Карташев. Очерки. Т. 1. С. 603-605, 617; Т. 2. С. 12-16; Дмитриев М. В., Флоря Б. Н., Яковенко С. Г. Брестская уния 1596 г. и обществ.-полит. борьба на Украине и в Белоруссии в кон. XVI - нач. XVII в. М., 1996. Ч. 1: Брестская уния 1596 г.: Ист. причины. С. 117-119, 124; Макарий. История РЦ. Кн. 5. С. 229-231; Кн. 6. С. 28-30; Панченко К. А. Россия и Антиохийский патриархат: Начало диалога // Россия и Христ. Восток. М., 2004. Вып. 2/3. С. 206-208; он же. Митрополит Иса и первое арабское описание Московии (1586 г.) // ВМУ: Вост. 2007. № 4. С. 87-95; он же. Триполийское гнездо: Православная община г. Триполи в культурно-полит. жизни Антиохийского патриархата XVI - 1-й пол. XVII в. // Вестн. ПСТГУ. Сер. 3: Филология. 2009. Вып. 1(15). С. 47-62.
К. А. Панченко
Рубрики
Ключевые слова
См.также