(† сер. XVII в. (?), Б. Соловецкий о-в), блж., Христа ради юродивый (пам. 9 авг.- в Соборе Соловецких святых), Соловецкий. Упоминается в «Истории о отцех и страдальцех соловецких» С. Денисова (10-е гг. XVIII в.; см. в ст. Денисовы) как юродивый инок Соловецкого в честь Преображения Господня мужского монастыря. И. предвидел день своей смерти и много раз спрашивал монахов обители, будет ли кто-нибудь его спутником в Иерусалим. Лишь когда тело И. было обретено рядом с Филипповым колодцем, братии стало ясно, что подвижник говорил о Небесном Иерусалиме. Из рассказа С. Денисова следует, что И. скончался ранее Соловецкого восстания 1667-1676 гг., однако упоминаемый в «Истории...» Филиппов колодец можно отождествить лишь с колодцем в Филипповской пуст., создание к-рой следует отнести к ок. 20-30-х гг. XVIII в. Часовня с колодцем на месте отшельничества игум. Филиппа на берегу Игуменского оз., неподалеку от монастырского кирпичного завода, впервые упоминается в описании Соловецкого мон-ря 1758 г. Филипповская пуст. не названа в описаниях обители 1678, 1705 и 1722 гг. Строительство часовен вне Соловецкого мон-ря известно с сер. XVII в. Они ставились в местах, связанных с памятью Соловецких святых, но гл. обр. на монастырских промыслах. К нач. XVIII в. вне монастыря располагалось 5 деревянных часовен, к сер. XVIII в. их число возросло почти вдвое (Скопин В. В. Филипповские пустынь и часовня на Соловках // Соловецкое море: Альманах. 2007. Вып. 6. С. 102-110).
Канонизация И. совершилась включением его имени в Собор Соловецких святых, учрежденный в 1993 г. по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II.