митр. Клавдиополя (ныне Болу, Турция) (рубеж XI и XII вв.), автор антилат. полемического соч. «Слово об опресноках». Сведений о жизни И. нет. Сочинение сохранилось по крайней мере в 14 греч. рукописях в собраниях Москвы, Ватикана, Афона и др. Две древнейшие рукописи датируются XIII в. (Vatop. gr. 229; ГИМ. Син. греч. № 240).
В начале произведения И. осуждает обычаи опресноков, соблюдение субботы, вкушение удавленины и Filioque. Далее И. критикует участие священников в военных действиях, соблюдение поста по Господским праздникам, если те приходятся на среду, пятницу или субботу. И. считает, что латиняне, «исповедуя Христа, кажутся сопричисленными христианам, творя же опресноки, почитая субботы и имея некие очищения и окропления, иудействуют, а вкушая удавленину и кровь, уподобляются не ведающим Бога народам» (Бармин. 2001. С. 149). И. задается вопросом, как столь разные обычаи вошли в практику зап. христиан? Объяснение латинян о том, что все это они сохранили как устное предание апостолов, он решительно отвергает: апостолы не могли устно отменить то, что в своих посланиях наказывали соблюдать (Там же. С. 151). И. указывает, что эти нововведения появились позднее, после захвата Рима германцами. Далее И. перечисляет еще 16 заблуждений латинян и приводит выдержки из Свящ. Писания и сочинений отцов Церкви, опровергающие законность данных обычаев.
Выдержки из сочинения И. впервые издал рус. исследователь А. С. Павлов (Павлов А. С. Критические опыты по истории древнейшей греко-русской полемики против латинян. СПб., 1878. С. 189-191). В 1963 г. Ж. Даррузес указал на 2 упоминаемых в источниках митрополитов Клавдиополя с именем Иоанн, занимавших кафедру в 90-х гг. XI в. и в 70-х гг. XII в., и отождествил автора «Слова об опресноках» с первым из них. Он указал также на родство «Слова об опресноках» с сочинениями визант. полемистов, участвовавших в 1112 г. в диспуте с Петром Гроссолано, а также с анонимным соч. «О франках и прочих латинянах», к-рое в рукописной традиции приписывается свт. патриарху Фотию. В 1998 г. российский исследователь И. С. Чичуров опубликовал обнаруженный им текст (Vat. gr. 828) под именем «митрополита России» Ефрема, близкий по содержанию к трактату «О франках...» и ставший прообразом этого сочинения. Издатель отождествил автора с митр. Ефремом Киевским (1054/55-1061/62). В 2001 г. российский исследователь А. В. Бармин, издавший «Слово об опресноках» по московским рукописям, предположил, что поводом для создания текста послужили события 1-го крестового похода и негативное отношение большинства представителей визант. элиты к крестоносцам и самой идее крестовых походов. Вслед за А. Поппе Бармин сделал вывод, что автором сочинения был не Киевский митр. Ефрем, грек по происхождению, а св. Ефрем, митр. Переяславский (киевский монах), в 1086 г. названный «митрополитом России» на одном из заседаний патриаршего Синода в К-поле. Ошибку в титуловании Ефрема Переяславского Поппе и Бармин относят на счет позднейших переписчиков рукописей. «Слово об опресноках», по мнению Бармина, вскоре после создания было отправлено митр. Ефрему Переяславскому, вероятно, самим И., с к-рым Ефрем мог познакомиться во время пребывания в К-поле в 80-х гг. XI в.