ИОАНН
Том XXIII , С. 403-405
опубликовано: 9 марта 2015г.

ИОАНН

(Доброзраков Михаил Степанович; 1790, с. Чиреси Лукояновского у. Нижегородской губ.- 23.06.1872, Кременский Вознесенский мон-рь), архиеп. Донской и Новочеркасский. Род. в семье Стефана Михайлова, который в сане диакона служил в Богородице-Рождественской ц. с. Чиреси, а впосл. в сане протоиерея - в Сергиевской ц. с. Кондрыкина. Поступил в Нижегородскую ДС, получил фамилию Доброзраков. По свидетельству современника, «своим внешним видом оправдывал свою фамилию», «отличался открытым, веселым, сообщительным темпераментом». По окончании семинарии в авг. 1814 г. поступил в СПбДА. Учился во 2-м курсе (наборе), при ректоре архим. св. Филарете (Дроздове). Однокурсниками были буд. архим. прп. Макарий (Глухарёв), архиеп. Иринарх (Попов), еп. Иоанникий (Образцов). Окончив академию 18 июля 1817 г. со степенью магистра богословия, 24 июля был назначен профессором церковной и гражданской истории Черниговской ДС. С 13 февр. 1818 г. возглавлял одновременно уездное и приходское духовные уч-ща Чернигова. Собирался жениться на дочери протоиерея, но свадьба не состоялась: по словам И., «святитель Николай не благословил».

20 авг. 1819 г. был переведен в СПбДА бакалавром кафедры церковного красноречия. 21 авг. пострижен в монашество. 26 авг. посвящен в сан диакона, 8 сент.- в сан иерея. 22 дек. того же года указом Синода причислен к соборным иеромонахам Александро-Невской лавры. 30 янв. 1820 г. утвержден действительным членом Академической конференции и членом Внешнего академического правления. 31 окт. 1819 г. по представлению Академической конференции митр. Новгородский и С.-Петербургский Михаил (Десницкий) возложил на И. обязанности заведования академической б-кой. 26 июля 1821 г. удостоен звания бакалавра богословских наук и назначен инспектором академии. 16 авг. того же года возведен в сан архимандрита, назначен настоятелем юрьев-польского во имя архангела Михаила монастыря Владимирской епархии. По воспоминаниям академического периода, И. «не любил слишком много обременять себя административными заботами, но вместе с тем не стеснял ни наставников, ни студентов» (Р. С. 1872. С. 228). Отличался большой эрудицией, гибкостью и живостью ума, красноречием, благодаря к-рому считался лучшим проповедником в С.-Петербурге. Лекции И. во многом носили импровизационный характер.

Иоанн (Доброзраков), архиеп. Донской. Портрет. 60-е гг. XIX в. (РГИА)Иоанн (Доброзраков), архиеп. Донской. Портрет. 60-е гг. XIX в. (РГИА)

Еще до защиты докторской диссертации, 17 окт. 1822 г. И. получил должность экстраординарного профессора богословия СПбДА. В тот же день по распоряжению Комиссии духовных уч-щ назначен членом временного академического Комитета по составлению руководства по преподаванию философских наук в семинариях. 5 сент. 1823 г. «за ревностное и успешное прохождение должностей» указом Синода И. был поставлен настоятелем новгородского Антония Римлянина монастыря. С 23 февр. 1824 по 16 мая 1827 г. член цензурного комитета, учрежденного при СПбДА. С 14 нояб. 1824 г. ректор СПбДС, профессор богословских наук, с 25 (по др. сведениям, с 14) нояб. того же года настоятель Ферапонтова Лужецкого монастыря. С 30 нояб. того же года член С.-Петербургской духовной консистории. 8 янв. 1825 г. определен благочинным преподавателей Закона Божия в кадетских корпусах и др. учебных заведениях столицы. 25 февр. 1825 г. защитил докторскую диссертацию по герменевтике на лат. языке (Delineatio hermeneuticae sacrae, ad usum studiororum sacrae scripturae accomodata [Священная герменевтика]. СПб., 1828), 12 марта стал обладателем ученой степени доктора богословия, что было достаточно редким явлением в России 20-х гг. XIX в. Труд И. в течение мн. лет служил учебником по дисциплине «толкование Священного Писания» в духовных академиях и семинариях. 30 янв. 1826 г. Комиссия духовных училищ при Синоде назначила И. ректором СПбДА и профессором богословских наук. 4 июня 1826 г. С.-Петербургский митр. Серафим (Глаголевский) объявил И. благодарность за пожертвование им книг для семинарии и Александро-Невского ДУ. 6 июля И. был утвержден в должности члена С.-Петербургской синодальной конторы. 14 янв. 1829 г. И. стал настоятелем пинского Братского в честь Богоявления монастыря Минской епархии.

5 авг. 1830 г. И. был назначен, а 17 авг. в столичном Казанском соборе С.-Петербургским митр. Серафимом хиротонисан во епископа Пензенского и Саранского. 23 авг. 1830 г. удостоен полного архиерейского облачения из Кабинета Его Императорского Величества. Зарекомендовал себя деятельным, энергичным и требовательным по отношению к приходскому духовенству архиереем. В первую очередь И. обратил внимание на скудость образования местного духовенства. Всех церковно- и священнослужителей обязал отдавать своих сыновей в духовные учебные заведения. И «малоученые» клирики, и ставленники перед рукоположением должны были сдавать экзамены в консистории, благочинному или самому архиерею по чтению, письму и пению, катехизису, церковной истории и уставу. Но обремененное житейскими заботами духовенство, особенно во время 3-летнего неурожая и голода (1831-1833), не имело возможности повышать образовательный уровень. Исключенные училищные воспитанники с 1831 г. отправлялись на монастырские послушания и в учреждения духовного ведомства для бесплатного исполнения обязанностей служителей и сторожей. И. штрафовал, а затем отрешал от должности нерадивых клириков, «неучей и недоучек», отправлял «за невежество в предметах» за штат или добивался их исключения из духовного звания. Характерна его резолюция: «Пусть в других сословиях ищет способов для своего прокормления. Грех держать при церкви негодных и ленивых причетников!» (Сацердотов. Преосвящ. Иоанн. 1885. № 1. С. 17). В результате в епархии увеличилось число заштатных клириков (к 1831 г. 286 чел.: 72 заштатных священника, 50 диаконов, 164 причетника), а также исключенных из духовного звания. Согласно высочайшему указу от 10 мая 1831 г. о «разборе» духовенства, мн. бывш. клирики оказались на военной службе. И. предоставлял средства к содержанию в уч-щах их детей. В голодные годы организовал подписку в пользу бедных учеников духовных уч-щ, обеспечивал нуждающихся жильем и питанием в Казанском мон-ре.

19 авг. 1835 г. переведен в Н. Новгород.

19 марта 1835 г. и 5 сент. 1836 г. Комиссией духовных уч-щ И. были объявлены благодарности за пожертвование значительного количества книг на различных языках, преимущественно богословского содержания, в пользу б-ки Пензенской ДС. 19 июня 1836 г. также за пожертвования книг И. удостоился благодарности ректора Казанского ун-та. С 3 февр. 1836 г. член-корреспондент Статистического отд-ния Совета Мин-ва внутренних дел. Содействовал исследовательским начинаниям иером. Макария (Миролюбова) по изучению б-к, архивов губ. и уездных духовных учреждений, мон-рей и церквей Нижегородской земли. По инициативе И. в нижегородском в честь Благовещения Пресвятой Богородицы монастыре были перестроены келейные и др. здания, за оградой сооружена каменная часовня во имя свт. Алексия «в древнем стиле» на предполагаемом месте остановки святителя при возвращении из Орды. 21 авг. 1840 г. И. освятил в Благовещенской обители Андреевскую ц. При И. в Н. Новгороде был обновлен и благоукрашен Рождественский (Строгановский) храм (1-я пол. XVIII в.), при Вознесенской ц. (1-я пол. XVIII в.) в 1845 г. открыт детский приют. В Троицкой ц. соборного комплекса с. Павлова Горбатовского у. хранилось Евангелие с надписью И., датированной 27 сент. 1836 г. (Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церк. древностей: Нижегородская губ. СПб., 1857. С. 297-298).

И. поддерживал Дивеевские общины, способствовал ускорению решения об офиц. утверждении обители и приобретении ею земель (Букова О. В. Жен. обители прп. Серафима Саровского. Н. Новг., 2003. С. 196-210). Также по ходатайству И. 9 мая 1842 г. была официально учреждена Ардатовская община, впосл. ардатовский в честь Покрова Пресвятой Богородицы монастырь.

И. находился в сложных отношениях с нижегородским губернатором М. П. Бутурлиным, который жаловался на епископа царю и обер-прокурору Святейшего Синода Н. А. Протасову.

13 янв. 1847 г. И. был переведен в Донскую епархию, возведен в сан архиепископа. По свидетельству современников, предпочитал управлять епархией из архиерейского дома, ни разу не выезжал на места. За отказ обозревать епархию многие осуждали епископа. Однако И. считал архиерейские поездки по епархии бесполезными и даже вредными, т. к. «они вынуждают духовенство к большим расходам», не представляя архиерею объективной картины: к приезду архиерея обычно устанавливался лишь «внешний» порядок. К тому же прекрасная память позволяла И. иметь обширные сведения о донском духовенстве. Со своими подчиненными «был добр, ласков, приветлив, снисходителен и не формалист», хотя к старости в нем наметилась нек-рая апатия (Морошкин. 1902. С. 146). Формальное судопроизводство он обычно заменял различными «внушениями» провинившимся, которые называли «архиерейским судом». По субботам, когда в консистории не было присутствия, вместе с ее членами и секретарем И. обсуждал текущие проблемы, тем ускоряя делопроизводство и устраняя возможные разногласия. Имел репутацию бессребреника, тайно помогал бедным, в т. ч. воспитанникам ДУ. Современники отмечали постоянную готовность И. отдать нуждающимся последнее, вплоть до того, что он из-за этого сам брал в долг: «Сострадательный, милосердный был, нищелюбец до самозабвения; сам не имеет, одолжит у другого, а просящему подаст, но не откажет; или когда знает за человеком нужду, навяжет нуждающемуся пособие даже против воли» (Снесарев. 1881. С. 80-81). Особо любил он раздавать пожертвования в канун Пасхи, Рождества и 26 сент. (день ангела И.).

В эпоху реформ имп. Александра II в рамках подготовки нового «Положения об управлении Донским войском», определявшего «отношение войскового начальства к духовной части», И. создал комиссию для составления проекта закона о духовенстве епархии. Главный недостаток в положении донского клира комиссия усматривала в «унизительном и непонятном ни для прихожан, ни для самих служителей церкви неравенстве в правах духовенства казачьего и иногороднего происхождения». Отмечена была и удручающая бедность всего духовенства края. В проекте предлагалось уравнять в правах духовенство епархии, распространив на него действие общероссийских законов, наделить все причты землей на постоянной основе с установкой межевых знаков. Однако проект, направленный И. в 1866 г. в Синод, из-за противодействия войсковой администрации не был реализован.

Заботился о духовном образовании, возобновил ДУ в Новочеркасске. Составил подробную записку на имя обер-прокурора Синода, в к-рой содержались «соображения по поводу открытия семинарии в Новочеркасске». Однако проект И. не нашел поддержки в Синоде. Состоял вице-президентом местного Попечительного о тюрьмах об-ва. В авг. 1856 г. за труды по оказанию помощи заключенным ему было изъявлено «Высочайшее благоволение». По инициативе И. и наказного атамана М. Г. Хомутова на городском Димитриевском кладбище в 1857-1864 гг. на войсковые средства была сооружена новая, каменная ц. во имя вмч. Димитрия Солунского (ныне действующая).

18 апр. 1851 г. И. был вызван в С.-Петербург для присутствия в Синоде, пробыл в нем 1 год. С 1864 г. почетный член Свято-Владимирского братства при Киево-Софийском кафедральном соборе. Награжден орденами св. Анны 2-й и 1-й степени (4 сент. 1826 и 21 апр. 1835), св. кн. Владимира 3-й степени (21 сент. 1829), св. кн. Владимира большого креста (30 марта 1852).

В марте 1867 г. уволен на покой с проживанием в Кременском в честь Вознесения Господня монастыре с пенсией 1,5 тыс. р. серебром в год. Средств И. не накопил и вынужден был продать ряд вещей и занять денег, чтобы переехать из Новочеркасска в мон-рь. По свидетельству современников, на покое он вел строгий аскетический образ жизни: довольствовался самым малым, не имел богатых облачений, денежных сбережений, сам стирал свои вещи и занимался уборкой. Последние годы проживал с келейником в отдельном доме, построенном донским помещиком М. В. Себряковым для своего сына, принявшего постриг в Кременском мон-ре. «Почасту он уходил в монастырский лес, в горы, для уединенного созерцания славы Божией и молитвы и пребывал там иногда даже по несколько дней». Он любил говорить, что «абсолютная правда живет только на небе; ангельский строй жизни возможен только между ангелами. Книга лучший наш собеседник, бесконечно обильный самыми возвышенными речами, назиданиями, утешениями, друг крайне непритязательный, много дающий и ничего не требующий от нас для себя назад» (Он же. 1877. С. 329). «За полгода до смерти, которую он предсказал и спокойно ждал, святитель стал неземным человеком: вид его сделался такой необычайный, глаза большие, светлые, спокойные, смотрящие куда-то внутрь. В это время он почти не принимал пищи и питья, спал мало, дух его был устремлен к небу, он дышал непрестанно молитвою» (Святые обители. 2008. С. 106-107). Перед кончиной распорядился, «чтоб никакого дележа по смерти моей не было, что было, мною отдано родным при жизни… книги в семинарию, а прочее раздать нуждающимся» (Снесарев. 1877. С. 331). Личная б-ка И. была завещана Пензенской и Новочеркасской семинариям.

Чин отпевания 28 июня 1872 г. соборно совершил еп. Аксайский Никанор (Бровкович), в числе сослуживших был и душеприказчик усопшего архим. Исаия из Новочеркасского архиерейского дома. На отпевании молилась игумения Усть-Медведицкого мон-ря Арсения, дочь Себрякова, поддерживавшая архиерея в последние его годы. Погребен в Благовещенском приделе Вознесенского храма мон-ря у правого клироса. На могиле была положена плита с крестом, рядом в нише стены установлен памятник с элементами архиерейского облачения. Вскоре после кончины казаки новочеркасского торгового об-ва ходатайствовали о перенесении тела И. в Новочеркасск; их поддерживал и архиеп. Платон (Городецкий). Однако этому воспрепятствовало отсутствие «приличного места», в частности не был достроен новый кафедральный войсковой Вознесенский собор. После неоднократных просьб жителей Новочеркасска по указу Синода от 1 сент. 1911 г. останки архиепископа было решено перенести в Вознесенский собор. Специальная комиссия Донской духовной консистории 11 сент. вскрыла могилу и засвидетельствовала, что тело и одежды пребывали нетленными. 4 окт. того же года в Покровской ц. в крипте Вознесенского кафедрального собора состоялась церемония захоронения останков владыки и останков героев Дона: графов М. И. Платова, В. В. Орлова-Денисова, генералов И. Е. Ефремова и Я. П. Бакланова. В молитвенное воспоминание об И. ежегодно в день перенесения его останков соборным духовенством устраивалась поминальная трапеза для бедных. Вероятно, в 1928 г. могилы в Вознесенском соборе были вскрыты. 15 июня 1993 г. останки всех погребенных были торжественно перезахоронены там же.

Арх.: РГИА. Ф. 796. Оп. 439. Д. 435; ГА Ростовской обл. Ф. 226. Оп. 3. Д. 8427.
Лит.: Р. С. Петербургская академия до графа Протасова // ВЕ. 1872. Июль. С. 224-230; Авг. С. 674-675; Сент. С. 154; Известие о кончине преосвящ. Иоанна, бывш. архиеп. Донского и Новочеркасского // Донские ЕВ. 1872. № 13. С. 400; Погребение в Бозе почившего преосвящ. Иоанна архиеп. // Там же. № 22. С. 692-701; Снесарев Н. П. Донская епархия и 10-летнее управление ею архиеп. Платона // Там же. 1877. № 11. С. 327-338 (отд. изд.: Од., 18812. Вып. 1. С. 85-97); Надеждин А. Н. История С.-Петербургской Правосл. ДС с обзором общих узаконений и мероприятий по части семинарского устройства, 1809-1884. СПб., 1885. С. 20-21; Сацердотов М. И. Нижнеломовские духовные - уездное и приходское - уч-ща // Пензенские ЕВ. 1885. Ч. неофиц. № 7. С. 1-14; № 8. С. 17-31; он же. Преосвящ. Иоанн, еп. Пензенский, и заботы его об образовании духовенства // Там же. № 1. С. 8-19; № 2. С. 19-31; он же. Из прошлого Пензенской епархии // ИВ. 1901. Т. 86. Нояб. С. 654-667; Кириллов А. А. Донская епархия в ее настоящем положении. Новочеркасск, 1896. С. 5-6; РБС. 1897. Т.: Ибак-Ключарев. С. 276-277; Никанор (Бровкович), архиеп. Биографические мат-лы. Од., 1900. Т. 1. С. 193-228; Морошкин М. Я., свящ., сост. Мат-лы для истории Правосл. Церкви в царствование имп. Николая I. СПб., 1902. Кн. 1. С. 145-146. (СбРИО; 113); Родосский. Словарь студентов СПбДА. С. XV, 184-185; Петров В., прот. Александро-Невская г. Новочеркасска церковь // Донская церк. старина. Новочеркасск, 1909. Вып. 2. С. 51-54; Перенесение останков свт. Иоанна из Кременского мон-ря // Рус. инок. 1912. Февр. № 3(51). С. 46; Римский С. В. Правосл. Церковь и гос-во в XIX в. Р.-н/Д., 1998. С. 303-304; Дворжанский А. И. История Пензенской епархии. Пенза, 1999. Кн. 1. С. 67-72; Макарий (Миролюбов), архим. Памятники церковных древностей. Н. Новг., 1999. С. 240-241, 372, 375, 465, 668-669; Чибисова С. П. Памяти высокопреосвящ. Иоанна, архиеп. Донского и Новочеркасского // Христианство и христ. культура в степном Предкавказье и на Сев. Кавказе. Р.-н/Д., 2000. С. 8-16; она же. Чудотворный образ в Новочеркасском Вознесенском соборе: Памяти Донского архиеп. Иоанна (Доброзракова). Р.-н/Д., 2002; Святители земли Нижегородской. Н. Новг., 2003. С. 129-130; Святые обители: Мон-ри Волгоградской епархии / Сост.: игум. Елисей (Фомкин). Набережные Челны, 2008. С. 105-107.
Свящ. Александр Берташ, С. В. Римский
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский