[Иваннис; сир. ] (Ɨ 860), митр. Дарский в юрисдикции Сирийской яковитской Церкви, западно-сир. богослов и литургист. Род. в Салахе (обл. Тур-Абдин), был иноком на горе Изла в мон-ре Дейр-эз-Зафаран (см. Анании святого монастырь). Имел дружественные отношения с Антиохийским яковитским патриархом Дионисием Телль-Махрским (818-845), к-рый в 825 г. поставил его в митрополиты г. Дара (Анастасиополь; см.: Rist J. Der Bau der ostsyrischen Stadt Dara (Anastasiupolis): Überlegungen zum Eigengut in der Kirchengeschichte des Ps. Zacharias Rhetor // Tamcke M., hrsg. Syriaca II. Münster, 2004. S. 243-266). Именно по просьбе И. патриарх Дионисий составил свою хронику. Др. сведения о жизни И. отсутствуют.
В рукописях сохранились трактаты И.: «О священстве» (долгое время ошибочно атрибутировался св. Иоанну Марону; под его именем изд. в араб. пер. в Бейруте в 1911), «О телесном воскресении», «О бесах», «О душе» (фрагменты изд.: Furlani. 1928; в его состав включен полный текст одноименного соч. Иоанна Атарбского, неизвестного по др. источникам); богословский свод «О рае, творении, Воскресении, Богоявлении, обретении Креста и деяниях Спасовых»; истолкование трактатов «О небесной иерархии» и «О церковной иерархии» из состава «Ареопагитик». Известно небольшое сочинение И. о церковной политике, написанное ок. 850 г. Дионисий бар Салиби (XII в.) упоминает не дошедшее до нас толкование И. на Четвероевангелие (возможно, на весь НЗ). И. также приписывается составление анафоры.
Трактат И. «О приношении» ( ) опубликован Ж. Садером по 5 рукописям с франц. переводом. Издатель указывает, что сохранившийся текст трактата не более чем конспект, сделанный в XIII в., а полный текст утрачен. Трактат посвящен порядку служения литургии и символическому истолкованию различных богослужебных действий. Вероятно, аудиторией И. были в основном священно- и церковнослужители. И. начинает с проскомидии и с общих вопросов о том, как должна быть расположена таблита-антиминс, как должны быть одеты диакон и пресвитер. Далее идет речь о нравственной и духовной высоте диакона и пресвитера. Представления И. о природе и значении иерархических служений в большой степени зависят от богословия «Ареопагитик». В следующих главах И. задает вопросы о назначении алтаря, солеи и иных частей храма и конспективно отвечает на них. Интересен экскурс о шелковичных червях во 2-й гл., где говорится о покровцах. Большое значение И. придает чину омовения ног и рук перед совершением службы. Истолкование И. западно-сир. литургии вполне традиционно. И. дает краткое пояснение членов Символа веры вместе с небольшой справкой об истории его возникновения. Текст Символа, приводимый И., соответствует греческому, принятому в правосл. Церкви. Последняя глава посвящена 3 анафоральным молитвам и заканчивается указанием на чтение молитвы Господней.