ИОАНН IV ОКРОПИРИ
Том XXIII , С. 521
опубликовано: 8 апреля 2015г.

ИОАНН IV ОКРОПИРИ

Св. Иоанн IV Окропири. Икона XX в. (частное собрание)Св. Иоанн IV Окропири. Икона XX в. (частное собрание)[Златоуст; Иоанн Окропири I; груз. იოანე ოჟროპირი], свт. (пам. груз. 3 марта) Грузинской Православной Церкви, католикос-патриарх всей Грузии (ок. 980-1001). Сведения об И. О. сохранились в «Синодике царей и католикосов» (Такаишвили. 1991. C. 190-191) и в ктиторской надписи в монастыре Пархали (Он же. C. 97; Силогава. Патриарх Грузии. 2006. C. 160, 234, 253; он же. Патриарх Картли. 2006. C. 228-229). «Синодик...» дошел в виде 2 различных по содержанию редакций: Никорцминдской и Шиомгвимской. Поскольку обе версии не имеют никаких хронологических данных, исследователь рукописей прав. Евфимий Такаишвили за отправную точку для построения хронологической вертикали предложил принять имя католикоса-патриарха Мелхиседека I, о к-ром известно, что он занимал Патриарший престол при 3 груз. царях, в 1010-1033 гг. В Никорцминдском списке перед именем Мелхиседека I стоят имена Симеона и Иоанна, в Шиомгвимском - Симеона и Окропири. На основании этого прав. Евфимий отождествил Иоанна и Окропири и предложил считать временем предстоятельства И. О. период ок. 980-1001 гг. (Такаишвили. 1991. C. 192).

В одной из надписей среднего нефа юж. фасада церкви Пархали, выполненных киноварью и вписанных в декоративные украшения (веера, кружки, солнечный диск, крест), указывается, что «часдудару (аркатуру.- Авт.) храма Пархали, который построил куропалат (Давид III Куропалат († 1001).- Авт.), никто не украшал», а украсил «Христом (поставленный) патриарх Картлийский и всего Востока Иоанн... да пребудет слава его во веки веков. Господи, помилуй душу настоятеля Георгия Гагуели; аминь, аминь. Иоанн настоятель» (Силогава, Шенгелия. 2006. Таб. 119-122; Силогава. Патриарх Грузии. 2006. Табл. 52-54). Поскольку И. О. был патриархом в период правления царя Давида III Куропалата, считают, что в Пархальской надписи упомянут именно он. Первоначально прав. Евфимий датировал надпись XVI в. (Такаишвили. 1952. С. 97-98); позже В. Силогава на основании палеографических и лексико-грамматических данных отнес ее к X-XI вв. (Силогава. Патриарх Картли. 2006. С. 231). Титулатура «патриарх Картли и всего Востока» в визант. и груз. источниках X-XI вв. трактуется как «патриарх всей Грузии» (Копалиани. 1972. С. 171-176). До И. О. предстоятели Грузинской Церкви носили титул католикоса (Мерчуле. 1911. С. 123). Первым известным груз. католикосом, получившим также титул патриарха, долгое время считался Мелхиседек I, сведения о чем содержатся в надписи выстроенного Мелхиседеком I мцхетского кафедрального собора Светицховели, а также в составленном им историческом документе, т. н. «Мцхетском писании» 1031/33 г., направленном Светицховели (Бердзенишвили. 1929/1930. С. 251-254; Мусхелишвили. 1942. С. 133-137; Корпус груз. ист. док-тов. 1984. Т. 1. С. 30-31). Пархальская надпись позволяет установить, что титул патриарха груз. католикосы стали носить самое позднее со времени Патриаршества И. О. Это было обусловлено гос. политикой Давида III Куропалата, инициировавшего последовательное объединение груз. земель в единое гос-во, независимое от Византийской империи как в политическом, так и в церковном отношении (Очерки. 2002. Т. 2. С. 507-590).

Ист.: Мерчуле. Житие. 1911. С. 123; Бердзенишвили Н. Мцхетский док-т XI в. // Бюл. Музея Грузии. Тифлис, 1929/1930. Вып. 6. С. 229-296 (на груз. яз.); он же. Вопросы истории Грузии. Тбилиси, 1973. Вып. 6. С. 217-289 (на груз. яз.); Мусхелишвили Л. Древнейшие надписи Мцхетского храма Светицховели и их отношение к завещанию католикоса Мелкиседека // Картули хеловнеба (Груз. искусство). Тбилиси, 1942. Вып. 1. С. 133-142 (на груз. яз., рез. на франц. яз.); Такаишвили Е. Археол. экспедиция 1917 г. в южные провинции Грузии. Тбилиси, 1952. С. 97-98; он же. Синодик царей и католикосов в Никорцминдской рукописи // Дабрунеба (Возвращение). Тбилиси, 1991. Вып. 1. С. 181-194 (на груз. яз.); Корпус груз. ист. док-тов. Тбилиси, 1984. Т. 1: Груз. ист. док-ты IX-XIII вв. / Ред.: Т. Енукидзе, В. Силогава, Н. Шошиашвили. С. 30-31 (на груз. яз).
Лит.: Копалиани В. По вопросу о куропалате «всего Востока» // Мацне (Вестник): Сер. истории. Тбилиси, 1972. № 3. С. 171-176 (на груз. яз.); Календарь Груз. Правосл. Церкви за 1979 г. Тбилиси, 1979. С. 335 (на груз. яз.); Данелия К., Сарджвеладзе З. Груз. палеография. Тбилиси, 1997 (на груз. яз.); Абашидзе З. Иоане IV (Окропири) // Католикосы-патриархи Грузии. Тбилиси, 2000. С. 42 (на груз. яз.); Очерки истории Грузии. Тбилиси, 2002. Т. 2: Грузия в XI-XV вв. С. 507-590 (на груз. яз.); Силогава В. Патриарх Грузии в X в.: Пархальская надпись // Он же. Ошки - мемориальный памятник Х в. Тбилиси, 2006. С. 160, 231-242, 253. Табл. 52-54 (на груз., рус., англ., тур. яз.); он же. Патриарх Картли и всего Востока в Пархальской надписи Х в. // ЕжБК. 2006. Т. 1. С. 227-233; Силогава В., Шенгелия К. Тао-Кларджети. Тбилиси, 2006. Табл. 119-122 (на груз., рус., англ., тур. яз.).
В. И. Силогава
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АМВРОСИЙ (Хелая Виссарион; 1861-1927), Католикос-Патриарх Грузии, исп. (пам. груз. 16 марта)
  • КИРИОН III (II) (Садзаглишвили (Садзагелов, Садзегели) Георгий Иеронимович; 1855-1918), сщмч. Грузинской Православной Церкви (пам. груз. 27 июня), католикос-патриарх всей Грузии (1917-1918)
  • АБИАТАР (Авиафар Мцхетский; 1-я пол. IV в.), святой Грузинской Православной Церкви
  • АБО ТБИЛИССКИЙ (757-758 - 786), мч. (пам. 8 янв.), почитается как небесный покровитель и защитник Тбилиси
  • АВИАФАР МЦХЕТСКИЙ святой Грузинской Православной Церкви - см. Абиатар
  • АВИВ (ок. 30-60-е гг. VI в.), еп. Некресский, сщмч. (пам. 29 нояб.), один из 13 преп. сир. отцов (пам. 7 мая)