[Йоханнэс; эфиоп. ], царь Эфиопии (17 окт. 1667 - 19 июля 1682), св. Эфиопской Церкви (пам. эфиоп. 15 хамле (9 июля)). Сын царя Василида (1632-1667) и царицы Эхэта Крэстос, имя Иоанн получил при крещении. Провозглашен царем в день кончины отца в г. Гондаре, сразу же коронован и наречен царским именем Аэлаф Сагад ( букв.- «тысячи поклонились»). Столь быстрым воцарением И. был обязан Малька Крэстосу, приближенному сановнику Василида, к-рый носил титул «бэлатен-гета» (начальник царской прислуги). Малька Крэстос опасался возведения на трон Давида, старшего сына царя, из-за того что заключил его в 1666 г. в тюрьму для царских родичей на горе Вахни, когда тот выступил против отца. Всеобщее признание и поддержку И. получил еще и потому, что после смерти Василида подданные стремились избежать междоусобицы. Первые меры, принятые И.- помилование заключенных (19 окт.) и отмена налога на коров (26 окт.),- были призваны укрепить его положение на троне. 26 дек. 1667 г. И. короновал свою супругу Сабла Вангель ( ), происходившую из старинного воинского рода Мадабай. 7 авг. 1668 г. Малька Крэстос получил должность бехт-вадада (т. е. министра двора и 1-го министра), и т. о. И. положил начало формированию собственной администрации.
В условиях продолжавшегося в Эфиопской Церкви раскола, вызванного богословским спором о соединении и помазании, И. как защитнику веры пришлось проводить активную церковную политику. 5 окт. 1668 г. он созвал Собор в Гондаре для обсуждения вопросов, которые должны были найти поддержку у противостоящих сторон: о запрете браков с сестрами жены и братьями мужа (повторных), с крестными родителями и крестниками, о недопущении совместного проживания с христианами мусульман и фалашей и об изгнании из Эфиопии «франков» (амхаризированных потомков солдат-португальцев). Принятые Собором решения стали проводиться в жизнь: близ Гондара появились Эслам-Бет (мусульм. квартал) и Кайла-Меда (долина кайла, т. е. фалашей), к-рые впосл. вошли в городскую черту, а «франкам», поселившимся на земле Такуса, пришлось покинуть Эфиопию без оружия, что означало их неминуемую смерть или обращение в рабство на подвластных мусульманам землях.
Однако осторожная позиция И. во внутрицерковном конфликте подрывала его авторитет. В июне 1670 г. у юж. берега оз. Тана в мон-ре Йебаба, где в то время находился И., часть монахов заявила о неподчинении царю и о непризнании законности его власти. Правда, лидеры обеих богословских группировок вместе с придворным духовенством на созванном по этому случаю Соборе единодушно осудили этих монахов, наложив на них епитимию и подтвердив это решение дважды (16 окт. 1670 и 24 апр. 1671). Достаточно пассивная позиция Эфиопского митр. Христодула привела к тому, что И. отправил к копт. Александрийскому патриарху Матфею IV посольство с просьбой сменить этого архиерея. В мае 1671 г. новый митр. Синода (Шенуте) отбыл с царскими послами в Эфиопию, а Христодул был сослан в Гванджский мон-рь, где умер в 1679 г.
Одной из крупных проблем для И. стал мятеж в обл. Ласта, продолжавшийся еще с царствования Сисиния (1604-1632). В этом районе появился самозваный царь Махдаро. В 1675 г. возникла угроза совместных действий против И. повстанцев из Ласты и непокорных феодалов из обл. Тигре. Потребовались особые дипломатические усилия, чтобы разрушить их союз и привлечь часть властителей Тигре на сторону И. Начатый им 4 нояб. 1677 г. поход против Ласты не принес результатов. Тогда вооруженную борьбу было решено дополнить идеологической: в Лазабшехе, за р. Тэкэзе на территории Ласты, был спешно созван церковный Собор, к-рый без достаточных оснований объявил еретиками и вероотступниками местных мятежников, являвшихся сторонниками доктрины помазания. С канонической т. зр. легитимность Собора была сомнительна, т. к. среди его участников военачальников было больше, чем иереев, но в дек. 1677 г. он вновь собрался в том же составе в Аринго и Йебабе. 17 апр. 1678 г. в доме митрополита в Гондаре И. созвал более представительный Собор, однако не пригласил глав противоборствующих богословских партий. Тогда лидер «помазанников» слепой За-Иясус призвал своих сторонников покинуть Собор, чем фактически сорвал его проведение. В окт. 1678 г. в том же месте заседал новый Собор, подтвердивший решения Собора 1668 г. об обособленном проживании мусульман и фалашей, о запрете ростовщического процента и о размежевании церковных и царских земель. На Соборе противники И. попытались обвинить царя в том, что его брак с Сабла Вангель противоречит церковным канонам, т. к. она была дочерью мужа сестры его отца от предыдущего брака, т. е. с формально-юридической т. зр. могла рассматриваться как его двоюродная сестра, однако сторонники И. подтвердили, что патриарх Матфей IV признал законность этого брака.
19 дек. 1679 г. И. начал новое вторжение в Ласту. 16 янв. 1680 г. он одержал крупную победу над повстанцами на равнине Гош-Маугия, но это не привело к прекращению мятежа. В военных походах И. стал использовать отряды галласов (оромо), положив начало их постепенной христианизации.
17 окт. 1681 г. по жалобе конгрегации мон-ря Дэбрэ-Либанос И. созвал в Аринго очередной Собор, в ходе к-рого прения вели родные братья авва Николай и авва Акала Крэстос. Выступив от имени сторонников соединения, Николай провозгласил тезис о том, что «прославилась плоть соединением» во время соединения Слова с плотью во чреве Богоматери; его оппонент указал, что плоть прославилась, «когда была помазана Духом Святым и стала Сыном по природе». И. принял т. зр. Николая и покарал его противников: Акала Крэстос и его единомышленники, присутствовавшие на Соборе, были отлучены от Церкви, а все «помазанники» были изгнаны из своих мон-рей. Так возникло дело о «годжамских изгнанниках», к-рое пришлось решать наследнику И. 3-му гондарскому царю Иясу I Великому (1682-1706).
И. скончался после непродолжительной болезни в новом царском дворце Цада (Цадда), только что возведенном в Гондаре. В дек. 1683 г. Иясу I, следуя завещанию отца, перенес его прах на о-в Мэцраха на оз. Тана, где были погребены его мать и нек-рые дети. Там образовалась фамильная усыпальница т. н. гондарской династии. Офиц. хроника И. осталась незавершенной: события последних месяцев его царствования и его кончина в ней не отражены.
Эфиопская Церковь канонизировала И. в лике праведных: в заслугу ему были поставлены изгнание «франков», распространение христианства среди племен агау, а также борьба с теми, кто приписывали Иисусу Христу два естества. О каких именно дифизитах здесь идет речь, остается неясным; возможно, сторонники доктрины соединения называли так своих противников. Сохранилось синаксарное Житие И., к-рое детально проанализировал Б. А. Тураев.