[греч. ᾿Ιωάννης ὁ Λαμπαδιστής] († X-XI вв.), прп. (пам. кипр. 4 окт.). Первоначальное Житие И. Л., составленное в визант. период, не сохранилось (нек-рое представление о нем дают иконы святого с житийными сценами в клеймах). Различные версии Жития И. Л. известны по источникам не ранее XVII в. Предполагают, что наиболее близкое к первоначальному Житие И. Л. содержится в Cod. 4 из мон-ря Ставровуни - копии рукописи 1640 г., сделанной в 1903 г. Служба И. Л. с синаксарным Житием составлена иером. Герасимом Киприотом (Венеция, 1667).
Согласно Житию, И. Л. жил в правление визант. имп. Никифора, т. е. или при Никифоре II Фоке (963-969), или, вероятнее, при Никифоре III Вотаниате (1078-1081). Он происходил из дер. Лампада в горном массиве Троодос. Его родители, иерей Кириак и Анна, долгое время были бездетными. После того как они дали обет посвятить своего ребенка Богу, род. И. Л. Он с детства отличался благочестием и проявил удивительные способности в учении. Кириак и Анна, мечтавшие о продолжении рода, забыли данный Богу обет и решили женить сына. Однако, предпочитая браку монашество, И. Л. расторг помолвку. Оскорбленные родители невесты решили отомстить ему и с помощью колдовства лишили юношу зрения. И. Л. переносил это испытание с христ. смирением. Родители приставили к нему слугу, также носившего имя Иоанн. И. Л. поселился в аскитирии близ монастыря свт. Ираклидия (ныне Иоанна Лампадиста монастырь), где провел в воздержании и молитве 12 лет (или, по др. версии, 4 года). Господь наделил И. Л. даром чудотворения: по его молитве из скалы забил источник, сорванная виноградная гроздь снова приросла к лозе и т. д. Перед смертью к нему возвратилось зрение. И. Л. увидел над собой златокрылого орла (или, согласно более поздней версии Жития, 3 орлов).
И. Л. скончался в возрасте 22 лет и был похоронен в монастырском соборе свт. Ираклидия. От его гробницы по ночам исходил свет, а спустя некоторое время двое больных эпилепсией получили исцеление от мощей И. Л. Когда гробница И. Л. была открыта, то оказалось, что сердце святого осталось нетленным.
Однажды отец святого пришел к гробнице сына и услышал голос: «Иди, посмотри, каков храм великомученицы Анастасии, и построй такой же для меня». Кириак нанял строителей, и они воздвигли ц. во имя Иоанна Лампадиста рядом с монастырским собором, куда были перенесены и мощи святого. И. Л. явился приглашенному иконописцу, чтобы тот мог запечатлеть его образ.
Хронист Леонтий Махерас (1-я пол. XV в.) называет И. Л. великим святым и сообщает, что он был диаконом, а его мощи прославились исцелениями бесноватых (Leont. Makhair. Chronicle. § 36). Хотя И. Л. в настоящее время почитается как преподобный, в его Житиях ничего не говорится о принятии им монашеского пострига. В древнейшем Житии он, как правило, называется праведным. В. Г. Григорович-Барский, читавший одну из несохранившихся редакций Жития святого, называл И. Л. монахом (Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 262-263). На фресках и иконах И. Л. изображается в диаконском облачении (древнейшие иконы относятся к XIII в.).
В настоящее время честная глава И. Л. хранится в мон-ре прп. Иоанна Лампадиста (зафиксированы случаи исцелений от рака, происходящие от нее), частицы мощей находятся в Киккском монастыре и в ц. мч. Маманта в Морфу (Meinardus O. F. A. A Study of the Relics of Saints of the Greek Orthodox Church // Oriens Chr. 1970. Bd. 54. S. 203).
И. Л., согласно его Житию, изображают безбородым юношей с темными волосами средней длины (или лежащими на плечах), вьющимися на концах. Он может быть представлен как диакон - в стихаре и поручах или, как правило в поздних изображениях, как мирянин - в подпоясанном хитоне до пят, поверх к-рого надет длиннополый «кафтан» (ср. с подобной одеждой мирянина нмч. Константина Идрского, напр. на гравюре 1877 г. иером. Гавриила с о-ва Скопелос, Национальная галерея, Афины; см.: Papastratos D. Papers Icons: Greek Ortodox Religious Engraving, 1665-1899. Athens, 1990. Vol. 1. Cat. 278. P. 261). Наиболее ранними являются 2 иконы И. Л. с 14 клеймами жития из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста. Обе датируются XIII в. Одна из них имеет лучшую сохранность и находится в Византийском музее мон-ря (Papageorgiou. 2008. P. 62. Fig. 71), другая - с практически утраченным изображением в среднике, скрытым под поновлениями XVI в.,- в сев. боковой апсиде ц. свт. Ираклидия (῾Αϒίος ᾿Ιωάννης. 2003. σ. 66). Обе иконы родственны по типу изображения святого в среднике, представленного в рост в одеждах диакона, а также по количеству клейм и их расположению. На иконе из Византийского музея оплечье, рукава и подол темно-вишневого стихаря, а также поручи украшены орнаментом с драгоценными камнями, в правой руке - крест, в левой - кадило - атрибут диаконского служения (на иконе из ц. свт. Ираклидия крест - в левой, а кадило - в правой). Три первых клейма обеих икон посвящены детству И. Л. (рождение; отец приводит И. Л. на обучение к монаху (обучение И. Л. грамоте - на 2-й иконе); 1-е посещение храма И. Л.). Сходно содержание 5-го клейма, где изображена сцена помолвки: на 1-й иконе родители невесты подводят ее к праздничному столу. Дальнейшие сюжеты клейм нуждаются в расшифровке. Так, на 1-й иконе в 7-м клейме, где И. Л. изображен верхом на коне, очевидно, показан его отъезд из дома. На той же иконе сохранившиеся фрагментарно клейма 9 и 11 интересны надписанием в них имени И. Л. с определением «агиос»; в обоих клеймах рядом со святым изображен эмоционально жестикулирующий человек в темной одежде чуть ниже колен (слуга?). В 2 последних клеймах на иконе из музея читается история о чудесном явлении И. Л. перед своей гробницей иконописцу, к-рый был призван для написания иконы святого. По мнению А. Вейл Карр, клейма обеих икон «сосредоточены не просто на эпизодах Жития прп. Иоанна Лампадиста, но на истории его гробницы» (Weayl Carr A. The «Holy Sepulcher» of st. John Lampadistes in Cyprus // Новые Иерусалимы: Иеротопия и иконография сакральных пространств / Ред.-сост.: А. М. Лидов. М., 2009. С. 475-491).
В музее храма прп. Андрея Критского подворья Константино-Еленинского мон-ря в Санкт-Петербурге находится икона И. Л., имеющая широкую датировку - XIII-XIV вв. Святой изображен фронтально по пояс, он облачен в диаконский стихарь красного цвета, обильно разделанный ассистом. Прическа И. Л. хотя того же типа, что и на 2 первых иконах, но на голове выстрижена тонзура - знак принадлежности к духовному сословию; в левой руке - крест, правой прижимает к груди кодекс.
В иконостасе ц. Асину (Панагии Форвиотиссы) близ Никитари находилась икона XVI в. с образом И. Л.- диакона: на голове - тонзура, в правой руке - крест. В кон. 60-х - нач. 70-х гг. XX в. (до 1974) икона на время реставрации была перенесена в резиденцию Киринийского митрополита; утрачена в ходе тур. оккупации сев. части Кипра.
2-й пол. XIV в. датируется изображение И. Л. в росписи церкви мон-ря свт. Николая Чудотворца «тис Стегис» близ Какопетрии. Юный святой представлен в рост; как и на ранних иконах из мон-ря прп. Иоанна Лампадиста, он облачен в стихарь того же цвета и с теми же элементами украшения, под стихарем - хитон красного цвета; на голове - тонзура; атрибуты отсутствуют - руки сложены перед грудью в молитвенном жесте ладонями вовне. Изображение И. Л. помимо традиц. надписей дополнено эпитетом ὁ μαραθεύτις (sic!) (т. е. житель долины Маратаса). Всего в росписях кипрских храмов Д. Мурики насчитывает не менее 10 изображений И. Л. Можно отметить, что в нач. XVI в. образ святого еще следует наиболее раннему иконографическому образцу, где И. Л. представлен диаконом, напр. в росписи церквей Иоанна Лампадиста, Преображения Господня в Палехори, Пресв. Богородицы в Курдали. В росписи церкви в Курдали И. Л. изображен с тонзурой, руки разведены в стороны: в правой - зажженная свеча, на покровенной красным платом левой - ковчежец с коническим навершием, через правое плечо перекинут орарь с надписанием Трисвятого.
Современная фреска с оплечным образом И. Л.- диакона в медальоне (показано оплечье стихаря) помещена перед входом в мон-рь прп. Иоанна Лампадиста.
На фронтальной части крышки реликвария со св. главой И. Л. помещено чеканное прямоличное изображение святого в облачении, напоминающем диаконский стихарь. В левой руке он сжимает крест, в правой - предмет, похожий на копье на коротком древке. На противоположной изображению И. Л. части крышки помещен образ Спасителя на троне, на боковых - Богоматерь Оранта и св. Иоанн Предтеча, т. о. И. Л. включен в состав своеобразного Деисуса. По сторонам нижнего яруса реликвария - образы святых, их выбор, очевидно, был продиктован волей заказчика - Кипрского архиеп. Никифора (1640-1671), изображенного коленопреклоненным на передней панели.
С XVIII в. появляется вариант изображения И. Л. в мирских одеждах, держащего в руках развернутый свиток и крест. Так он представлен на серебряном позолоченном чеканном окладе 1778 г., украшавшем житийную икону XIII в. из ц. свт. Ираклидия (Papageorgiou. 2008. P. 59. Fig. 66). Ныне оклад одет на чтимый образ совр. письма, находящийся в ц. прп. Иоанна Лампадиста в киоте слева от иконостаса. На окладе святой одет в хитон, к горловине к-рого подвешен крест, верхняя одежда покрыта мелким узором из растительного орнамента. В левой руке - крест, в правой - развернутый свиток с текстом, восходящим к Посланию к галатам ап. Павла (Гал 2. 19-20): «Христу сораспинаюсь и уже более живу не я, но во мне Христос» (расшифровка надписи сделана О. В. Лосевой). На полях оклада - образы святых в клеймах. Для данного варианта иконографии характерно изменение прически святого: волосы волнистыми прядями лежат по плечам.
В киот чтимой иконы вмонтирована, наподобие подвесной пелены, деревянная панель с образом И. Л. того же типа, что и на иконе. Отличие в том, что в левой руке святого крест и развернутый свиток (надпись та же), указующий перст правой направлен на текст на свитке. Его одежду, вольно подобранную по цвету, составляют охристый хитон с треугольным вырезом, подпоясанный белым пояском, и травянисто-зеленый «кафтан». Широкие поля панели заполнены крупным растительным орнаментом. Вкладные надписи внизу по сторонам изображения не содержат даты создания образа; по стилистике его можно отнести к 1-й пол. XIX в.
Тот же тип изображения представлен на аналойной иконе в ц. прп. Иоанна Лампадиста (῾Αϒίος ᾿Ιωάννης. 2003. σ. 14; Papageorgiou. 2008. P. 36. Fig. 27). И. Л. показан в рост в центре, между святителями Ираклидием (слева) и Николаем Чудотворцем (справа); в правой руке - крест, в левой - развернутый свиток (вместо текста дана его имитация цветом).