ИОАНН ХИЛЬДЕСХАЙМСКИЙ
Том XXIV , С. 649-651
опубликовано: 30 июля 2015г.

ИОАНН ХИЛЬДЕСХАЙМСКИЙ

Содержание

[лат. Johannes de Hildesheim; нем. Johannes von Hildesheim] (между 1310 и 1320, Хильдесхайм, ныне земля Н. Саксония, Германия - 5.05.1375, Мариенау, близ Хамельна, там же), монах-кармелит, приор конвентов в Страсбурге, в Касселе и в Мариенау, автор «Historia trium regum» (Истории трех царей). Списки сочинений и краткие жизнеописания И. Х. приведены у А. Бостия в соч. «De viris illustribus ordinis Beatae Virginis Mariae de monte Carmelo» (О знаменитых людях ордена кармелитов Пресвятой Девы Марии, 1475), у И. Тритемия в «Liber de scriptoribus ecсlesiasticis» (Книге о церковных писаниях, 1494), у К. Удина в «Commentarii de scriptoribus et scriptis ecclesiasticis» (Комментариях о церковных писателях и их сочинениях, 1722) и у др. Более подробно позволяет восстановить биографию И. Х. его переписка (A Register of the Letters. 1957).

И. Х. посещал школу в Хильдесхайме, его учителем был кармелит Иоанн Корв. В юности вступил в орден кармелитов, подвизался в конвенте в Мариенау. В составе свиты (familiares) генерала ордена Петра Томасия (впосл. лат. патриарх К-польский) И. Х. переехал в Авиньон, где продолжил обучение в орденской семинарии (studium generale) (1351). В 1353 г. он принимал участие в организации кармелитского конвента в Ахене. Потом учился в Париже, где получил степень бакалавра теологии. В 1358-1361 гг. преподавал библейскую экзегетику (biblicus) в Парижском ун-те. Впосл. И. Х. вернулся в Германию, и генеральный капитул ордена назначил его приором и лектором конвента в Касселе. В 1364 г. он был переведен в Страсбург, где сначала был лектором, а с 1366 г.- приором и главным лектором. В 1367 г. ездил в Рим (вероятно, с дипломатической миссией). В 1368 г. преподавал в Шпайере, потом (возможно, в 1369) был назначен приором конвента в Мариенау. В последние годы жизни он, пользуясь своим авторитетом, способствовал смягчению конфликта между епископом Хильдесхаймским и герцогом Брауншвейгским.

И. Х. был погребен в хорах церкви мон-ря.

Сочинения

Тритемий в «Книге о церковных писаниях» назвал И. Х. сведущим в гражданском праве, богословом, философом, проповедником и поэтом. Ему приписывается авторство более 10 сочинений, среди к-рых - «Historia trium regum» (История трех царей), сборник писем, трактат «De fonte vitae» (Об источнике жизни; также Speculum vitae fontis), «Dialogus inter directorem et detractorem de ordine Carmelitarum» (Диалог между обличителем и защитником об ордене кармелитов). И. Х. в одном из писем упоминает о стихотворном соч. «De modernis monstruosis abusionibus» (О нынешних чудовищных злоупотреблениях). О др. традиционно приписываемых ему трудах («De Antichristo» (Об антихристе), «Contra Judaeos» (Против иудеев), «Chronica historiarum» (Историческая хроника), «De monstris in ecclesia» (О знамениях в церкви), «Contra quemdam in turpia pingentem» (Против погрязшего в позоре), сборник проповедей) ничего не известно. Сохранились 80 писем, охватывающих период с 1350 г. до смерти И. Х. Среди его адресатов были папа Римский Григорий XI и имп. Карл IV, церковные иерархи, светские правители и деятели культуры Иоанн Кленкок, Иоанн из Ноймаркта, Стефан Колонна, Лука из Пенне.

Начало книги «Historia trium regum» (Palat. germ. 118. Fol. 1r). Посл. четв. XIV - нач. XV в.Начало книги «Historia trium regum» (Palat. germ. 118. Fol. 1r). Посл. четв. XIV - нач. XV в.

«Диалог между обличителем и защитником об ордене кармелитов» состоит из 16 глав и стихотворного эпилога. Гипотетический обвинитель кармелитов и представитель ордена, выступающий в его защиту, говорят о древности ордена, о его основателе (И. Х. возводит его к прор. Илии), о цвете рясы кармелитов и проч. «Диалог...» был написан в последние годы жизни И. Х. (после 1366) и, вероятно, вдохновлен дискуссией, состоявшейся между одним из членов ордена кармелитов и оппонентом, принадлежавшим скорее всего к францисканскому или к доминиканскому ордену (Jotischky. 2002. P. 133). Находясь в 3-й четв. XIV в. при папской курии, И. Х. одним из первых немцев познакомился с зарождавшейся в Италии модой на античность. Стилистика «Диалога...» свидетельствует о раннегуманистическом влиянии - И. Х. ссылается на античных авторов (Солона, Пифагора, Демокрита, Сократа, Платона, Овидия и др.). На основе «Диалога...» была создана стихотворная версия («Opus metricum»).

Трактат «Об источнике жизни» состоит из 141 короткой сентенции о происхождении жизни, ее сохранении и кончине человека; сентенции сгруппированы в 13 глав.

Наиболее известным сочинением, традиционно приписываемым И. Х., является «История трех царей». Вопрос об авторстве до наст. времени не решен, т. к. стилистически «История...» сильно отличается от «Диалога...» и эпистолярного наследия И. Х., ни в одной из сохранившихся рукописей автор не указан. Древнейшая рукопись «Истории...» (1370) на латыни хранится в Гос. архиве г. Хильдесхайм и, по мнению исследователей, может являться оригиналом сочинения (Helmut. 1974). «История...» написана по заказу приора Кёльнского собора Флоренция Вефелингхофенского (с 1364 епископ Мюнстера), вероятно, к 200-летию перенесения мощей волхвов из Милана в Кёльн; в нек-рых рукописях сохранилось посвящение приору.

«История...», в к-рой «собрано все, что представляло интерес» (Kehrer. 1908. S. 45) в повествовании о 3 волхвах, в позднее средневековье и раннее Новое время пользовалась широкой известностью, о чем свидетельствует большое количество (более 60) сохранившихся рукописей XIV-XV вв. Нем. переводы «Истории...» (самым ранним является перевод 1389 г. Э. фон Катценелленбоген, графини Эрлаха, кроме него известны еще 5 переложений) стали основой для «Volksbuch», народной версии легенды о 3 волхвах, варианты которой получили распространение в Германии в XV в. Тогда же «История...» была переведена на др. европ. языки и издана на французском, английском, польском, старобелорусском и др. В XVI-XVII вв. наблюдается постепенный спад популярности, а затем и забвение «Истории...», что, по мнению исследователей, было связано с новыми географическими открытиями и Реформацией (The Three Kings of Cologne. 2004. P. IX-X). В XVII в. «История...» была уже почти неизвестна. Болландисты упоминают об И. Х., однако отмечают, что Г. Кромбах, автор «Primitae gentium sive historia et encomium SS. trium Magorum evangelicorum» (Истории и восхваления трех святых евангельских волхвов, 1654), не был знаком с сочинением И. Х. (ActaSS. Mai. T. 1. P. VIII). В эпоху романтизма и зарождения нем. национализма в XIX в. оно вновь стало популярным. В 1819 г. лат. рукопись «Истории...» обнаружил И. В. Гёте; в 1822 г. в вольном переводе Г. Шваба (нарушена разбивка по главам, переставлены нек-рые части текста), снабдившего «Историю...» 12 романсами собственного сочинения, рукопись была опубликована на нем. языке. В 1847 г. на основе 2 старопечатных нем. переводов К. Зимрок издал др. версию «Истории...». Лат. текст напечатан Э. Кёпке (Köpke. 1878). Совр. критического издания «Истории...» нет. Различают 2 редакции текста - краткую и пространную. Их историческое соотношение (являлась ли пространная версия основой для краткой или наоборот) остается предметом дискуссий (см.: Wortsbrock, Harris. 1983; The Three Kings of Cologne. 2004).

Согласно И. Х., волхвы были царями «трех Индий»: Мельхиор - царем Нубии (в Аравии), Валтасар - Годолии, Каспар - Фарса. Повинуясь пророчеству, 3 царя, получив сведения о появлении звезды волхвов, независимо друг от друга отправились вслед за ней. Путь из «Индий» в Иудею чудесным образом занял у царей 10 дней, и они одновременно оказались близ Иерусалима. Далее И. Х. излагает евангельскую историю поклонения волхвов (см. ст. Волхвы). В «Истории...» среди даров Мельхиора упоминаются золотое яблоко, символизирующее власть, и 30 золотых монет. Согласно преданию, записанному И. Х., именно на эти деньги Авраам воздвиг гробницу для себя и сыновей, этими же монетами расплатились работорговцы с сыновьями Иакова за Иосифа, их же впосл. получил Иуда за предательство Иисуса Христа. Совершив поклонение и вручив дары, цари вместе отправились в свои владения. После пересказа истории детства Христа и бегства в Египет Марии и Иосифа И. Х. описывает путешествие ап. Фомы на восток и крещение царей (это предание впервые отражено в «Золотой легенде» Иакова из Варацце). В «Истории...» впервые упоминается о том, что цари были рукоположены ап. Фомой во епископов. После принятия христианства и мученической смерти ап. Фомы 3 царя собрались в г. Скулла и постановили, что духовная власть в их владениях должна принадлежать патриарху (1-м патриархом, согласно И. Х., был избран некий Иоанн Антиохийский, принявший имя Фома, закрепившееся за всеми патриархами), светская после смерти непорочных и бездетных царей якобы перешла пресвитеру, названному по именам ап. Иоанна Богослова и св. Иоанна Предтечи Иоанном (см. ст. Иоанн Пресвитер). Далее И. Х. описывает кончину волхвов, погребенных вместе в огромном мавзолее в Скулле, и ереси (в т. ч. несторианскую, получившую распространение гл. обр. в державе Каспара), к-рые появились после их смерти. Из-за противостояния между христианами мощи волхвов были разделены и вновь обретены лишь равноап. Еленой, к-рая перенесла мощи в построенную, как считал автор, ее сыном равноап. имп. Константином I Великим базилику Св. Софии в К-поле. Согласно «Истории...», при визант. имп. св. Маврикии (582-602) мощи волхвов «по небрежению» попали в Милан, откуда во исполнение пророчеств в 1164 г. были перенесены в Кёльн. Вторая часть «Истории...» представляет собой описание народов, населявших вост. земли (нубийцев, индусов, греков, сирийцев, армян, грузинов и проч.), а также рассказ о Св. земле и об обычаях проживавших там христиан разных Церквей (несториан, яковитов, маронитов и проч.).

В основе легенды о 3 волхвах лежат сообщения канонических и апокрифических Евангелий (среди апокрифических - прежде всего Евангелий детства), их интерпретация в патристической и схоластической лит-ре (см. ст. Волхвы; также см.: Kehrer. 1908, 1976), народные легенды, нашедшие отражение в житиях и описаниях путешествий. Определенное влияние на историю волхвов в изложении И. Х. оказали предания о происхождении многочисленных среднеазиат. и сир. христ. общин (такие предания становятся широко известны в XIII-XIV вв.). Текстологически значительная часть «Истории...» восходит к описаниям путешествий на Восток, составленным Л. фон Зюдхаймом и «кёльнским Анонимом» в сер. XIV в. (изд. см.: Rohricht R., Meisner H. Ein niederrheinischer Bericht über den Orient // Zschr. für Deutsche Philologie. B., 1887. Bd. 19. S. 1-84). И. Х. называет др. источники своего сочинения: по его мнению, он свел воедино некие евр. и халдейские книги, неизвестные в Европе (их свезли со всей Азии представители рода Фауссов, переехавших со всем своим состоянием в нач. XIII в. из Индии в Акку).

Соч.: Die Legende von den Heiligen Drei Königen / Hrsg. G. Schwab. Stuttg., 1822, 1980r (рус. пер.: Легенда о трех святых царях. М., 1998); Köpke E. Mitteilungen aus den Handschriften der Ritter-Akademie zu Brandenburg a. H. Brandenburg, 1878. Bd. 1: [Liber] de gestis ac trina trium regum translatione; The Three Kings of Cologne: An Early English Transl. of the «Historia trium regum» / Ed. C. Horstmann. L., 1886. Whitefish (Mont.), 2004r; Перетц В. Н. Повесть о трех королях-волхвах в западно-рус. списке XV в. СПб., 1903. (ПДП; 150); A Register of the Letters of John of Hildesheim / Ed. R. Hendriks // Carmelus: Commentarii ab Instituto Carmel. R., 1957. Vol. 4. P. 166-235; Behland M. Die Dreikönigslegende des Johannes von Hildesheim: Untersuch. z. niederrheinischen Übers. der Trierer Handschr. 1183/485. Münch., 1968; Dialogus inter directorem et detractorem de ordine Carmelitanum // Medieval Carmelite Heritage / Ed. A. Staring. R., 1989. P. 326-394; Speculum Vite Fontis / Ed. F. Shaer. http://www.the-orb.net/encyclop/ culture/philos/fonsintro.html [Электр. ресурс].
Лит.: Philippi F. Johannes von Hildesheim // Allgemeine Deutsche Biographie. Lpz., 1905. Bd. 50. S. 686; Kehrer H. «Die Heiligen drei Koenige» in Literatur und Kunst. Lpz., 1908. Hildesheim, 19762. Bd. 1; Vogeler A. Die Heiligen drei Könige // Alt-Hildesheim / Hrsg. J. H. Gebauer. Hildesheim, 1919. Bd. 1. S. 76-87; Hartmann W. Das Karmeliterkloster Marienau // Zschr. der Geschichte für niedersächsische Kirchengeschichte. Braunschweig, 1938. Bd. 43. S. 49-94; Christern E. Johannes von Hildesheim, Florentius von Wevelinghoven und die Legende von den Heiligen drei Königen // Jb. des kölnischen Geschichtesvereins. Köln, 1959/1960. Bd. 34/35. S. 39-52; Konrad W. Dreikönigsverehrung und Dreikönigsbrauch in Hildesheim // Alt-Hildesheim. 1964. Bd. 35. S. 1-10; Helmut J., von. Johannes von Hildesheim // Neue Deutsche Biographie. B., 1974. Bd. 10. S. 554; Wortsbrock F. J., Harris S. C. Johannes von Hildesheim // Die deutsche Literatur des Mittelalters: Verfasserlexikon. B.; N. Y., 19832. Bd. 4. S. 638-647; Kreuzer G. Ein übersehener Schismentraktat des Karmeliten Johannes von Hildesheim († 1375) // Papsttum, Kirche und Recht im Mittelalter / Hrsg. H. Mordek. Tüb., 1991. S. 347-365; Jotischky A. The Carmelites and Antiquity: Mendicants and their Pasts in the Middle Ages. Oxf.; N. Y., 2002; Cardelle de Hartmann C. Lateinische Dialoge, 1200-1400. Leiden; Boston, 2007. S. 625-626.
Н. Л.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БАПТИСТА МАНТУАНЕЦ (1447-1516), реформатор ордена кармелитов, блаженный католической Церкви (пам. зап. 20 марта)
  • КАРМЕЛИТЫ общее название католич. монашеских орденов и конгрегаций, исторически связанных с традициями мон-ря на горе Кармил