ИОНА
Том XXV , С. 459-460
опубликовано: 21 ноября 2015г.

ИОНА

(Павинский Иван Дмитриевич; 1773, Олонецкая пров. Новгородской губ.- 3.02.1828, Казань), архиеп. Казанский и Симбирский. Сын сельского священника. Обучался в Олонецкой ДС в Петрозаводске, затем в Александро-Невской ДС, где среди его сокурсников были М. М. Сперанский, А. А. Орнатский (впосл. Пензенский еп. Амвросий), А. И. Телятев (впосл. Донской архиеп. Афанасий), Ф. Г. Русанов (впосл. митр. Феофилакт, экзарх Грузии), Г. И. Мансветов. 23 марта 1793 г. Новгородский и С.-Петербургский митр. Гавриил (Петров) рукоположил Павинского во диакона к Исаакиевскому собору С.-Петербурга, а в 1797 г.- во иерея к церкви при российском посольстве в Копенгагене. Назначение на службу за границей было обусловлено, в частности, тем, что Павинский свободно владел нем., франц., англ. языками. В 1802 г. он был возведен в сан протоиерея и назначен настоятелем ц. во имя св. праведных Захарии и Елисаветы в С.-Петербурге, в 1803 г. переведен настоятелем в ц. во имя святых Симеона Богоприимца и Анны Пророчицы. Одновременно с 1806 г. служил законоучителем правосл. Закона Божия в Иезуитской коллегии в С.-Петербурге. В 1808 г. Павинский стал духовником вел. кнж. Екатерины Павловны, младшей и любимой сестры имп. Александра I. Вместе с ней выехал в Тверь, куда ее муж, принц Георгий Петрович Ольденбургский, был назначен генерал-губернатором. Когда в нач. 1813 г. Екатерина Павловна последовала за имп. Александром I в заграничный поход русской армии, Павинский остался в России. 24 дек. 1813 г. был пострижен в монашество, через неск. дней возведен в сан архимандрита и назначен настоятелем Новоиерусалимского в честь Воскресения Христова монастыря. В 1814 г. по инициативе И. и на средства гр. Ю. П. Литты придел свт. Андрея Критского при Воскресенском соборе был возобновлен и переименован во имя прп. Иулия и вмц. Екатерины, небесных покровителей графа и его супруги. 24 авг. 1816 г. И. встречал в Новоиерусалимском мон-ре имп. Александра I (приветственная речь настоятеля опубл.). С 9 марта того же года был также членом Московской синодальной конторы.

Иона (Павинский), архиеп. Казанский и Симбирский. Фотография с портрета XIX в. (РГИА)Иона (Павинский), архиеп. Казанский и Симбирский. Фотография с портрета XIX в. (РГИА)17 июня 1817 г. И. был назначен, а 22 июля того же года в Москве митр. Московским Августином (Виноградским) хиротонисан во епископа Орловского и Севского. В первый же год архиерейского служения И. преобразовал Орловскую ДС (находилась в Севске), ввел в ней 3 отделения, из низших классов семинарии учредил особые училища. Основал Орловское духовное уездное и приходское училище, которое разместилось при орловском в честь Успения Пресвятой Богородицы мужском монастыре, а после его упразднения с 1820 г.- при архиерейском доме.

В сент. 1817 г. имп. Александр I, с к-рым архиерей был лично знаком, будучи еще придворным священником, посетил Орёл, после чего туда была переведена из Севска архиерейская кафедра. Сохранился рассказ о том, что послужило прямым поводом для перевода кафедры. Встречаясь в Орле с епископом и городским духовенством, император спросил И.: «А, вы здесь, отец Иван? Как же вам живется в Орле?» Преосвященный рассказал, что проживает не в Орле, а в Севске, за городом. «Отчего же вы, отец Иван, не живете в Орле? Разве здесь нет монастырей?» - удивился Александр I, на что И. ответил, что в Орле монастырей действительно нет, а есть только «монастырешки». 28 февр. 1818 г. И. отправил в Святейший Синод доношение, в к-ром изложил свои аргументы против нахождения архиерейской кафедры и семинарии в Севске. 3 янв. 1820 г. на имя И. поступил указ, в к-ром Синод дозволял перевести кафедру и семинарию в Орёл, третьеклассный орловский Успенский монастырь обратить в архиерейский дом («с переведением штата сего монастыря в Мценский Петропавловский монастырь»), устроить в Орле новый каменный архиерейский корпус («по представленному плану, на который по смете исчислено 59 135 рублей, отнесть на счет строительного по Государству капитала»), а архиерейский дом в Севске со всеми угодьями «оставить загородным домом, так как в Орле нет угодий, кои бы могли заменить положенные к архиерейским домам угодья». Уже 25 февр. 1820 г. И. рапортовал в Синод о выезде консистории из Севска в Орёл.

Однако И. не удалось дождаться окончательного благоустройства архиерейского дома в Орле, т. к. 21 июля 1821 г. в сане архиепископа он был переведен на Тверскую и Кашинскую кафедру. По благословению И. были построены каменные храмы: Знаменский в с. Капшине Калязинского у., Михаило-Архангельский на погосте Архангельское Корчевского у., Борисоглебский (1822-1833) в с. Любодицы и Владимирский (1825) в с. Толстикове Бежецкого у., Покровский (1824) в с. Кимра Корчевского у., Свято-Троицкий (1825) близ дер. Княжиха Бежецкого у., благоустроен Преображенский храм в с. Красном Старицкого у. и др. Будучи доверенным лицом министра духовных дел и народного просвещения кн. А. Н. Голицына, 26 февр. 1823 г. И. был назначен членом Святейшего Синода и с этого времени проживал в С.-Петербурге. Нек-рое время занимал должность вице-президента Российского Библейского об-ва, был одним из 3 архиереев, подписавших составленное митр. Московским свт. Филаретом (Дроздовым) предисловие «К христолюбивым читателям. По случаю издания всего Нового Завета на одном русском наречии» к изданию 1823 г. И. восторженно отзывался о переводах Российского Библейского об-ва, замечал, что переводчики «и на русском наречии не отступили от величественной простоты сего божественного слова и не заимствовались нигде и ни в чем от прикрас кичливой словесности века» (Чистович. 1857. С. 32). Был известен склонностью к мистицизму; свящ. Феодосию Левицкому, проживавшему в 1823-1824 гг. на Тверском Синодальном подворье в С.-Петербурге, рекомендовал для чтения и изучения ж. «Сионский вестник», сочинения И. Г. Юнга-Штиллинга. Считался противником Новгородского и С.-Петербургского митр. Серафима (Глаголевского), к-рый в 1824 г. предлагал императору вывести И. из состава Синода. Архим. Фотий (Спасский) обвинял И. в масонстве, отступлении от Православия. Биограф архиеп. Амвросия (Протасова) прот. В. И. Жмакин ошибочно утверждал, что И., проводя ревизию Казанской епархии, устроил гонения на архиеп. Амвросия, хотя на самом деле ревизию проводил Астраханский архиеп. Иона (Василевский).

В февр. 1826 г. в Твери И. встречал гроб с телом имп. Александра I, совершал заупокойные богослужения в кафедральном Преображенском соборе.

6 нояб. 1826 г. И. был назначен архиепископом Казанским и Симбирским вместо архиеп. Амвросия (Протасова). В сер. янв. 1827 г. прибыл в Казань. В 1827 г. крещеные татары Свияжского и Тетюшского уездов подали на имя имп. Николая I 14 прошений с 6 тыс. подписей о том, чтобы им разрешили исповедовать ислам (прошения спровоцировали решение Казанской палаты гражданского суда, признавшей, что одна татар. девушка была крещена насильно; ей было разрешено остаться мусульманкой). В том же году в дер. Варангуши Царёвококшайского у. состоялось массовое языческое моление марийцев с принесением в жертву более 50 голов скота, подавляющее большинство участников моления были крещеными. Это обстоятельство было поставлено в вину И. Ему предписывалось, «избрав священнослужителей с отличной нравственностью, твердыми познаниями в догматах христианской веры, твердо знающих татарский язык», отправить их увещевать отпадающих крещеных татар (Можаровский. 1873. С. 43). Архиерей писал в Синод, что в Казани нет священников, знающих татар. язык, и перепоручил это задание миссионерам, передав им переводы Свящ. Писания, выполненные Российским Библейским об-вом. Подавляющее большинство татар, подписавших прошения, согласились остаться христианами под угрозой адм. и уголовных репрессий. Имп. Николай I был недоволен И. и хотел переместить его в др. епархию, чего не произошло из-за кончины архиепископа.

И. был награжден мн. орденами, в т. ч. св. кн. Александра Невского.

С кон. 1827 г. болел, редко совершал богослужения. Удрученный «телесными недугами и душевной скорбию об отпадающих» И. скончался в своей келье в казанском в честь Преображения Господня монастыре. Отпевание в Преображенском соборе обители (кафедральный Благовещенский собор был на ремонте) совершил в сослужении духовенства Казани еп. Вятский Кирилл (Богословский-Платонов). Похоронен в Благовещенском соборе у юж. стены, рядом с могилой Казанского архиеп. Павла (Зернова). Могила И. сохранилась.

Соч.: Речь при встрече имп. Александра Павловича по прибытии его в Воскресенский, Ново-Иерусалим именуемый мон-рь 24 авг. 1816 г. М., 1816; Слова. М., 1816; Речь на случай вступления в управление Казанской епархией... 1827 янв. 23 дня // Изв. по Казанской епархии. 1873. № 2. С. 46-50.
Пер.: Опыт о красноречии проповедников: Соч. г. англинского доктора [Х.] Блера. СПб., 1800; Правило предписанного в императорско-королевских наследных землях преподавания пастырского богословия. СПб., 1803.
Лит.: Чистович И. А. История СПбДА. СПб., 1857; Можаровский А. Ф. Преосв. Иона, архиеп. Казанский и Симбирский // Изв. по Казанской епархии. 1873. № 2. С. 38-46; Стихи и речи, говоренные перед отпеванием в Бозе почившего преосв. Ионы, архиеп. Казанского и Симбирского // Там же. С. 50-56; Строев. Списки иерархов. Стб. 148, 290, 445, 905; Левицкий Ф. Н., свящ. Описание духовных подвигов и всех случаев жизни, 1791-1845 // РС. 1880. Т. 29. Сент. С. 137-168; Жмакин В. И. Амвросий (Протасов), архиеп. Тверской, 1762-1831 гг. // РС. 1882. Т. 34. Июнь. С. 624-638; Сергий (Василевский), архим. Высокопреосв. Филарет, в схимонашестве Феодосий (Амфитеатров), митр. Киевский и Галицкий, и его время. Каз., 1888. Т. 2. С. 1-2; Первухин Г. А. О тверских иерархах. Тверь, 1901. С. 172; Влияние мистицизма на рус. церковно-богосл. лит-ру в 1-й четв. XIX в. // Странник. 1915. Авг./сент. С. 982-984; Пыпин А. Н. Религ. движения при Александре I. Пг., 1916. СПб., 2000; Липаков Е. В. Архипастыри Казанские: 1555-2007. Каз., 2007. С. 197-201.
Е. В. Липаков, Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АВГУСТИН (Беляев Александр Александрович; 1886-1937), архиеп. Калужский и Боровский, сщмч. (пам. 10 нояб., в Соборе святых Ивановской митрополии и в Соборе новомучеников и исповедников Церкви Русской и в Соборе Самарских святых)
  • АВГУСТИН (Виноградский Алексей Васильевич; 1766 - 1819), архиеп. Московский и Коломенский
  • АВЕРКИЙ (Кедров Поликарп Петрович; 1879-1937), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АВРААМ (Шумилин Алексей Федорович; 1761-1844), архиеп. Ярославский и Ростовский
  • АВРААМИЙ (Дернов Анатолий Иванович; 1874-1939), архиеп. Глазовский
  • АГАПИТ (Борзаковский Александр Корнилович; 1860-1938), архиеп. Новоторжский, вик. Калининской епархии