ИОСИФ
Том XXV , С. 593-594
опубликовано: 25 января 2013г.

ИОСИФ

Содержание

(ок. 762 - 15.07.832), исп., свт. (пам. 26 янв.; пам. греч. 14 или 15 июля), архиеп. Фессалоникийский. Сведения об И. содержатся в многочисленных визант. агиографических текстах и письмах. Жития И. нет.

И. род. в К-поле в знатной семье, сын Фотина и Феоктисты, младший брат прп. Феодора Студита. После прихода к власти имп. Льва IV (775-780) семья, по-видимому, попала в немилость и удалилась в Саккудийский мон-рь, основанный дядей И. и Феодора Платоном в родовом имении Воскитий на юж. берегу Никомидийского зал. Платон стал 1-м игуменом монастыря. В 795 г. вместе с братом, который всегда оставался для него образцом и руководителем, И. принял участие в т. н. михианской схизме (от μοιχεία - прелюбодеяние), сложнейшем церковно-политическом конфликте на рубеже VIII и IX вв. И. разорвал церковное общение с патриархом свт. Тарасием из-за Иосифа, игум. Кафарского мон-ря, к-рый с молчаливого согласия патриарха обвенчал имп. Константина VI с его 2-й женой Феодотой (родственницей И.). В 797 г. И. за поддержку схизмы был сослан в Фессалонику, где провел ок. полугода до отстранения от власти Константина.

Имп. Ирина вернула из ссылки Феодора и его сторонников, в т. ч. И. Вначале И. направился в Саккудийский мон-рь, но вскоре (798/9) вместе с братом и дядей переселился в Студийский мон-рь в К-поле, игуменом к-рого стал Феодор. Весной 806 г., после смерти свт. Тарасия, Собор из 15 епископов снял запрещение с Иосифа Кафарского (было наложено со 2-м приходом к власти Ирины). И. в кон. 806 или в нач. 807 г., после смерти архиеп. Фомы, стал архиепископом Фессалоники, что подразумевало литургическое поминовение нового патриарха свт. Никифора I за богослужением и являлось знаком негласного примирения со снятием запрещения с Иосифа Кафарского. Поскольку последний принимал участие в богослужении в Св. Софии в качестве иконома, студиты старались не присутствовать на службах в главном соборе столицы. Поэтому когда И. в 1-й пол. 808 г. приехал в К-поль навестить брата, он в нарушение всех правил в течение неск. месяцев не появлялся на патриаршей литургии. Имп. Никифор I направил в Студийский мон-рь логофета дрома (министра почты и иностранных дел), чтобы выяснить причину такого поведения. Выслушав объяснения И., сановник заявил: «Благочестивые наши цари не нуждаются в тебе ни в Фессалонике, ни в другом месте» (Theod. Stud. Ep. 31. 20-21). В кон. 808 г. мон-рь был окружен войсками, И., Феодор и еще 2 монаха заключены в мон-рь св. Сергия. В янв. 809 г. состоялся Собор, на к-ром И. был низведен до пресвитера, по всей видимости согласно 20-му прав. Трулльского Собора (Ράλλης, Ποτλής. Σύνταγμα. Τ. 2. Σ. 349-352), на том основании, что он служил литургию в Студийском мон-ре, т. е. в чужой епархии, без ведома правящего архиерея. В том же месяце И. сослали на о-в Проти. Как и проч. сосланные студиты, он был возвращен из ссылки незадолго до похода имп. Никифора на болгар летом 811 г. После вступления на престол имп. Михаила I, в окт. того же года, состоялось офиц. примирение патриарха со студитами, И. вернулся на свою кафедру. В кон. 814 г. он находился в К-поле (возможно, был вызван патриархом Никифором в связи с иконоборческими настроениями имп. Льва V) и принял участие в Соборе 24 дек., к-рый лишил сана и предал анафеме вождей иконоборцев, в т. ч. Антония Кассимату, еп. Силлейского. Участники Собора также подписали обязательство хранить верность православию. В апр. 815 г. иконоборческий Собор низложил И. Его преемника звали, вероятно, Иоанн. Вначале И. нек-рое время жил в Саккудийском мон-ре вместе с исп. Навкратием Студитом (впосл. игумен Студийский) и др. студийскими монахами, но затем был арестован и содержался под стражей в разных местах, названия к-рых неизвестны. К нач. 821 г., когда имп. Михаил II освободил всех ссыльных, И. находился в крепости Элпизон. Между 821 и 826 гг. он, по-видимому, жил в М. Азии (фемы Фракисий, а затем Опсикий, в окрестностях К-поля) вместе с Феодором, Навкратием и др. студитами. 29 апр. 824 г. И. присутствовал при перенесении тела прп. и исп. Никиты Мидикийского в его мон-рь (BHG, N 1341 - Vita Nicetae Medicii. Сap. 48). После смерти прп. Феодора в 826 г. И. оставался одним из самых авторитетных правосл. исповедников. При имп. Феофиле (829-842) И. был арестован, как утверждает патриарх свт. Мефодий в Житии сщмч. Евфимия Сардского, обвинение заключалось в том, что И., как и Евфимия, регулярно посещали высокопоставленные сановники. Во всяком случае И. подвергся преследованиям еще до возобновления гонений на иконопочитателей в 832/3 г., поскольку он умер в июле 832 г., перед тем «проведя в заключении немалое время» (BHG, N 1756t - Translatio Theodori. Сap. 13). Заметка о смерти И. сохранилась в записи исп. Николая Студита, к-рую он оставил в переписанном им в 835 г. Четвероевангелии (РНБ. Греч. № 219, т. н. Четвероевангелии Успенского). Последним местом ссылки И. стала Фессалия. После кончины тело архиепископа бросили в некое «заросшее и влажное место», где через неск. лет его мощи собрали Навкратий и Афанасий (впосл. игумен Саккудийского мон-ря). После восстановления иконопочитания в 843 г. мощи И. и Феодора были доставлены в К-поль и 26 янв. 844 г. торжественно погребены в храме св. Иоанна Предтечи Студийского монастыря рядом с могилой прп. Платона.

Антоний, архиеп. Новгородский, побывавший в К-поле в 1200 г., сообщает, что видел раку с мощами И. рядом с ракой прп. Феодора в том же храме «в едином гробе» (Книга Паломник. С. 22). У «Анонима Меркати», также видевшего мощи И. и Феодора Студита в Студийском мон-ре, нет этого уточнения (Описание святынь К-поля в лат. рукописи XII в. // Чудотворная икона в Византии и Др. Руси. М., 1996. С. 454).

Собрание рассказов о постройках в К-поле Patria Constantinopolis отражает предание, согласно к-рому И. и Феодор в годы правления имп. Льва Армянина (813-820) жили при ц. св. Романа и составили множество канонов (Patria CP. Pt. 2. Р. 245). Однако скорее всего речь идет о времени восстания Фомы Славянина (820-823) и правления имп. Михаила II Травла (820-829), к-рый из страха перехода части клира, разделявшего идеи иконопочитания, на сторону восставших, предоставил им возможность оставаться в столице.

И. адресовано 10 писем Феодора Студита (37, 43, 72, 73, 111, 195, 222, 265, 333 и 355-е). В 1-м из них упоминается писательская деятельность И., который был плодовитым гимнографом. В ряде случаев атрибуция его произведений осложняется смешением И. с прп. Иосифом Песнописцем и, возможно, с другими авторами с тем же именем.

Ист.: BHG, N 1754-1755d [Vita Theodori Studitae]; N 1756t [Translatio Theodori Studitae et Josephi]; N 1341 [Vita Nicetae Medicii]; N 1365 [Vita Nicolae Studitae]; N 2145 [Vita Euthymii Sardii]; N 2422 [Laudatio matris auctore Thodori Studitae]; N 2451-2452 [Vita Theophili Nicomedensis]; SynCP. Col. 820, 822, 213, 520; Mateos. Typicon. T. 1. P. 338; ЖСв. Янв. Ч. 2. С. 402; Перенесение мощей св. Феодора Студита / Пер., коммент.: Д. Е. Афиногенов // Реликвии Византии и Др. Руси: Письменные источники. М., 2006. С. 56-66.
Лит.: Petit L. Les évéques de Thessalonique // EO. 1901. Vol. 4. P. 216; Pargoire J. Oeuvres de St. Joseph de Thessalonique // Ibid. 1907. Vol. 10. P. 207-210; Εὐστρατιάδης Ε. ᾿Ιωσὴφ ὁ Στουδίτης ἀρχιεπίσκοπος Θεσσαλονίκης // Μακεδονικά. 1952. Τ. 2. Σ. 25-88; Beck. Kirche und Theol. Literatur. S. 492. Anm. 6; P. 505 sq.; Janin R. Giuseppe Studita // BiblSS. Vol. 6. Col. 1309-1310; Fedalto. Hierarchia. Vol. 1. P. 424; Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης).῾Αγιολόγιον. Σ. 243; PMBZ, N 3448.
Д. Е. Афиногенов

Гимнография

В Типиконе Великой ц. IX-XI вв. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 338) память И. отмечается 15 июля без богослужебного последования.

В Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г. (Пентковский. Типикон. С. 324, 325, 354), содержащем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, память И. отмечается 26 янв. и 15 июля. 26 янв. память И. присовокупляется к празднику перенесения мощей прп. Феодора Студита; совершается торжественная служба с пением на вечерне 1-го антифона 1-й кафизмы, со входом, с пением хвалитных стихир на утрене; святым назначаются общий отпустительный тропарь 4-го гласа    ( )  кондак, на утрене поется 2 канона святым; на литургии служба та же, что и 11 нояб. (пам. прп. Феодора Студита). 15 июля соединяются последования И., мучеников Кирика и Иулитты и Октоиха; последование И. включает канон, 4 стихиры-подобна, седален.

В Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в. И. не упоминается.

В Мессинском Типиконе 1131 г. (Arranz. Typicon. P. 166) память И. отмечается 14 июля; совершается служба с пением «Аллилуия» на утрене. Аналогичные указания содержатся в одной из ранних редакций Иерусалимского устава - Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (Lossky. Typicon. P. 225). В первопечатном греч. Типиконе 1545 г. память И. отмечается 13 июля; И. назначается отпустительный тропарь плагального 4-го (т. е. 8-го) гласа ᾿Ορθοδοξίας ὁδηγὲ̇ (  ). В первопечатном московском Типиконе 1610 г. и в последующих изданиях слав. богослужебных книг И. не упоминается. В Синаксаре совр. греч. Минеи память И. отмечена 14 июля, однако служба ему не поется.

По рукописям известен канон И. авторства Феофана с акростихом Μέλπειν ᾿Ιωσὴφ προσθέτω Χριστὸς χάριν̇ (Воспеть Иосифа пусть подаст Христос благодать) 1-го гласа, ирмос: Σοῦ ἡ τροπαιοῦχος δεξιὰ̇ (   ), нач.: Μίαν τρισυπόστατον αὐγήν (Единый триипостасный свет) (AHG. T. 11. P. 270-282); седальны (Ibid. P. 273, 278).

Е. Е. Макаров
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АНАТОЛИЙ (кон. IV в.-458), Патриарх К-польский (с 449), свт. (пам. 3 июля, пам. греч.7 июля, 20 нояб.)
  • АРТЕМОН (Артемий; I в.), еп., свт. (пам. 24 марта, греч. 22 марта)
  • АФАНАСИЙ I (1235 - 1315), свт. (пам. 24 окт. и в Соборе Афонских преподобных, пам. греч. 28 окт.), Патриарх К-польский (1289 - 1293)
  • АФАНАСИЙ I ВЕЛИКИЙ (ок. 295 - 373), еп. Александрийский (с 328 г.), свт. ( пам. 18 янв., 2 мая)
  • ГЕОРГИЙ I (ок. 776–820/21), архиеп. Митилинский, свт., исп. (пам. 7 апр.)
  • ГЕОРГИЙ II (763–845/46), архиеп. Митилинский, свт. (пам. 16 мая, пам. греч. 1 февр. )
  • ГРИГОРИЙ (331/5 - ок. 394), еп. Нисский, отец и учитель Церкви, свт. (пам. 10 янв.)
  • ГРИГОРИЙ ЧУДОТВОРЕЦ (ок. 213), еп. Неокесарийский. свт., (пам. 17 нояб)
  • ЕВСТАФИЙ еп. Антиохийский, свт. (пам. 21 февр., пам. греч. 23 авг.), отец Церкви
  • ВАРСИС († 378), еп. Эдесский, свт. (пам. 25 авг., сир. 12 янв., греч. 15 окт., зап. 30 янв.)
  • ГЕННАДИЙ I (ок. 400 - 20.11.471), патриарх К-польский, свт. (пам. 31 авг., пам. греч. 17 и 20 нояб.)
  • ГЕОРГИЙ (750-760 - 802-807), архиеп. Амастридский, свт. (пам. 21 февр., пам. визант. 8 февр.)
  • ГЕРАСИМ II ПАЛЛАДА († 1714), патриарх Александрийский (1688 - 1710), свт. (пам. 15 янв.)
  • ГРИГОРИЙ архиеп. Кипрский., свт. (пам. 4 марта, пам. греч. 4 или 5 марта)