(ок. 776-820/21), свт.,исп. архиеп. Митилинский (пам. 7 апр.), пострадал при визант. имп. Льве V Армянине (813-820). Согласно анонимному житию (BHG, N 2163), Г. род. на зап. побережье М. Азии в богатой и благочестивой семье. После смерти родителей в возрасте 18 лет ушел в мон-рь, где пробыл 2 года. По неизвестной причине Г. оказался на о-ве Лесбос (в Житии говорится, что его привела туда жажда духовных подвигов), где жил аскетом в пещере. После смерти епископа г. Митилины (804) Г. в 28 лет был избран его преемником.
После 9 лет архиерейского служения Г. подвергся притеснениям со стороны правителя города и был вынужден отправиться в К-поль в поисках справедливости. В это время на престол взошел Лев V и возобновил гонения на иконы. Г., отказавшийся признать политику императора, вместе со свт. Никифором I, патриархом К-польским, и др. клириками был сослан на некий остров близ К-поля. Г. и здесь жил аскетом и стал известен чудесными деяниями. Скончался от болезни 7 апр. в возрасте 45 лет. В визант. синаксарях Г. называется «чудотворец» (греч. σημειοφόρος). Свт. Мефодий, патриарх К-польский, после восстановления иконопочитания с почестями перенес его мощи в Митилину. Г. приписываются 2 гомилии на Великую пятницу (BHG, N 438 n).
Сведения о Г. содержатся в Житии 3 св. братьев - Давида, Симеона и Георгия II, архиеп. Митилинского (пам. греч. 1 февр.- BHG, N 494). Они неск. расходятся с информацией Жития Г. и краткого синаксарного Жития (SynCP. Col. 589). В рассказе о 3 братьях cообщается, что Г. рукоположил во пресвитера Георгия II. Информация из Жития 3 св. братьев была помещена болландистами в «Acta Sanctorum», откуда позже попала в «Жития святых» свт. Димитрия Ростовского. Согласно этому тексту, Г. также принял монашеский постриг в юности, но стал исповедником, защищая почитание икон еще при имп. Льве III Исавре (717-741). Был возведен на кафедру г. Митилины при Константине VI и Ирине (780-802). Прославился как чудотворец. Перед возобновлением гонений на иконы при Льве V в Митилине происходили грозные знамения. Однажды во время службы в храме св. Феодоры напрестольный крест с шумом поднялся в воздух и упал. Через неск. дней в алтарь вошел огромный вепрь с обрезанными ушами и хвостом и лег на горнем месте. С большим трудом свирепое животное удалось выгнать из церкви. Эти знамения были истолкованы прп. Симеоном, братом Г., присутствовавшим при них, как предвестники воцарения нечестивого императора и правления епископа-еретика в Митилине. Когда на престол взошел Лев V, Г. в числе др. архиереев был призван в К-поль (815), где обличил императора и иконоборческого патриарха Феодота I в ереси. За это Г. был отлучен от кафедры и сослан в Херсонес (вероятно, имеется в виду Херсонес Таврический (ныне в черте г. Севастополя)), а его преемником в Митилине стал архиепископ-иконоборец. В ссылке Г. продолжал совершать чудеса. В день его кончины на небе появилась яркая звезда, к-рая была видна и на Лесбосе. От мощей Г. происходили исцеления. Если согласиться со сведениями Жития о том, что Г. застал сразу 2 иконоборческих императоров, то выходит, что он скончался, будучи глубоким старцем.
В синаксарях Греческой Церкви память Г. кроме 7 апр. помещена также под 16 мая (SynCP. Col. 687, 692). Нем. ученый М. Эрхард и др. считали, что было 2 архиепископа Митилинских с именем Георгий (пам. 7 апр. и 16 мая), один из них был исповедником при Льве III, а другой (Георгий младший) - при Льве V. Греч. исследователь И. Фундулис предположил, что существовало 3 архиепископа Митилинских с именем Георгий (пам. соответственно 7 апр., 16 мая и 1 февр.) примерно в одно и то же время, но позже Фундулис признал неубедительность этой гипотезы. Совр. исследователь Р. Обер склоняется к тому, что был всего один Георгий, архиеп. Митилинский († 820 или 821), день памяти к-рого был перенесен с апр. на май, а Житие 3 св. братьев, чья память не отмечена в древних синаксарях, является поздним, малонадежным источником. Вопрос о Г. не получил окончательного решения.