[греч. ἁγιος - святой, λόγος - слово, понятие], раздел богословия, в задачу к-рого входит изучение святости как явления благодати Божией в мире, святых и их почитания, путей достижения святости. Как наука А. находится в начальной стадии развития. Агиография, гимнография и иконография являются важнейшими вспомогательными дисциплинами для А. В 1917 г. свящ. Павел Флоренский в докладной записке в Совет МДА предлагал ходатайствовать перед Святейшим Синодом РПЦ о создании кафедры «агиологии (со включением сюда агиографии) и о присоединении к ней аскетики». Предметом агиологии, по мнению Флоренского, является «познание» ценности всего церковного жизнепонимания «по плодам» его. Зрелый плод жизни в Церкви, «достойный плод покаяния» есть святая личность. Познание святых, строения их личности, законов их жизни, своеобразия их опыта и их мышления, отношения этих законов, этого опыта, этого мышления к обычным, свойственным грешному человечеству... Жизненность аскетики - и всего христианства, ибо аскетика - путь к осуществлению его,- познается в агиологии... Без агиологии аскетика может казаться, и кажется нередко, рядом требований, не могущих реализоваться, а христианство - отвлеченной идеей, не способной без урезок и принижения раскрыться в действительности. Агиология же есть опытное исследование христианства как силы жизненной». Исследования по А. немногочисленны.
Арх.: 
[Флоренский П.
, свящ.
] Докладная записка в Совет МДА // Архив священника Павла Флоренского (МФ).
     
    
Лит.: 
Пономарев П. Догматические основы христианского аскетизма. Каз., 1899; 
Левашев В.
, свящ. Святость жизни и чудотворения - главнейшие основания канонизации святых // ДЧ. 1905. № 8. С. 632-635; 
Флоренский П.
, свящ. О типах возрастания // БВ. 1906. Т. 2. № 7. С. 530-568; 
Зарин С. 
М. Аскетизм по православно-христианскому учению. СПб., 1907. М., 1996р. С. 17-21, 65-96, 135-146; 
Попов И. 
В. Идея обожения в древневосточной Церкви. М., 1909; 
Феодор (Поздеевский), архиеп. Смысл православного подвига. Серг. П., 1911, 1995р; 
Тальберг Н. 
Д. Святая Русь. П., 1929. СПб., 1992п; 
Федотов Г. Святые Древней Руси. П., 1931; М., 19905; 
̓Αλιβιζάτος Α. 
Σ. ῾Η ἀναγνώρισις τῶν ῾Αγίων ἐν τῇ ̓Ορθοδόξῳ ̓Εκκλησίᾳ // Θεολογία. 1941-1948. T. 19. Σ. 18-52; 
Лебедев Н. 
В. Почитание святых // ЖМП. 1948. № 6. С. 13-15; 
Концевич И. 
М. Стяжание Духа Святаго в путях Древней Руси. П., 1952. М., 1993п; 
Иоанн (Кологривов), иером. Очерки по истории русской святости. Брюссель, 1961; 
Γαλινης Γ. 
Α. ῾Αγιος; ῾Αγίων, ἀνακήρυξις; ῾Αγίων, τιμή // ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 262-266; The Byzantine Saint: Papers given at the 14th Spring Symp. of Byzantine Studies / Ed. S. Hackel. Birmingham, 1981; Š
pidlik Th. La Spiritualité de l'Orient chrétien. R., 1978. (OChA; T. 206); 
idem. Saints // DSAMDH. Fasc. 91. Col. 196-202; 
Solignac A. Sainteté-Sanctification de l'homme // Ibid. Col. 192-194; Saints // Ibid. Col. 196-202; 
Варнава (Беляев), еп. Основы искусства святости. Н. Новг., 1995-1998. 4 т.; 
Василий (Кривошеин), архиеп. Афон в духовной жизни Православной Церкви // 
он же. Богословские труды, 1952-1983: Ст., докл., пер. Н. Новг., 1996. С. 40-68; 
Антоний (Блум), митр. Святость // Христианос. Рига, 1998. Вып. 7. С. 17-34; 
Евдокимов П. Женщина и спасение мира. Ч. 1. Гл. IV, 3; Ч. 3. Гл. III, 7: Пер. с фр. Минск, 1999.
     
    Игум. Андроник (Трубачев)