АЙНОВ РЕЛИГИЯ
Том I , С. 343-344
опубликовано: 8 апреля 2008г.

АЙНОВ РЕЛИГИЯ

Айны (самоназвание аину - настоящий человек, благородный - с нач. XVIII в.), народ языковой семьи, близкой к австронезийской. Относится к океанийской ветви экваториальной большой расы. Уровень общественного и хозяйственного развития айнов крайне низок: форма социальной организации - родовая община; письменность отсутствует; источники существования - рыболовство, собирательство и охота. В XVII-XVIII вв. айны жили на Камчатке, Курильских о-вах, Сахалине, в низовьях Амура, на о-вах Хоккайдо и севере Хонсю. В результате депортаций, предпринимавшихся япон. и советской администрациями, а также ассимиляции в наст. время айны живут только на о-ве Хоккайдо. Их численность не превышает 15-17 тыс. Лишь небольшая часть айнов хранит традиц. верования и обряды по сей день.

Верования и обряды айнов сходны с религ. воззрениями и обычаями иных неписьменных народов. При этом шаманизм не получил среди них распространения. Религ. обряды исполняются старейшими мужчинами рода или деревни при участии всей общины. Религ. роль женщины ограниченна, т. к. она считается нечистым существом. Основная религ. категория - камуй включает духов, а также умерших и даже стариков, к-рым более 70 лет. Айны знают «верховного бога», сотворившего мир («истинного бога»),- Пасэ камуя, от к-рого получают жизнь и силы низшие духи, но представления о нем весьма смутны. Объектами почитания являются духи, ближе стоящие к человеку: духи небесных явлений, частей природы, дома. Жилище айнов сакрализовано; оно закладывается и возводится с совершением ритуальных действий. Каждый дом имеет «окно богов» на противоположной от входа (обычно вост.) стене. Через это окно и посредством жертвоприношений на очаге и близ дома на свящ. части усадьбы айны осуществляют связь с духами. Специальных храмов айны не строят: их храмами являются жилища, а жрецами - главы семейств. Камуи, отвечая на молитвы людей, могут являться в земной мир, принимая облик к.-л. промыслового животного. Воплощенный камуй сам выбирает, перед кем ему явиться и кому отдать свою плоть в качестве дара, чтобы с подарками от людей вернуться в мир духов. В этом суть охотничьей обрядности айнов. Многие животные и растения рассматриваются айнами как воплощения определенных камуев. Айны делят духов на добрых, нейтральных (высшие небесные камуи) и злых.

Космос айнов состоит из небес - кандо, мира людей - аину мосир и преисподней, нижней страны, - покна мосир. Кандо и покна мосир заселены только духами, в аину мосир живут и духи и люди. В своих мирах духи живут так же, как люди на земле. Человек, по верованиям айнов, кроме тела имеет душу (рамат). Душа бессмертна. Когда человек умирает, его душа должна уйти в инобытие и стать камуем. Мир мертвых похож на мир живых. Предки помогают потомкам, предостерегают их от зла. Почитание предков является важнейшим элементом религ. уклада. У нек-рых групп бытуют представления о различной загробной участи хороших и плохих людей. По всей видимости, это поздние заимствования из христианства и буддизма. Представлений о посмертном суде у айнов нет.

Главным предметом религ. культа у айнов являются инау - специально оструганные палочки и столбы или особо снятые древесные стружки. Инау считаются посланниками людей в мир духов. Айны уподобляют их человеку, живому телу. Многие исследователи полагают, что палочки инау- это субституты человеческих жертвоприношений. По отрывочным сведениям, еще в XIX в. айны практиковали тайные человеческие жертвоприношения, сопряженные с актами ритуального каннибализма (Добротворский. Прил. 2. С. 62). Животные, к-рых и сейчас айны приносят в жертву, также рассматриваются как посланцы к камуям с просьбами. Медведь, почитаемый родоначальником айнов, окружен ими особым почетом. Убийство медведя рассматривается как дар зверя людям своей плоти, душа же его возвращается в мир духов. Но исключительное значение имеет жертвоприношение медведя, выращенного в неволе. Подобно многим австронезийским народам, айны имеют традицию выращивания диких животных в неволе, но только медведь рассматривается как член семьи. Обряд принесения в жертву выращенного в неволе медведя айны именуют «проводами божества». Похороны человека считаются проводами его в мир духов. Смысл обряда поминовения - воссоединение рода, его живых и умерших членов.

Лит.: Добротворский М. М. Айнско-русский словарь. Каз., 1875; Анучин Д. Н. Племя айнов // Изв. Имп. об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. М., 1876. Т. 20. Кн. 2. Вып. 1; Шренк Л. И. Об инородцах Амурского края. СПб., 1883-1903. Т. 1-3; Chamberlain B. H. The Language, Mythology and Geographical Nomenclature of Japan viewed in the light of Aino Studies. Tokyo, 1887; Пилсудский Б. О. Отчет о командировке к айнам и орокам о. Сахалина в 1903-1905 гг. // Изв. Рус. комитета для изучения Средней и Восточной Азии. 1905. № 5. 1907. № 7; Pilsudski B. Der Schamanismus bei den Ainu-Stämmen von Sachalin // Globus. 1909. Bd. 95. N 5; Haas H. Die Ainu und ihre Religion // Bilderatlas zur Religionsgeschichte. Lpz., 1925. N 8; Batchelor J. Ainu Life and Lore. Tokyo, 1927; Штернберг Л. Я. Гиляки, орочи, гольды, негидальцы, айны. Хабаровск, 1933; Munro N. G. Ainu Creed and Cult. L., 1963; Hilger I. M. Together with the Ainu: A Vanishing People. Oklahoma, 1971; Peng F. C. C., Geiser P. The Ainu: the Past in the Present. Hiroshima, 1977; Philippi D. L. Songs of Gods, Songs of Humans: The Epic Tradition of the Ainu. Princeton; Tokyo, 1979; Ohnuki-Tierney E. Illness and healing among the Sakhalin Ainu: A Symbolic Interpretation. N. Y., 1981; Спеваковский А. Б. Духи, оборотни, демоны и божества айнов: Религиозные воззрения в традиционном айнском обществе. М., 1988.
А. Б. Зубов
Рубрики
Ключевые слова
См.также