учебные заведения закрытого типа, дающие высшее богословское образование. Готовят священнослужителей, преподавателей для духовных школ, богословов и научных сотрудников для учреждений Московского Патриархата. Находятся в ведении Учебного комитета при Свящ. Синоде. Во главе А. д. стоят ректоры (обычно в епископском сане), непосредственно руководящие учебным процессом. В А. д. после прохождения экзаменов принимаются выпускники духовных семинарий. А. д. имеют право присваивать ученые степени д-ра, магистра и канд. богословия, д-ра церковной истории и д-ра церковного права (степени не признаются гос. законодательством). На 2000 г. в РПЦ существовали 5 А. д.: Московская духовная академия (1685), Санкт-Петербургская духовная академия (1797), Киевская духовная академия (1701), Минская духовная академия (1996), Кишиневская духовная академия (1997). Ведущими учебными заведениями РПЦ являются МДА и СПбДА, располагающие наиболее квалифицированным преподавательским составом.
В 1994-2000 гг. происходила реформа А. д., начатая по решению Архиерейского Собора 1994 г., к-рый постановил к 2000 г. подготовить переход к новой системе духовного образования. Предложения по реформе, разработанные Учебным комитетом, предусматривали преобразование А. д. в школы, дающие богословскую специализацию. Предложения были утверждены Свящ. Синодом 27 дек. 1996 г. В соответствии с проектом реформы духовных школ академический курс обучения должен быть разделен на 2 ступени: трехгодичную первую, после окончания к-рой в случае успешной защиты канд. диссертации выпускнику присваивается степень канд. богословия и он получает право преподавания в ДС, и двухгодичную вторую (аспирантуру), после окончания к-рой в случае успешной защиты магистерской диссертации выпускнику присваивается степень магистра богословия и он получает право преподавания в ДА. Все изучаемые в академиях предметы должны быть распределены между 4 отд-ниями: богословским, библеистики, пастырским и церковно-историческим, в к-ром предусмотрена специализация по рус. или общей церковной истории. В 2000 г. А. д. находились в стадии реорганизации учебного процесса.
Первое высшее учебное духовное заведение в России возникло в 1615 г. в виде школы при киевском Братском мон-ре, предназначенной для изучения риторики, богословия, лат. и греч. языков. Киевский митр. свт. Петр (Могила) (1633-1646) преобразовал ее по образцу польск. иезуитских коллегий и поместил сначала в Киево-Печерской лавре, затем в Братском мон-ре. С 1632 г. школа называлась Киево-Могилянской коллегией, в ней преподавались арифметика, поэзия, риторика, философия, богословие, нотное пение, катехизис, церковнослав., лат. и греч. языки. По указу Петра I 26 сент. 1701 г. преобразована в Киевскую академию, получила царское жалованье и утверждение прежних ее прав и преимуществ. С этого времени расширен курс наук: введены естественная история, география и математика, нем., франц. и древнеевр. языки. Киево-Могилянская коллегия и Киевская академия сыграли решающую роль в становлении системы духовного образования в России.
12 дек. 1685 г. по рекомендации Иерусалимского Патриарха Досифея и по благословению Московского Патриарха Иоакима греч. монахами, учеными-богословами братьями Софронием и Иоанникием Лихудами в Москве была основана духовная школа, к-рая находилась сначала в Богоявленском, потом в Заиконоспасском мон-ре. В ней преподавались на лат. и греч. языках грамматика, пиитика, риторика, логика и физика. Школа Лихудов явилась основой Славяно-греко-латинской академии, впосл. преобразованной в МДА. Из Славяно-греко-латинской академии были взяты первые рус. студенты в ун-т, существовавший в С.-Петербурге при Академии наук (с 1726), а также студенты в открывшийся в 1755 г. Московский ун-т. В 1812 г. МДА была переведена в Перервинский мон-рь под Москвой, а в 1814 г.- в Троице-Сергиеву лавру, где находится и поныне, сохраняя название Московской.
СПбДА образована на основе созданной в 1721 г. Славянской школы (с 1726 Славяно-греко-латинская семинария), преобразованной в 1788 г. в Главную С.-Петербургскую ДС с целью подготовки преподавателей для духовных семинарий. В 1797 г. вместе с Казанской ДС получила статус академии.
В 1809 г. Комиссия духовных уч-щ утвердила устав А. д., написанный М. М. Сперанским и дополненный архиеп. (позднее митр.) Феофилактом (Русановым)). На его основе в 1809 г. Александро-Невская академия была преобразована в СПбДА. Исходя из опыта обучения первого набора студентов этой академии, в 1814 г. ее ректор архим. (позднее митр.) Филарет (Дроздов) доработал устав, утвержденный имп. Александром I Павловичем 30 авг. 1814 г. На основании этого устава были преобразованы в 1814 г. Московская, в 1819 г. Киевская и в 1842 г. Казанская А. д. (последняя в 1814-1842 была семинарией). Уставом 1814 г. А. д. были поставлены во главе управления духовными школами вверенных каждой из академий учебно-духовных округов. Высшим адм. органом А. д. утвердили правление, состоявшее из ректора (председателя), инспектора, эконома и одного из профессоров. Правление находилось под контролем местного архиерея, но сами А. д. подчинялись Комиссии духовных уч-щ при Святейшем Синоде. Обучение проходило в течение 4 лет с разделением на 2 «срока», или «класса»: философский и богословский. В первом преподавались философия, история философии, всеобщая словесность, всеобщая и российская история, физика, математика, нем. и франц. языки; во втором - догматическое, нравственное, обличительное и пастырское богословие, риторика, церковное право, патристика, библейская и церковная история, история РПЦ, древнеевр. язык. В обоих классах преподавались герменевтика, гомилетика, греч. язык, а из естественных наук - ботаника и зоология. Штат был определен в составе 6 профессоров и 8 бакалавров в каждой академии. Была введена выборность ректора, инспектора и профессоров. А. д. готовили преподавателей ДС и настоятелей городских приходов, а также чиновников Святейшего Синода. Особо отличившиеся выпускники оставлялись при А. д. для подготовки к «профессорскому званию». В ведении А. д. находилась духовная цензура.
Устав от 1 марта 1839 г. упразднил Комиссию духовных уч-щ, и А. д. были подчинены непосредственно Святейшему Синоду; отменил выборность ректора и профессоров, к-рые стали назначаться Синодом. Каждая из А. д. со временем получила свой профиль. Преподавание в СПбДА (она считалась главной) приближалось к университетскому. Фундаментальная разработка богословских дисциплин велась в КДА и МДА, при этом в КДА особенно основательно изучалась зап. (лат.), а в МДА вост. (греч.) патрология. КазДА имела миссионерское отд-ние, готовившее миссионеров и богословов-полемистов - знатоков раскола. В ней преподавались дополнительно араб., татар., тур., монг., калм. и др. вост. языки.
30 мая 1869 г. были утверждены новый устав и штаты А. д., в соответствии с к-рыми академии были разделены на 3 отд-ния: богословское, церковно-историческое и церковно-практическое. Вся учебно-воспитательная и адм. деятельность А. д. передавалась в ведение академических советов - общих (в их состав входили все ординарные и экстраординарные профессора) и обыкновенных (в составе ректора, проректоров и 6 профессоров - по 2 от каждого отд-ния). Общие советы рассматривали наиболее важные вопросы; обыкновенные советы ведали замещением профессорских вакансий, присуждением ученых степеней, рассмотрением учебных программ, проведением экзаменов. В состав каждого отд-ния входили профессора основных предметов во главе с проректором, к-рый избирался на 4 года из числа ординарных профессоров отд-ния, был его руководителем и представителем в общем совете и правлении академии. Правление ведало исключительно хозяйственными вопросами. В его состав входили ректор, инспектор и «почетный блюститель по хозяйственной части».
К предметам богословского отд-ния были отнесены догматическое, нравственное и обличительное богословие, патристика, древнеевр. язык, библейская археология; на церковно-историческом отд-нии изучались библейская история, всеобщая церковная история, история РПЦ, история и обличение раскола, российская гражданская история. Предметами церковно-практического отд-ния являлись пастырское богословие, гомилетика, история проповедничества, церковная археология, литургика, каноническое право, всеобщая словесность, история рус. лит-ры, рус. и иностранные языки (обычно нем. и франц.). Обязательными предметами для студентов всех отд-ний были Свящ. Писание, основное богословие, логика, психология, метафизика, история философии, педагогика, один из древних языков (греч. или лат.) и один из новых (нем., франц. или англ.). Вступительные экзамены включали богословие, философию, догматическое богословие, библейскую и церковную историю, один из древних и один из новых языков.
Устав от 2 апр. 1884 г. усилил в академиях власть ректора, ограничил компетенцию советов А. д., из ведения к-рых был исключен ряд адм., учебных и хозяйственных вопросов. Упразднялись отд-ния, все богословские и философские предметы стали обязательными. Остальные предметы были разделены на 2 группы: словесные (теория словесности и всеобщая история, рус. и церковнослав. языки, палеография, история рус. лит-ры, древнеевр. язык и библейская археология) и исторические (история, сравнительное изучение зап. исповеданий, история и обличение рус. раскола, всеобщая и российская гражданская история). Были отменены публичные диспуты при защите магистерских диссертаций, а докторская степень стала присваиваться на основании отзывов 2 рецензентов.
Беспорядки и волнения, имевшие место в духовных школах во время революции 1905-1907 гг., привели к тому, что в 1908 г. была проведена ревизия А. д., по результатам к-рой был составлен и 2 мая 1910 г. принят новый устав (дополненный в 1911), к-рый устранил предоставленную А. д. в 1906 г. частичную автономию. Устав предусматривал расширение преподавательского состава, введение практических занятий для студентов, увеличение числа кафедр - открывались кафедры истории Византийской и слав. Церквей. Особое внимание уделялось религ. и нравственному воспитанию студентов и укреплению дисциплины. Посещение богослужений стало обязательным для студентов и преподавателей, отмечалась важность соблюдения постов. Для повышения авторитета администрации А. д. устав предусматривал епископский сан для ректора и сан архимандрита для инспектора; предпочтение отдавалось преподавателям в священном сане. Устав усилил власть епархиальных архиереев над высшей духовной школой.
В 1914 г. в Государственную думу был внесен проект об учреждении в Томске 5-й правосл. А. д., проект был одобрен, но начавшаяся мировая война помешала его осуществлению. После Февральской революции 1917 г. комиссия из представителей А. д. выработала проект нового устава А. д. и представила его на рассмотрение Поместного Собора РПЦ (1917-1918), к-рый одобрил его. Устав предусматривал восстановление принципа выборности, открытый характер преподавания, допущение в А. д. женщин в качестве вольнослушательниц, введение более узкой специализации.
С установлением советской власти изменились условия деятельности А. д. Декрет от 23 янв. 1918 г. «Об отделении церкви от государства и школы от церкви» запретил «преподавание религиозных вероучений во всех государственных и общественных, а также частных учебных заведениях», но в постановлении Народного комиссариата юстиции от 24 авг. того же года разрешалось преподавание религ. вероучений в «специально богословских» учреждениях. В 1918 г. в МДА прошел последний набор абитуриентов, в 1919 г. прекратились занятия, хотя отдельные профессора продолжали заниматься со студентами по домам и готовили к защите курсовые сочинения вплоть до 1922 г. Правосл. Народная академия богословских наук, организованная 24 июля 1918 г. по благословению Патриарха Тихона(Беллавина) и возглавлявшаяся ректором прот. Н. Боголюбским, просуществовала примерно до 1921 г. В ее работе приняли участие многие ученые (И. М. Громогласов, Н. Д. Кузнецов и др.), а число студентов достигало 225 чел. В Петрограде академия была закрыта в 1918 г. В Киеве советская власть окончательно установилась только в 1919 г., и КДА просуществовала до кон. 1920 г. Последний ректор КДА еп. Василий (Богдашевский) в окт. 1920 г. писал о скором закрытии академии. Долго сопротивлялись закрытию в КазДА. В 1917 г. в здании академии размещались войска и госпиталь, но преподаватели продолжали занятия до 1920 г.
Воссоздание А. д. в России началось в 1943 г. после избрания Патриархом Московским и всея Руси Сергия (Страгородского), к-рый поручил еп. Григорию (Чукову) составить проект организации духовных учебных заведений высшего и среднего типа. 14 июня 1944 г. в Московском Новодевичьем монастыре состоялось открытие Православного богословского ин-та и Богословско-пастырских курсов. 31 авг. 1946 г. московский Православный богословский ин-т был преобразован в МДА, а 8 окт. 1946 г. состоялось торжественное открытие ЛДА и ЛДС. Полный цикл богословского образования был рассчитан на 8 лет: 4 года семинарского и 4 - академического обучения. В учебные планы академий помимо богословских и церковно-исторических дисциплин включались также древние и новые языки, история религий, история рус. религ. мысли, логика, психология, христ. педагогика. Однако уже в 1948 г. Мин-во образования, ссылаясь на декрет от 23 янв. 1918 г., потребовало убрать из программ историю философии, логику, христ. педагогику и т. п. На начало 1950/51 учебного года в 2 академиях и 8 семинариях обучалось 730 студентов.
В 60-х гг. XX в. в МДА преподавали известные церковные ученые - еп. Питирим (Нечаев), еп. Филарет (Вахромеев), протоиереи Иоанн Козлов, Александр Ветелев, Андрей Сергеенко, Д. Огицкий, В. Талызин, А. И. Георгиевский, И. Н. Шабатин; профессора прот. Алексей Остапов, игум. Марк (Лозинский). В эти же годы в ЛДА преподавали профессора протоиереи Петр Гнедич, Ливерий Воронов, Виталий Боровой, Л. Н. Парийский, Н. Д. Успенский, М. Ф. Русаков. ЛДА стала самым крупным центром РПЦ, занимающимся систематическим исследованием проблем, связанных с экуменическим движением. Вся деятельность А. д. протекала под руководством Учебного комитета при Свящ. Синоде, во главе к-рого с сер. 60-х гг. стоял митр. Таллинский Алексий (Ридигер), позднее Патриарх Московский и всея Руси. До 1971 г. А. д. выпустили 811 кандидатов богословия, защищено было 13 докторских и 53 магистерские диссертации.
В сер. 70-х гг. XX в. А. д. получили разрешение от Совета по делам религий и местных властей на расширение помещений и строительство новых зданий. В 1978 г. при ЛДА были открыты регентские курсы. В 70-х гг. и при МДА появился регентский класс, преобразованный в 1985 г. в школу. Значительным событием в истории МДА стала проведенная в дек. 1985 г. конференция, посвященная 300-летию образования академии. Материалы конференции вышли в юбилейном выпуске БТ. В 1971-1987 гг. дневное отд-ние МДА закончили 355 человек, а заочное - 338. Из стен ЛДА в эти годы вышли 202 выпускника. Т. о., в 1971-1987 гг. высшее богословское образование получили 895 чел. В этот период степени кандидата богословия удостоены были 473 выпускника А. д., 20 ученых-богословов защитили магистерские диссертации и, наконец, 9 крупным деятелям богословской и церковно-исторической науки присвоены были ученые степени д-ров богословия и церковной истории. В 1999/2000 учебном году на дневном и заочном отд-ниях обучались: в МДА - 158 чел., в СПбДА - 164, в КДА (воссоздана в 1989) - 461, в Минской ДА - 21 чел. В Молдавской ДА в 1997 г. было 50 студентов.
13 апр. 2021 г. семинария при московском в честь Сретения Владимирской иконы Божией Матери ставропигиальном мужском монастыре преобразована а духовную академию.