[Агафангел] († 251), свт., исп. (пам. 15 сент., 27, 29, 30 или 31 марта), еп. Мелитинский [Антиохийский?]. Согласно житию, А. ревностно проповедовал христианство среди язычников, за что был схвачен в гонение имп. Деция. Представ в оковах перед проконсулом Маркианом, он исповедал Христа, рассказал об истинном Боге и обличил идолопоклонство проконсула. Тот приказал предать А. пыткам и бросить в тюрьму, сообщив о случившемся императору; в ответ он получил повеление отпустить епископа. Выйдя из тюрьмы, святитель мирно почил спустя нек-рое время. Ссылаясь на лат. мартирологи (в частности, Адона Вьеннского), исследователи Т. Рюинар и А. Гарнак считали А. епископом Антиохии Писидийской, в то время как греч. синаксари называют его епископом г. Мелитины в М. Армении, иногда смешивая его с одноименным святым V в. (пам. 17 апр.).
Память А. и обретения его мощей зафиксирована в визант. агиографических и литургических памятниках VIII-XIII вв. под 15 сент. и в последние дни марта. На слав. язык память обретения мощей А. переведена в составе Стишного Пролога в 1-й пол. XIV в.; в XVI в. она внесена под 15 сент. в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 40). В Типиконе Великой ц. (IX–X в.) указаны эти памяти 30 марта и 15 сент. (Mateos. Typicon. T. 1. P. 34-35; 260-261). Студийский устав имеет одну память - 29 марта. В греч. печатной афинской Минее содержатся Стишные Прологи по 6-й песне канона утрени на память мученической кончины святого (31 марта) и обретения его мощей (15 сент.). В слав. печатной служебной Минее издания МП указаны обе памяти (мучения и обретения мощей) под теми же числами, что и в греч. Минее. Служба А. неизвестна.
Изображение А. под 15 сент. имеется в минологии Служебного Евангелия (Vat. gr. 1156. Fol. 252v. 3-я четв. XI в.).