[Аквилина; греч. ̓Ακυλίνα, лат. Aquilina - орлиная] († 293), мц. Библская (пам. 13 июня); происходила из г. Библ (Вивл) в Финикии. Когда А. было 2 года, умер ее отец Евтолмий, мать воспитала дочь в христ. благочестии. Крестил А. местный еп. Евфалий. Когда по приказу имп. Диоклетиана правитель Волузиан начал жестокое преследование христиан, отроковица А. убеждала сверстников не поклоняться ложным богам и исповедать веру во Христа. По обвинению в оскорблении языческих богов А. предстала перед правителем. Не поддавшись на его уговоры отречься от Христа, святая подверглась сначала побоям, затем пытке: раскаленными железными прутьями палачи просверлили ей голову через уши, отчего из ноздрей началось кровотечение. От невыносимых страданий А. упала замертво и была брошена на съедение псам, но явившийся ангел чудесным образом исцелил ее, и мученица невредимой явилась перед спящим Волузианом. Он, однако, не раскаялся в злодеяниях и приговорил А., к-рой шел 12-й год, к усечению мечом. А. предала душу Господу за мгновение до казни, и палач отсек голову уже умершей мученице; при этом из раны вместо крови истекло молоко. Чудотворные мощи А. были перенесены в К-поль, где близ Форума в квартале Филоксена был построен храм ее имени; в царствование имп. Юстиниана I этот храм сгорел, но позднее был восстановлен. Канон А. составил Иосиф Песнописец (IX в.). Краткое житие святой переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 13 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 225).
Эта мученица особо почиталась в Византии. Ее память содержится в большинстве греч. Месяцесловов: в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование «в святейшем ее мартириуме в квартале Филоксениу возле Форума и в Перитихизматах» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-313), в Стишном Прологе придворного к-польского поэта XI в.Христофора Митилинского и во многих др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 179). Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 159) и нек-рым спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) совершается служба с Аллилуия 2 святым (А. и Трифилию Левкусийскому), а по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставу, используемому совр. греч. и рус. Церквами (Типикон. Т. 2. С. 672-673),- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова).
Служба А. известна уже по Минеям студийского типа (напр., XII в. БАН. РАИК 12. Л. 24-29). Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. составлен прп. Иосифом Песнописцем († 886) с акростихом «Приими пение, добротворивая Акилино». По греч. рукописям, хранящимся в б-ках христ. Востока, известно 2 не вошедших в печатные Минеи канона А. (Ταμεῖον. Σ. 217. N 664-665) - Георгия (X в. Sin. Gr. 620. Fol. 69v - 71v; XIV в. Bibl. Nat. 562. Fol. 20v - 21v) с алфавитным акростихом и Арсения (1342 г. Alexandr. Patr. 114. Fol. 85-89) с акростихом «Νέμοις ̓Ακυλῖνα τὸ φῶς ̓Αρσενίῳ».
Единоличные изображения А. как мученицы с крестом в руке представлены в греко-груз. рукописи, XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 117),- в рост, в трехчетвертном развороте вправо, облачена в голубой хитон и красный гиматий, на голове белый плат; в росписи ц. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на рус. минейной иконе на июнь, нач. XVII в. (ЦАК МДА),- в синем хитоне и красном мафории; на гравированной минее 1722 г. Г. П. Тепечегорского (РНБ). Изображение мученичества святой - усекновение мечом - имеется в календарных циклах росписей церквей: вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. А. посвящен сев. придел в трапезной ц. Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве (1824).