АКИЛИНА
Том I , С. 392-393
опубликовано: 18 марта 2008г.

АКИЛИНА

Содержание

Мц. Акилина. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ)Мц. Акилина. Миниатюра из греко-груз. рукописи XV в. (РНБ) [Аквилина; греч. ̓Ακυλίνα, лат. Aquilina - орлиная] († 293), мц. Библская (пам. 13 июня); происходила из г. Библ (Вивл) в Финикии. Когда А. было 2 года, умер ее отец Евтолмий, мать воспитала дочь в христ. благочестии. Крестил А. местный еп. Евфалий. Когда по приказу имп. Диоклетиана правитель Волузиан начал жестокое преследование христиан, отроковица А. убеждала сверстников не поклоняться ложным богам и исповедать веру во Христа. По обвинению в оскорблении языческих богов А. предстала перед правителем. Не поддавшись на его уговоры отречься от Христа, святая подверглась сначала побоям, затем пытке: раскаленными железными прутьями палачи просверлили ей голову через уши, отчего из ноздрей началось кровотечение. От невыносимых страданий А. упала замертво и была брошена на съедение псам, но явившийся ангел чудесным образом исцелил ее, и мученица невредимой явилась перед спящим Волузианом. Он, однако, не раскаялся в злодеяниях и приговорил А., к-рой шел 12-й год, к усечению мечом. А. предала душу Господу за мгновение до казни, и палач отсек голову уже умершей мученице; при этом из раны вместо крови истекло молоко. Чудотворные мощи А. были перенесены в К-поль, где близ Форума в квартале Филоксена был построен храм ее имени; в царствование имп. Юстиниана I этот храм сгорел, но позднее был восстановлен. Канон А. составил Иосиф Песнописец (IX в.). Краткое житие святой переведено на слав. язык в XII в. в составе Пролога Константина Мокисийского. В 1-й пол. XIV в. оно было вновь переведено на слав. язык (по-видимому, сербами на Афоне) в составе Стишного Пролога и при служебных Минеях. На Руси получило известность с кон. XIV в. В XVI в. житие включено под 13 июня в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 225).

О. Н. З.

Гимнография

Мц. Акилина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). ФрагментМц. Акилина. Минейная икона. Нач. XVII в. (ЦАК МДА). Фрагмент Эта мученица особо почиталась в Византии. Ее память содержится в большинстве греч. Месяцесловов: в Типиконе Великой ц. (IX–X вв.), где указано совершать празднование «в святейшем ее мартириуме в квартале Филоксениу возле Форума и в Перитихизматах» (Mateos. Typicon. T. 1. P. 312-313), в Стишном Прологе придворного к-польского поэта XI в.Христофора Митилинского и во многих др. источниках (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 179). Согласно Мессинскому Типикону (1131) (Arranz. Typicon. P. 159) и нек-рым спискам Иерусалимского устава (напр., XII в. Sin. Gr. 1096 - Дмитриевский. Описание. Т. 3. С. 50) совершается служба с Аллилуия 2 святым (А. и Трифилию Левкусийскому), а по первому печатному рус. Типикону 1610 г. и Уставу, используемому совр. греч. и рус. Церквами (Типикон. Т. 2. С. 672-673),- служба без знака (см. Знаки праздников Месяцеслова).

Служба А. известна уже по Минеям студийского типа (напр., XII в. БАН. РАИК 12. Л. 24-29). Канон (4-го плагального, т. е. 8-го, гласа) А. составлен прп. Иосифом Песнописцем († 886) с акростихом «Приими пение, добротворивая Акилино». По греч. рукописям, хранящимся в б-ках христ. Востока, известно 2 не вошедших в печатные Минеи канона А. (Ταμεῖον. Σ. 217. N 664-665) - Георгия (X в. Sin. Gr. 620. Fol. 69v - 71v; XIV в. Bibl. Nat. 562. Fol. 20v - 21v) с алфавитным акростихом и Арсения (1342 г. Alexandr. Patr. 114. Fol. 85-89) с акростихом «Νέμοις ̓Ακυλῖνα τὸ φῶς ̓Αρσενίῳ».

А. Ю. Никифорова

Иконография

Единоличные изображения А. как мученицы с крестом в руке представлены в греко-груз. рукописи, XV в. (РНБ. О. I. 58. Л. 117),- в рост, в трехчетвертном развороте вправо, облачена в голубой хитон и красный гиматий, на голове белый плат; в росписи ц. Симеона Богоприимца в Зверине мон-ре в Новгороде, кон. 60-х - нач. 70-х гг. XV в.; на рус. минейной иконе на июнь, нач. XVII в. (ЦАК МДА),- в синем хитоне и красном мафории; на гравированной минее 1722 г. Г. П. Тепечегорского (РНБ). Изображение мученичества святой - усекновение мечом - имеется в календарных циклах росписей церквей: вмч. Георгия в Старо-Нагоричино (Македония), 1317-1318 гг., и Св. Троицы мон-ря Козия в Валахии (Румыния), ок. 1386 г. А. посвящен сев. придел в трапезной ц. Воскресения Словущего на Ваганьковском кладбище в Москве (1824).

Ист.: BHG, N 163; ActaSS. Jun. T. 3. P. 165-171; PG. 92. Col. 880; ЖСв. Ин. С. 270-277.
Лит.: SynCP. Col. 48, 429, 465, 747-748, 811; Delehaye. Origines. P. 276; Aigrain R. Aquilina // DHGE. T. 3. Col. 1143; Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 3. С. 221-222; ΘΗΕ. Τ. 1. Σ. 1247; Janin. Églises et monastères. P. 17.
Иконогр.: Ровинский Д. А. Русские народные картинки. СПб., 1900. Т. 3; Kaster K. G. // LCI. Bd. 5. Sp. 239-240; Лифшиц Л. И. Монументальная живопись Новгорода XIV-XV вв. М., 1987. С. 519; Евсеева. Афонская книга. С. 309; Миjовић. Менолог. С. 280, 359, 388; Сорок сороков. 1995. Т. 3. С. 28.
О. Е. Этингоф
Рубрики
Ключевые слова
См.также