[греч. ᾿Ιωσήφ ὁ Β´] (ок. 1360 - 10.06.1439, Флоренция), патриарх К-польский (с 21 мая 1416), сторонник заключения унии между К-польской и Римско-католической Церквами. Жизнь И. до избрания патриархом плохо освещена в источниках. Известно, что он имел болг. происхождение, возможно был незаконнорожденным сыном болг. царя Иоанна II Шишмана (1371-1393) или Иоанна Александра (1331-1371) (Dujčev. 1961; Nikolov. 1973. P. 204-206), а его мать принадлежала к визант. роду Филантропенов (Laurent. 1955). В юности И. провел неск. лет на Св. Горе Афон. Ок. 1393/94 г. был поставлен митрополитом Эфесским.
Дата избрания И. патриархом К-польским приведена у Георгия Сфрандзи (Giorgio Sfranze. Cronaca. 1990. P. 10). Основным источником сведений о Патриаршестве И. являются воспоминания великого экклисиарха Сильвестра Сиропула (см. в ст. Сиропулы), а также акты Ферраро-Флорентийского Собора (1437-1439), в подготовке и работе к-рого И. принял деятельное участие.
К 1416 г. относится послание И. митр. Киевскому Фотию о деле Григория Цамблака, к-рый по инициативе вел. кн. Литовского Витовта в 1415 г. был поставлен Киевским митрополитом. И. подтвердил решение своего предшественника патриарха Евфимия III об извержении Цамблака из сана и пригласил Фотия в К-поль для нового рассмотрения дела (РИБ. Т. 6. С. 357-360). Тем не менее уже ко времени приезда Цамблака на Констанцский Собор (1414-1418) в 1418 г. его конфликт с патриархом К-польским был улажен (Ломизе. 1994. С. 105-107). Гипотеза об участии И. в заседаниях Констанцского Собора (Nikolov. 1973) не находит подтверждения в источниках. К 1418-1419 гг. относится деятельность И. по восстановлению правосл. иерархии на принадлежавшем венецианцам Крите. 1426 г. датирован сигиллий с подписью И., подтверждающий имущественные права мон-ря Кастамонит на Афоне (Actes de Kastamonitou / Ed. N. Oikonomidès. P., 1978. P. 56-59. (ArAth; 9)), 1428 г.- сигиллий об объединении афонских мон-рей Алипия и Кутлумуш, согласно к-рому последний становился подворьем первого (Actes de Kutlumus / Ed. P. Lemerle. P., 1988 2. Vol. 1. P. 154-156. (ArAth; 2 (bis)).
Наиболее важное решение в истории византийско-рус. отношений, к-рое принял И. Г.,- это возведение на Киевскую кафедру бывш. епископа Владимирского, а затем Смоленского Герасима (см. ст. Герасим, митр. Киевский и всея Руси). Герасим дважды посетил К-поль (весной-летом 1428 и осенью 1432 - зимой 1433) и сумел добиться расположения патриарха (Флоря. 2007. С. 349-350). После казни Герасима вопреки воле Москвы, рассчитывавшей, что новым митрополитом станет свт. Иона (в то время епископ Рязанский), на Киевскую кафедру был возведен сторонник унии Исидор. Вероятно, инициатива его поставления исходила не от И., а от имп. Иоанна VIII Палеолога. В марте 1437 г. И. высказывал недовольство решением назначить Исидора представителем Иерусалимского патриарха на запланированном Соборе в Италии, куда из-за запрета османских властей патриархи попасть не могли (Там же. С. 368-370; Gill. 1959. Р. 76).
Переговоры И. с Римом по вопросу о заключении унии Зап. и Вост. Церквей были начаты при папе Мартине V. 14 нояб. 1422 г. И. вместе с имп. Иоанном VIII сформулировал ответ на «Девять глав» Мартина V, доставленных в К-поль папским легатом Антонио де Масса в сент. 1422 г., в к-рых папа напоминал об обещании созвать объединительный Собор и просил назначить место и дату его проведения. В ответ патриарх и император заявили, что речь должна идти не об объединительном, а о Вселенском Соборе, созванном так же, как и первые 7. Этот Собор должен состояться в К-поле, однако на средства папы Римского и только после того, как минует угроза со стороны тур. султана Мурада II (RegImp, N 3406). Переговоры, в ходе к-рых византийцы согласились на проведение Собора в одном из итал. городов, продолжились в 1426-1430 гг., однако не были завершены из-за кончины Мартина V (20 февр. 1431), и направлявшееся в Рим визант. посольство было отозвано. В 1431-1437 гг. И. вел переговоры о церковной унии как с папой Евгением IV, так и с участниками противостоящего ему Базельского Собора. В 1433-1434 гг. К-поль дважды посетил папский посланник Христофоро Гаратони. Итогом переговоров стало решение о созыве Собора в К-поле. Осенью 1435 г. в К-поль прибыли послы от участников Базельского Собора с предложением провести Собор в Базеле. После долгих обсуждений имп. Иоанн VIII и И. дали послам положительный ответ, однако И. в качестве обязательного условия выдвинул участие в Соборе папы (Gill. 1959. P. 66; Ломизе. 1994. С. 109).
В сент. 1437 г. папа издал буллу о перенесении Собора в Феррару. 27 нояб. 1437 г. визант. делегация во главе с имп. Иоанном VIII и И. покинула К-поль и 8 февр. 1438 г. прибыла в Венецию. С позволения дожа визант. делегаты задержались там, чтобы продолжить обсуждение вопроса о месте проведения Собора. По сообщению Сиропула, в первые дни И. отказывался высказать к.-л. определенное мнение, ссылаясь на болезнь (Laurent. 1971. P. 220-222), однако после самостоятельных консультаций с членами венецианского сената, поддерживавшего папу, высказался за участие в Соборе в Ферраре (Пашкин. 2006. С. 356-358). 17 февр. И. известил о своем решении представителей короля Кастилии на Базельском Соборе (Laurent. 1960. Р. 143-144). Император, колебавшийся несколько дольше, поддержал И. и в послании Базельскому Собору от 25 февр. сообщил, что визант. делегация отправится в Феррару (RegImp, N 3478).
Визант. делегация прибыла в Феррару в начале марта (т. е. 3 месяца спустя после 1-го заседания Собора). 8 марта состоялась 1-я встреча И. и папы Евгения IV, к-рая едва не была отменена из-за отказа И. и др. греч. иерархов целовать папе туфлю, как того требовали папские посланники. И. был болен и не мог присутствовать на 1-м совместном заседании 9 апр. В янв. 1439 г. было принято решение перенести Собор во Флоренцию. Путешествие из Феррары отняло у И. много сил, он прибыл во Флоренцию 7 февр., однако из-за болезни въехал в город только 4 дня спустя. 3 июня 1439 г., после продолжительных дебатов по вопросу Filioque, И. признал, что католич. добавление к Символу веры не противоречит учению св. отцов и выражения «через Сына» (признаваемое нек-рыми правосл. богословами) и «от Сына» синонимичны, т. е. «через Сына» также указывает на причину исхождения Св. Духа (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 432, 438).
Во время пребывания во Флоренции И. был уже очень стар и страдал от мн. болезней, в т. ч. от водянки. 10 июня 1439 г. он внезапно скончался. По сообщению Сиропула, это произошло за обедом (Laurent. 1971. P. 472). Согласно греч. актам Ферраро-Флорентийского Собора, И. почувствовал во время обеда недомогание и, попросив писчие принадлежности, удалился в покои. Позже члены греч. посольства обнаружили тело И. и текст, озаглавленный «Последняя воля» (Τελευταία γνώμη), датированный 9 июня. И. писал, что полностью признавал учение Римско-католической Церкви, в т. ч. примат папы Римского и учение о чистилище (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 444). Расхождения в датировке заставили ряд исследователей предположить, что в текст актов были внесены интерполяции. На это же указывает почти полное отсутствие ссылок на документ в др. источниках: «Последнюю волю» И. упоминают только поставленный венецианцами католич. архиеп. Критский Фантино Валларессо (ок. 1442) и папский нотарий Андрей из флорентийской ц. Санта-Кроче, в то время как Сиропул, патриарх Геннадий II Схоларий и Георгий Амируци умалчивают о ней (дискуссия в: Hofmann. 1933. S. 5-8; Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. LXXXV-LXXXVIII; Gill. 1955. P. 92-98; Idem. 1959. P. 267-268). И. был похоронен по греческому обряду 11 июня в ц. Санта-Мария Новелла во Флоренции; на погребении присутствовали католич. кардиналы и флорентийская знать (Quae supersunt Actorum graecorum. 1953. P. 445).
Известен ряд портретных изображений И. На миниатюре, завершающей список К-польских патриархов в рукописи Paris. gr. 1783. Fol. 98v, И. представлен как старец с длинной раздвоенной бородой; нек-рые детали заставляют предположить, что изображение создано «итальянским мастером либо греком, испытывавшим сильное западное влияние» (Spatharakis. Portrait. P. 234-235. Fig. 177). В Капелле волхвов в Палаццо Медичи-Риккарди во Флоренции на фреске Б. Гоццоли «Поклонение волхвов» И. представлен на зап. стене в образе одного из волхвов. Могила И. в ц. Санта-Мария Новелла украшена фреской, на к-рой патриарх изображен в полный рост. Под фреской расположена лат. эпитафия от имени самого И., повествующая о его усилиях по объединению Церквей. Эпитафия завершается греч. титулатурой И. (Gill. 1959. P. 269).