[греч. ῾Ησαΐας] (XI в.), прп. (пам. кипр. 10 сент.), основатель Киккского монастыря (Кипр).
Сведения об И. содержатся в «Сказании о трех иконах, написанных ап. Лукой, где находится каждая из них, и об иконе Богородицы, называемой Киккской, которая находится на Кипре», в «Хронике» Леонтия Махераса (1-я пол. XV в.), в «Описании честного и царского Киккского монастыря» (изд.: Венеция, 1751) Ефрема Афинянина (впосл. Ефрем II, патриарх Иерусалимский) и в соч. «Странствия по св. местам Востока» В. Г. Григоровича-Барского, посетившего Киккский мон-рь в 1727 и 1735 гг.
«Сказание...» было записано в 1422 г. со слов 125-летнего киккского иером. Григория. Известны 5 списков «Сказания...»: Александрийский (Alexandr. Patr. 176 (366), 1614 г., издан К. Хадзипсалтисом), Ватиканский (Vat. gr. 2313, 1661 г., издан К. Константинидисом), Иерусалимский (Hieros. Patr. 328, 1695 г., описан А. И. Пападопуло-Керамевсом, издан Константинидисом), Никосийский (кон. ХVII - нач. XVIII в., принадлежал свящ. Папаставросу Папагафангелосу из ц. Пресв. Богородицы Фанеромени в Никосии (Лефкосии), хранится в Музее Киккского монастыря, Cod. Р12, издан К. Спиридакисом), Китийской митрополии (1740 г., в наст. время утрачен, издан А. Папагеоргиу). Еще один несохранившийся список стал основой сочинения Ефрема Афинянина. Лучше всего отражает оригинал Александрийский список.
Время жизни И. и основания им Киккского монастыря можно точно установить благодаря упоминанию в этих источниках исторического лица - Мануила Вутомита. Согласно «Сказанию...», имп. Исаак I Комнин (1057-1059) назначил его дукой (наместником) Кипра. Однако из «Алексиады» известно, что Мануил Вутомит был полководцем др. императора из династии Комнинов - Алексея I (1081-1118). В 1092 г. он был послан на Кипр для подавления восстания Рапсомата (Ann. Comn. Alex. IX 2), но не являлся дукой Кипра (назначен дукой Никеи в 1097 (Ibid. XI 2)). Мануил посещал Кипр и позднее: в 1099 г. он останавливался на острове в составе посольства к антиохийскому кн. Боэмунду I (Ibid. XI 10), а в 1112 г.- по пути в Триполи (Ibid. XIV 2). На основании этих данных Ефрем Афинянин датировал описываемые в «Сказании...» события 1092 г. (᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. 1751. Σ. 23).
Однажды во время охоты дука Мануил Вутомит заблудился в лесах Троодоса и на горе Коккос встретил монаха-отшельника И., одетого в козью шкуру. Разгневавшись на инока, к-рый не хотел отвечать на вопросы, Мануил жестоко избил его. Вернувшись в резиденцию в Лефкосии, дука заболел. Поняв, что Бог наказал его за избиение инока, Мануил раскаялся и получил исцеление. Когда он решил отправиться к И., чтобы просить прощения, Пресв. Богородица в царском облачении явилась И. во сне, сообщила ему о намерении Мануила и велела, чтобы в качестве епитимии тот привез Ее икону из царского дворца в К-поле. Дука попросил И. сопровождать его в этой поездке. Вскоре император назначил на Кипр наместника по имени Георгий (неизв. по др. источникам), а Мануилу велел вернуться в К-поль. Прибыв ко двору, Мануил не смог найти подходящий момент, чтобы изложить свою просьбу, и И. решил возвратиться на Кипр, т. к. его тяготила жизнь в столице. Мануил заказал для И. 2 иконы (Христа на престоле и 2-частную: Св. Троицы и Божией Матери с Младенцем и предстоящими ктиторами - Мануилом Вутомитом и И.) и дал деньги на постройку ц. во имя Св. Троицы на горе Коккос.
Во сне И. явился ангел и утешил его, сказав, что вскоре император пришлет ему икону. Вернувшись на Кипр, И. построил церковь, кельи и основал мон-рь. В это время единственная дочь императора заболела тем же недугом, к-рым страдал Мануил, и ни один врач не мог исцелить ее. Мануил рассказал императору о своей болезни, об исцелении и обете, и тот дал слово отправить икону на Кипр, после чего его дочь сразу же выздоровела.
Однако император не сдержал обещания, и вскоре та же болезнь настигла и его. Ночью ему явилась Пресв. Богородица и укоряла за нарушение обета. Раскаявшись, император снарядил корабль и отправил икону на Кипр с кодикеллом (имп. диплом о назначении на должность или о пожаловании титула; видимо, имеется в виду предоставление Киккскому монастырю статуса императорского). Кипрскому наместнику император велел выделить средства для постройки ц. во имя Пресв. Богородицы. Икона была доставлена на остров в 5-й год правления императора, и от нее сразу же стали происходить чудеса. И. построил большой собор, новые кельи и назначил игумена. По версии Ефрема Афинянина, И. также составил монастырский Типикон (Ibid. Σ. 34).
По просьбе И. кипрский наместник Георгий подарил монастырю селения Мил, Миликурий и Перистерона. Он построил в сел. Пентагия (ныне Пендайя) ц. вмч. Георгия Победоносца, купил водяную мельницу, поля и виноградник и передал эти владения в качестве подворья Киккскому монастырю. В ц. вмч. Георгия были помещены 2 иконы, подаренные И. Мануилом Вутомитом.
«Хроника» Леонтия Махераса согласуется со «Сказанием...», но более кратко излагает события. Отличие состоит в том, что Мануил едет в К-поль один, а И. прибывает в столицу позднее на присланном императором корабле и исцеляет его дочь прикосновением руки. Здесь также опущена сюжетная линия о попытке императора нарушить обет, и не отправить чудотворную икону на Кипр. В «Хронике» Мануил также называется дукой (Leont. Makhair. § 37).
В. Г. Григорович-Барский был знаком как со «Сказанием...», так и с местными преданиями («сия же повесть не обретается в кадиках монастирских, но по преданию от инок повествуется» - Григорович-Барский. 1886. Ч. 2. С. 267), в т. ч. он упоминает о пещере, в к-рой подвизался И., «в горе високо, недалече монастира» (Он же. 1885. Ч. 1. С. 403). Если в «Сказании...» Мануил Вутомит играет важную роль, как и И., то у Григоровича-Барского он становится второстепенным действующим лицом. В описании Киккского мон-ря 1727 г. дука Мануил и имп. Исаак Комнин были объединены в один персонаж - дуку Исаака (Там же). В описании 1735 г. кипрский дука не едет вместе с И. в К-поль, а посылает в столицу преподобного (Он же. 1886. Ч. 2. С. 267).
В сочинении Ефрема Афинянина также упоминается явление императору Пресв. Богородицы, обличившей его за намерение заказать точную копию чудотворной иконы, чтобы отослать ее на Кипр вместо оригинала (᾿Εφραμ ὁ ᾿Αθηναῖος. 1751. Σ. 33).
Если в «Сказании...» и в «Описании...» Ефрема Афинянина императорская дочь выздоравливает без непосредственного участия И., то в более поздних текстах отразилась версия ее исцеления от прикосновения преподобного, впервые встречающаяся в «Хронике» Леонтия Махераса (Βλάσιος Σταυροβουνιώτης. 1999. Σ. 68). К числу позднейших преданий относится легенда о пчеле, которая, сев на чудотворный образ, помогла И. отличить подлинную икону от копии.
Сведения о времени смерти И., месте захоронения и его мощах не сохранились.