ИСАИЯ
Том XXVII , С. 124-125
опубликовано: 16 мая 2016г.

ИСАИЯ

[греч. ῾Ησαΐας] (ок. 1250, Эпир - 13.05.1332, К-поль), патриарх К-польский (с 11 нояб. 1323). Принял монашество в молодости на Св. Горе Афон, образования не получил. Ок. 1320 г. в возрасте почти 70 лет оказался в К-поле и был принят в свиту визант. имп. Андроника II Палеолога. В 1323 г. избран на Патриарший престол по представлению императора через 2,5 года после отречения от престола патриарха Герасима I. И. как патриарх устраивал правящие круги Византии, поскольку, вероятно, его считали неспособным к самостоятельной политической деятельности и легко управляемым (Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 360).

В 1326 г. по инициативе имп. Андроника II возобновились контакты К-польской и Римско-католической Церквей. Андроник обратился с посланиями к папе Иоанну XXII и кор. Франции Карлу IV и предложил продолжить переговоры об унии. Однако И. выступил против развития этих связей, что вскоре привело к замораживанию отношений.

Во время Патриаршества И. имп. Андроник II и его внук имп. Андроник III, к-рый в 1321 г. был провозглашен императором и признан значительной частью визант. областей, вели междоусобную войну за визант. престол. В 1327 г. Андроник III осаждал К-поль. Контролировавший столицу Андроник II приказал И. прекратить поминать имя Андроника III на литургии как мятежника. И. отказался, очевидно стремясь всеми силами избежать втягивания Церкви в междоусобицу и раскола внутри ее. При большом стечении народа И. объявил об отлучении всякого, кто не будет поминать Андроника III (Ibid. P. 403-407; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 217-218). Приказ Андроника II исполнялся только в дворцовых храмах К-поля, в то время как во всех остальных церквах, находившихся в юрисдикции И., продолжали поминать обоих Андроников. И. прикладывал усилия, чтобы примирить соперничающие стороны, уговаривал Андроника II устроить личное свидание с внуком и тем самым начать мирные переговоры, но безуспешно. В дек. 1327 г., когда очередные попытки вести переговоры были прерваны, Андроник II удалил И. из Патриаршей резиденции и выслал в столичный мон-рь Манганы; ряд сторонников и приближенных И. были взяты под стражу. В мае 1328 г. Андроник III одержал еще неск. побед в междоусобной войне и занял К-поль. И. был торжественно возвращен на престол. Визант. историк Никифор Григора рассказывает, что И. якобы возвращался в патриарший дворец в окружении танцоров и флейтисток, которые были нескромно одеты и вызывающе себя вели (Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 424-427). Однако это сообщение скорее всего следует считать недостоверным, поскольку Григора вообще враждебно относился к имп. Андронику III и мог представить ситуацию так, чтобы опорочить поддержавшего его патриарха.

Вероятно, под влиянием И. свергнутого Андроника II вынудили принять монашеский постриг и поклясться, что он не будет пытаться вернуться к власти. После 1328 г. И. лишил сана мн. сторонников Андроника II среди клира К-польской Церкви.

Продолжались также контакты К-поля с Армянской Апостольской Церковью. В 1330 или 1331 г. в ответ на послание из Киликийской Армении И. обратился с письмом к царю Левону IV и католикосу Акобу II Анаварзеци. Для достижения церковного единства он потребовал от армян признания вероучения Халкидонского IV Вселенского Собора, а также подчинения юрисдикции К-польской Церкви на своей территории (Hunger. Register. 104-105; RegImp, N 2758). Столь категоричные требования не могли быть приняты, и, т. о., переписка И. с Армянской Церковью завершилась без результата.

Сохранилось ок. 50 актов патриаршей канцелярии ведомства Великой ц., изданных при И. (Hunger. Register. 65-106). Среди них преобладают постановления патриаршего суда в связи с различными тяжбами частных лиц, преимущественно состоятельных землевладельцев, придворных и др. собственников, касающиеся их прав и привилегий в отношениях с мон-рями и храмами, внутрисемейных проблем, споров между епархиями К-польской Церкви. В сент. 1324 г. Свящ. Синод под председательством И. постановил в епархиях К-польской Церкви ввести сбор денежных взносов для Патриархии (Ibid. 88). По размерам сумм, к-рые предписывалось вносить, можно судить об относительном благосостоянии различных епархий К-польской Церкви в 1-й пол. XIV в. Так, наиболее состоятельными считались митрополии Монемвасии (взнос 800 золотых иперперов), Ираклии Понтийской, Кизика и Фессалоники (все по 200); менее значительными средствами обладали Филиппополь, Серры (по 150), Адрианополь, Веррия, Визия, Филиппы, Митилина и Дидимотих (все по 100). Однако многие епархии (большей частью в М. Азии) в списке не упомянуты, что может говорить об их крайнем упадке и о неспособности поддержать К-польский престол. Неизвестно, насколько это нововведение удалось претворить в жизнь. В позднейших источниках о выплатах епархий в пользу Патриархии к.-л. сведений нет. Об упадке анатолийских епархий может свидетельствовать и постановление Свящ. Синода 1327 г., по которому управление вакантными митрополиями Севастии, Евхаит, Икония, Мокисса и архиеп-ством Назианза поручалось митрополии Кесарии Каппадокийской (Hunger. Register. 96). Т. о., важнейшие некогда кафедры, видимо, уже долго оставались незанятыми и фактически расформировывались. Разносторонняя деятельность ведомства Великой ц. при И. показывает, что ее хорошо налаженное в прежние годы делопроизводство в это время мало зависело от личности патриарха. Малообразованный И. вряд ли мог активно участвовать в издании большинства актов, он скорее лишь ставил подпись под документами, подготовленными его помощниками.

И. был похоронен в мон-ре Великая Лавра на Св. Горе Афон.

Ист.: Niceph. Greg. Hist. Vol. 1. P. 360, 403-407, 424-429, 437-438, 496; Cantacus. Hist. Vol. 1. P. 196, 217-218, 305, 316-323, 431; Hunger. Register. Bd. 1. S. 400-615.
Лит.: Γεδεν. Πίνακες. 1890. Σ. 417-420; Norden W. Das Papsttum und Byzanz. B., 1903. S. 684-693; PLP, N 6743; Laurent V. La chronologie des patriarches de Constantinople de la première moitié du XIV siècle // REB. 1949. Vol. 7. P. 152-154; ΘΗΕ. Τ. 6. Στ. 78-79; Успенский. История. Т. 3. С. 551-553; DHGE. T. 26. Col. 113-114; Лебедев А. П. Исторические очерки состояния визант.-вост. Церкви от кон. XI до сер. XV в. СПб., 1998. С. 202-205, 267-268.
И. Н. Попов
Рубрики
Ключевые слова
См.также