ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ
Том XXVII , С. 279-281
опубликовано: 21 июня 2016г.

ИСКРЕЦКИЙ МОНАСТЫРЬ

[болг. Искрецки манастир], недействующий, в честь Успения Пресв. Богородицы, Софийской епархии Болгарской Православной Церкви (БПЦ). Находится на склонах гор Стара-Планина в 2 км от с. Искрец (Софийская обл.). Согласно преданию, о котором сообщала поздняя (1845; см.: Василиев. 1949. С. 61) надпись на воротах, был основан в XII в. Как предполагают исследователи, в период Второго Болгарского царства И. м. был частью комплекса из крепости и неск. церквей, от к-рого сохранились лишь каменные и мраморные плиты с изображениями и основание большого, вероятно митрополичьего, храма в местности Белинов-Крыст (Кацев-Бурски Д. Искрец в миналото и сега. София, 1924. С. 3-4; Динев Л. Селищната област по Искърския пролом: Антропогеографски проучвания // ГСУ, ИФФ. 1943. Т. 49. С. 18; Василиев. 1949. С. 59).

Во время османского нашествия И. м. был разрушен и восстановлен в 1602 г., когда была построена одноапсидная церковь (6,4×17 м) с толстыми (0,75 м) стенами, с 4 маленькими окнами, перекрытая цилиндрическим сводом с двускатной кровлей. В 1841-1846 гг. к наосу (5,8×3,8 м) был пристроен притвор, а к храму - массивные контрфорсы. С юж. стороны к церкви примыкает 7-гранная крещальня-исповедальня - единственное сохранившееся подобное строение в болгарском монастыре. Относительно времени ее возведения есть 2 версии: в XVIII в., согласно датировке Г. Чаврыкова плохо сохранившихся росписей (Чавръков. 1974. С. 178), и в 1856 г., к-рый упоминается в надписи в нише окна (Василиев. 1949. С. 61; Коцева. 1984); по архитектурным особенностям строение относится скорее к сер. XIX в. В центре крещальни сохранилась каменная купель.

Искрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. БогородицыИскрецкий мон-рь в честь Успения Пресв. БогородицыВ церкви есть фрески ХVII и ХIХ вв. Наиболее ранние из них находятся в наосе церкви и относятся к 1602 г. На своде в 4-угольных рамках представлено 3 типа изображения Христа: Христос Вседержитель (Пантократор), Христос Еммануил и Христос Ангел Ветхий Денми (Каменова. 1984. С. 32; Бояджиев, Бакалова. 1992. С. 186-188). На вост. стене, в конхе апсиды - «Богоматерь Ширшая небес» в окружении архангелов Михаила и Гавриила. Над апсидой в своде вимы - «Пятидесятница». Под изображением «Богоматери Ширшей небес» - сцена «Причастие апостолов», еще ниже - «Мелизмос» (Поклонение жертве) (Каменова. 1984. С. 29-31, 37; Бояджиев, Бакалова. 1992. С. 186-188). Состав изображенных святых и ветхозаветных пророков традиционен (Каменова. 1984. С. 34-35). В «Тайной вечере» в руке у Христа акакия, мешочек с прахом - символом бренности земной жизни; эта деталь гораздо чаще встречается на изображениях императоров (Нешев. 1977. С. 195). На сев. и юж. стенах в 2 ярусах в хронологической последовательности размещен цикл сцен из земной жизни Иисуса Христа. Цикл отличает стремление к полному и обстоятельному рассказу о евангельских событиях, при этом Страсти Христовы представлены более подробно. Христологические сцены окружены 2 фризами медальонов с образами святых и пророков: сверху - ряд ветхозаветных пророков, внизу - святых. В верхней части зап. стены находится сцена «Преображение», под ней - «Успение Богородицы»; нижнюю часть стены занимает Богородичный цикл. Еще ниже расположены 8 образов св. жен, в т. ч. Елисаветы, Анны и болг. св. Петки.

Притвор был пристроен к церкви в 1841-1843 гг., о чем свидетельствует надпись (Василиев. 1949. С. 61; Коцева. 1984. С. 150-154), и расписан в 1841-1846 гг. (Василиев. 1949. С. 62; Он же. 1965. С. 592). Здесь подробно изображены чудеса Христовы, житийные циклы вмч. Георгия Победоносца, свт. Николая Чудотворца, прп. Иоанна Рильского, представлены 13 сцен, иллюстрирующих Откровение Иоанна Богослова (так же богато Апокалипсис иллюстрирован только в соборе Рильского монастыря). Изображение сцен Апокалипсиса восходит к аналогичному циклу А. Дюрера, но, вероятно, знакомство художника с этим циклом произошло через посредство фресок, созданных Томой Вишановым, Костой Валевым, Захарием Зографом и его братом Димитром Зографом в близлежащих монастырях. На восточной стене притвора представлены многочисленные небольшие изображения: центральный образ «Богородицы Ширшей небес» окружает 21 лик святых (в т. ч. великих отцов-литургистов, над ними - архангелы Михаил и Гавриил), выше находится меньших размеров изображение Господа Саваофа, а под сводами - «Благовещение» (Каменова. 1984. С. 83-86). Некоторые исследователи предполагают, что фрески в И. м. были созданы под влиянием росписей собора Рильского мон-ря (Василиев. 1949. С. 62; Чавръков. 1974; Каменова. 1984. С. 104-106; Бояджиев, Бакалова. 1992. С. 186-188). Болг. исследователь А. Василиев считал автором этих росписей и росписей в крещальне Яначко Станимирова из с. Брезе близ Софии (Василиев. 1949. С. 62; Он же. 1965. С. 591-592), а Д. Каменова - Кириака из Софийской обл. (Каменова. 1984. С. 109-110, 124-125).

В И. м. была найдена украшенная гравюрами Псалтирь серб. извода, напечатанная в Венеции в XVI в. Виченцо Вуковичем (ныне хранится в б-ке Синода БПЦ): приписка в кодексе сообщает о разорении Софии отрядом кырджалиев во главе с Кара Фейзи в нач. XIX в. (Спространов. 1900. С. 14-16; Нешев. 1977. С. 195).

В И. м. в кон. XIX в. действовало келейное уч-ще для детей (Кацев-Бурски Д. Искрец в миналото и сега. 1924. С. 6). В 1908 г. Синод БПЦ передал монастырские земли под строительство туберкулезного санатория, к-рый действует и в наст. время. Обитель объявлена памятником культуры национального значения.

Лит.: Спространов Е. Опис на ръкописите в б-ката при Св. Синод на Българската църква в София. София, 1900; Василиев А. Църкви и ман-ри из Зап. България // Разкопки и проучвания. София, 1949. Т. 4. С. 59-62; он же. Български възрожденски майстори. София, 1965; Миятев К. Архитектурата в средновек. България. София, 1965. С. 215-217; Чавръков Г. Български ман-ри. София, 1974; Коева М. Паметници на културата през Българското възраждане: Архитектура и изкуство на бълг. църкви. София, 1977; Нешев Г. Български довъзрожденски културно-народностни средища. София, 1977; Каменова Д. Стенописите на Искрецкия ман-р. София, 1984; Коцева Е. Надписите в Искрецката манастирска църква // Каменова Д. Стенописите на Искрецкия ман-р. 1984. С. 154; Писахме да се знае: Приписки и летописи / Съст.: В. Начев, Н. Ферманджиев. София, 1984; Тулешков Н. Архитектура на бълг. ман-ри. София, 1989 2; Бояджиев С., Бакалова Е. Искрецкият ман-р // Манастирите в България. София, 1992. С. 186-188.
Д. Чешмеджиев
Рубрики
Ключевые слова
См.также