Александр Иванович (1864, Костромская губ.-2.08.1893, с. Немда Макарьевского у. Костромской губ.), писатель, автор религиозно-нравственных притч, последователь учения Л. Н. Толстого. Род. в семье священника. В 1885 г. окончил Кавказскую ДС, получил назначение на должность псаломщика в церковь с. Прасковея близ Ставрополя, рукоположен во священника. Изучал медицину, занимался врачебной практикой. Печатал в ставропольской газете критические статьи о быте духовенства, заметки о жизни села. После разочарования в правосл. вероучении стал единомышленником Л. Н. Толстого, читал в церкви с амвона его народные рассказы. В окт. 1889 г. подал прошение на имя ставропольского еп. Владимира (Петрова) о снятии с себя сана. К прошению была приложена «Исповедь», в к-рой А. рассказывал о том, как он пришел к отрицанию церковного учения, в частности, из-за существующего, по мнению А., несоответствия догматов Церкви требованиям разума. Копию «Исповеди» А. послал в изд-во «Посредник»; не будучи опубликованной, «Исповедь» распространялась в списках, ее читали М. Горький, Л. Н. Андреев. Осложнившиеся отношения с родственниками, причиной чего было негативное отношение А. к Церкви, вынудили А. забрать прошение. В 1892 г. А. все же решил оставить церковное служение, его лишили сана и выслали из Ставропольской губ. А. жил у В. Г. Черткова в Воронежской губ., сотрудничал в изд-ве «Посредник», состоял в переписке с Толстым, к-рый высоко оценивал его лит. опыты. В дек. 1892 г. Толстой пригласил в гости Черткова и А. Поездка не состоялась, и, вероятно, А. никогда не встречался с Толстым. Глубокие переживания из-за разрыва с семьей стали причиной психической болезни, приведшей А. к ранней смерти. А. послужил прототипом свящ. Василия Никаноровича в пьесе Толстого «И свет во тьме светит».
А.- автор популярного изд. «Житие и избранные места из творений преподобного Макария Египетского» (М., 1889) и ряда притч, опубликованных посмертно. Притча «Борьба света с тьмою (Ормузд и Ариман)» повествует о неизбежности воцарения на земле царства любви и добра. В притче «Христос» история земной жизни Спасителя изложена в духе рационализма, учение Христа сведено к нравственным заповедям. Притча «Мара» показывает на примере буддизма историю возникновения и искажения религиозно-этических учений в человеческом об-ве. В притчах раскрылся рационалистический характер мировоззрения А., для к-рого религия являлась только этическим учением. Неопубликованные статьи А. («Об истинной философии», «Мировоззрение» и др.) также проникнуты рационалистическим сектантским духом.