АРГУНОВ
Том III , С. 190
опубликовано: 5 февраля 2009г.

АРГУНОВ

Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ)Спаситель. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ)Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ)Богородица с Младенцем. Икона из иконостаса ц. Воскресения Христова Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря. 175(3?) г. (ГРМ) Иван Петрович (1727 или 1729-1802, усадьба Кусково Московской губ.), рус. живописец, иконописец, педагог; крепостной кн. А. М. Черкасского, с 1743 г.- гр. П. Б. Шереметева, на протяжении мн. лет был управителем городскими домами графа в С.-Петербурге и Москве (с 1788). Обучался живописи у нем. худож. Г. Х. Гроота, работавшего в 40-х гг. XVIII в. в России при высочайшем дворе. С 1753 г., еще до образования Академии художеств, А. начал преподавать живопись в С.-Петербурге, его учениками были А. П. Лосенко, К. И. Головачевский, И. С. Саблуков. В последние годы жизни обучал живописи своих сыновей; впосл. Николай и Яков стали художниками, Павел - архитектором.

В 1747 г. вместе с Гроотом А. писал иконы для церкви Большого Царскосельского дворца (в наст. время - Екатерининский дворец-музей, г. Пушкин), в т. ч. запрестольный образ св. Иоанна Дамаскина. Сохранились 2 подписные иконы 1753 г. (?) из иконостаса собора Воскресенского Новоиерусалимского мон-ря - «Спаситель» и «Богоматерь» (ГРМ), др. иконописные работы в наст. время не известны.

В творческом наследии А. преобладают портреты имп. особ и представителей дворянских родов России, прежде всего Шереметевых Б. П. и В. А. (1760, оба портрета - Московский музей-усадьба «Останкино»). В 1762 г. он написал портрет императрицы Екатерины II (ГРМ) по заказу Сената. А. является создателем нового в России типа камерного портрета (К. А. и X. М. Хрипуновых (1757; Московский музей-усадьба «Останкино»)), а также он один из первых обратился к написанию портретов простых людей. Среди поздних работ А. наиболее знаменит в этом направлении «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» (1784; ГТГ).

Лит.: Станюкович В. Семья Аргуновых. Л., 1926; Данилова И. Е. И. Аргунов. Русский крепостной художник XVIII века. М.; Л., 1948; Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964 Антонова Л. В. Крепостные таланты в усадьбе Шереметевых. Л., 1964; Селинова Т. И. П. Аргунов. М., 1973; Шарандак Н. П. И. Аргунов. Л., 1977; Вдовин В. Г. Становление «я» в русской культуре XVIII века и искусство портрета. М., 1999.
Е. И. Столбова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • БЕЗМИН Иван Артемиевич (1653-1696), иконописец
  • ЕГОРОВ Алексей Егорович (1776 - 1851), рус. живописец, рисовальщик, гравер, педагог
  • АБРАМОВЫ Михей Иванович (1830-1912?) и Иван Михеевич (1869-30-е гг. ХХ в.), иконописцы
  • АВРААМОВ Егорий, иконописец 1-й пол. XVIII в.
  • АГНИЯ (Стародубцева Александра Васильевна; 1884–1976), схимонахиня
  • АЛЕКСАНДРОВ Александр Васильевич (1884– 1946), рус. хор. дирижер, композитор, педагог
  • АЛЕКСА ПЕТРОВ иконописец XIII в. (Новгород)
  • АЛЕКСЕЕВ Андрей, московский иконописец 1-й четв. XVIII в.