Добро пожаловать в один из самых полных сводов знаний по Православию и истории религии
Энциклопедия издается по благословению Патриарха Московского и всея Руси Алексия II
и по благословению Патриарха Московского и всея Руси Кирилла

Как приобрести тома "Православной энциклопедии"

АРКАДИЙ
Т. 3, С. 264-266 опубликовано: 10 февраля 2009г.


Содержание

АРКАДИЙ

[Флавий Аркадий; лат. Arcadius, греч. ̓Αρκάδιος] (377 или 378, К-поль - 1.05.408, там же), визант. имп. (август и соправитель имп. Феодосия I Великого с 16 янв. 383, самостоятельно правил в 395-408); старший сын Феодосия I Великого и императрицы Элии Флакиллы.

А. получил в управление Восточноримскую (Византийскую) империю в 395 г. после смерти отца, в то время как его брат Гонорий стал править Западом. А. 6 раз был консулом (385, 392, 394, 396, 402, 406). Отличался слабым здоровьем и нетвердостью духа. Всеми делами в его правление ведали всесильные временщики: префект претория Руфин (392-395), препозит священной опочивальни Евтропий (395-399), главнокомандующий Гайна (399-400), префекты претория Востока Аврелиан (399-400) и Анфимий (405-414). На время правления А. приходится деятельность свт. Иоанна Златоуста, бывшего предстоятелем К-польской Церкви в 398-404 гг. и пользовавшегося в столице значительным авторитетом. Большое влияние на А. имела также его жена императрица Евдоксия, дочь знатного франка Бауто. У императорской четы было 3 дочери и сын, буд. имп. Феодосий II Младший.

Правление А. и Гонория знаменует окончательное разделение Римской империи на Восточную и Западную. В то время как на Западе главную роль играли видные военачальники, на Востоке, где имела место бо́льшая централизация гос. власти, возрастает значение гражданских чиновников, особенно префекта претория Востока. Для эпохи А. характерно обострение отношений К-поля с Западом, вызванное соперничеством временщиков при дворах А. и Гонория. Претензии Стилихона, опекуна Гонория, на право распоряжаться делами всей империи вызвали в К-поле упорное сопротивление.

Имп. Аркадий. Изображение на монете
Имп. Аркадий. Изображение на монете

Имп. Аркадий. Изображение на монете

Одной из главных проблем, к-рые пришлось решать правительству А., было усиление влияния готов. Это многочисленное и воинственное герм. племя в 70-х гг. IV в. было допущено на Балканы имп. Валентом, к-рый погиб при попытке решить разгоревшийся вскоре конфликт с готами военным путем (378). Его преемнику, имп. Феодосию I, не удалось окончательно примирить империю с иноплеменниками-готами, и А. получил в наследство чрезвычайно сложную проблему. В начале его правления вестготы (визиготы) под предводительством Алариха вторглись в Мёзию, Фракию и Македонию, угрожая К-полю, к-рый был спасен от разграбления лишь благодаря дипломатическому искусству Руфина. Аларих направился в Грецию и при попустительстве Стилихона, мечтавшего присоединить к Зап. империи всю префектуру Иллирик, опустошил и разграбил эту страну вплоть до Пелопоннеса. Лишь после присвоения Алариху должности главнокомандующего в Иллирике (magister militum per Illyricum) готская угроза для Балкан была устранена.

Помимо опасности для провинций присутствие варваров влияло и на жизнь в столице, где мн. высокие посты, особенно в армии, со времени Феодосия I находились в их руках. В имперской элите сложились 2 противостоящие партии: готская, во главе к-рой стоял военачальник (magister militum) Гайна, и партия противников «варварского засилья», возглавленная префектом претория Востока Аврелианом. В 399-400 гг. между партиями произошло открытое противостояние, вылившееся в «мятеж Гайны» - попытку готского войска поставить под свой контроль К-поль и управление империей. Хотя Гайна вошел в столицу во главе подчиненных ему войск, население было настроено враждебно к арианам-готам; энергичный протест свт. Иоанна Златоуста не позволил Гайне передать своим воинам одну из главных церквей К-поля. 12 июля 400 г., когда Гайны не было в К-поле, толпа бросилась на готов и перебила ок. 7 тыс. чел. Гайна бежал на Дунай, где вскоре погиб в одном из сражений с гуннами (дек. 400). После этих событий влияние германцев в Византийской империи было существенно ослаблено.

В честь победы над готами при А. было начато строительство нового форума в К-поле, завершенного при Феодосии II. В центре форума А. была поставлена колонна, украшенная барельефами; конная статуя А. в 421 г. была водружена на ее вершине. В программе барельефов колонны А. нашли отражение изменения в офиц. идеологии имп. власти: победу императора отныне связывали не с его военной доблестью правителя, а прежде всего с его христ. благочестием. Статуя упала при землетрясении в 740 г., а сама колонна простояла до 1715 г. В наст. время сохранились остатки постамента колонны.

Религ. политика

А. продолжал деятельность Феодосия I по укреплению Православия в империи после окончательного осуждения арианства на Всел. II Соборе (381) и запрета языческих жертвоприношений эдиктом 391 г. Во время «мятежа Гайны» ариане попытались восстановить свое влияние в столице. Позднее, несмотря на усилия правительства А., число ариан было достаточно велико. В самом К-поле арианское богослужение было запрещено, однако за чертой города благодаря покровительству высокопоставленных чиновников накануне великих праздников совершались пышные шествия ариан, во время к-рых пелись религ. песнопения. Свт. Иоанн Златоуст организовал подобные шествия православных в городе, в результате чего арианские церемонии были запрещены. Германцы в К-поле были в основном арианами, но среди них были и православные - выходцы из Крыма. Из их среды свт. Иоанн выбрал еп. Унилу и предоставил им ц. св. Павла в К-поле, разрешив служить на гот. языке. Язычество, еще достаточно сильное в Египте, Сирии и Греции, преследовалось. В Греции в результате нашествия готов были разрушены города, где существовали наиболее значительные языческие культы,- Элевсин, Олимпия (396). Афинская школа платонизма оставалась центром языческой культуры. В 401 г. еп. Порфирий Газский, воспользовавшись прибытием в Палестину императрицы Евдоксии, добился закрытия знаменитого святилища бога Марны. В Газу были посланы войска, языческие храмы были разрушены, а на месте Марниона была воздвигнута церковь, расходы на строительство к-рой взяла на себя Евдоксия. Местная община христиан составляла тогда не более 280 чел. В это же время свт. Иоанн Златоуст направил в Финикию монахов, к-рые предали разрушению языческие храмы в Сидоне и Библе, несмотря на протесты жителей. Сам А. и богатые люди империи начали возводить на свои средства величественные христ. храмы. А. построил в К-поле ц. св. Иоанна; в егип. пустыне, в окрестностях Мареотиды, он воздвиг в честь св. Мины базилику, руины к-рой были обнаружены в нач. XX в. (см. Абу-Мина). Руфин, к-рому принадлежал дворец в предместье Халкидона, построил здесь храм и мон-рь в честь святых апостолов, куда были перевезены из Рима многочисленные реликвии и призваны егип. монахи. Перенесения мощей тех или иных святых в К-поль и его окрестности, представлявшие собой грандиозные церемонии с участием императора и двора, стали важной частью общественной жизни столицы. Так, в 398 г. свт. Иоанн Златоуст присутствовал при перенесении мощей св. Фоки, в 406 г. состоялось перенесение мощей прор. Самуила. Среди инициатив по распространению христианства за пределы империи в эпоху А. была миссия Маруты, еп. Майферкатского (Мартиропольского), проповедовавшего в Месопотамии, принадлежавшей Сасанидскому Ирану. По поручению А. он прибыл ко двору шаханшаха Йездигерда I, у к-рого он добился такого доверия, что смог восстановить Персидскую Церковь, почти уничтоженную в гонения при Шапуре II. Марута собрал мощи многочисленных мучеников в своем Майферкате, названном им «городом мучеников» (греч. Μαρτυρόπολις).

В отношениях двора со свт. Иоанном Златоустом произошел разлад, поскольку святитель, обличавший нравы знати, задевал юную императрицу, вызывал недовольство столичных клириков и зависть Александрийского Патриарха Феофила I. А. не препятствовал осуждению и низложению свт. Иоанна с К-польской кафедры, утвердив решения Собора «У Дуба», созванного по инициативе императрицы Евдоксии и возглавленного Феофилом Александрийским (403). После происшедшего из-за удаления Иоанна народного возмущения А. был вынужден пригласить его обратно в столицу, однако вскоре Иоанн вновь оказался в ссоре с двором и был осужден новым Собором. 20 июня 404 г. Иоанн добровольно предался властям и был отправлен в ссылку. Епископом К-поля стал Арсакий. Приверженцы Иоанна не признали его, и против них власти проводили репрессивные меры, несмотря на то что императрица Евдоксия вскоре умерла.

Древние календари Иерусалимской Церкви и вслед за ними груз. и арм. литургические памятники (см. в ст. «Иерусалимское богослужение») включают А. в число святых и отмечают его память 27 авг. (Кекелидзе. Канонарь. С. 126; Garitte G. Calendrier Palestino-Georgien. P. 86; Tarchnischvili M. Grande Lectionnaire. P. 31).

Лит.: Thierry A. Nouveaux récits de l'histoire aux IVe et Ve siècles: Trois ministres des fils de Théodose, Rufin, Eutrope, Stilicon. P., 1865; idem. St Jean Chrysostome et les mœurs de son temps. P., 1905; Güldenpennig A. Geschichte des oströmischen Reiches unter den Kaisern Arcadius und Theodosius II. Halle, 1885. Amst., 1965r; Kaufmann С. Menastempel. Fr./M., 1909; Кулаковский. История. Т. 1. С. 157-226; Demougeot E. De l'unité à la division de l'empire romain, 395-410. P., 1951; Strub J. Parens principum: Stilichos Reichspolitik und das Testament des Kaisers Theodosius // La Nouvelle Clio. 1952. T. 4. P. 94-115; Müller-Wiener W. Bildlexikon zur Topographie Istanbuls. Tüb., 1977. S. 250-253; Козлов A. C. Основные черты политической оппозиции правительству Византии в 399-400 гг. // АДСВ. 1979. Сб. 16. С. 23-31; Liebeschuetz J. H. W. G. Barbarians and Bishops: Army, Church, and State in the Age of Arcadius and Chrysostom. Oxf., 1990. Cameron Al., Long J. Barbarians and Politics at the Court of Arcadius. Berkely; Los Ang.; Oxf., 1993.
А. А. Чекалова, П. Б. Михайлов
Ключевые слова:
Византийская Империя. История Императоры византийские Аркадий (Флавий Аркадий; 377-408), византийский император
См.также:
АЛЕКСАНДР (ок. 870-913), имп. Византии (с 11 мая 912)
АЛЕКСЕЙ I КОМНИН (ок. 1057-1118), визант. император с 1081
АЛЕКСЕЙ III АНГЕЛ КОМНИН (ок.1153-1211 или 1212), визант. имп. в 1195 – 1203
АЛЕКСЕЙ II КОМНИН (1169 – 1183), визант. имп. с 1180
АЛЕКСЕЙ IV АНГЕЛ (ок. 1183-1204), визант. имп. в 1203-1204
АЛЕКСЕЙ V ДУКА († 1204), визант. имп. в 15.02.1204-13.04.1204, представитель неизвестной линии рода Дук