[Греч. Νικόλαος] (260-265 (?) - 334 (?)), свт. (пам. 6 дек., 9 мая (перенесение мощей из Мир Ликийских в Бари), 29 июля - рождество, 22 сент.- в Соборе Тульских святых), чудотворец, один из самых почитаемых святых христ. мира; архиеп. Мир Ликийских. Древнейшие сведения о нем содержатся в ранневизант. «Деянии о стратилатах» (лат. Praxis de stratelatis), известном в 5 редакциях (3 самостоятельных и 2 смешанных).
Агиографическая традиция, посвященная Н., весьма обширна, сложна и запутанна, что долгое время затрудняло ее изучение и приводило исследователей к ложным выводам.
Начало исследованиям было положено публикацией в 1751 г. архиеп. Николо Фальконе Жития Николая Сионского, к-рое он ошибочно принял за оригинальное Житие Н. Впервые агиографические традиции Н. и Николая Сионского сравнил архим. Антонин (Капустин), он показал, что в Жития Н. были внесены элементы из текста Жития Николая Сионского. Это открытие было подтверждено Г. Анрихом, к-рый издал почти все агиографические тексты, посвященные Н. и Николаю Сионскому. Его труд остается основой для всех позднейших исследований, которые внесли в развитие агиографической традиции Н. лишь небольшие коррективы.
Первый текст о Н.- «Деяние о стратилатах» (BHG, N 1349z - 1350k), по жанру относится к прижизненным чудесам (praxeis) и известен в 5 редакциях, 2 из к-рых смешанные. Это произведение было самым популярным текстом о Н. в визант. мире: Г. Анриху были известны 54 греч. списка, переводы на латинский, сирийский и славянский языки. У цитирующего Praxis de stratelatis (по тексту, промежуточному между 2-й и 3-й редакцией) Евстратия К-польского (2-я пол. VI в.) оно называется Житие (βίος), что указывает на отсутствие к этому времени полного Жития Н. (вопреки мнению Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 37-46). «Деяние о стратилатах» датируется временем до VI в., когда оно уже считалось достаточно авторитетным, чтобы быть использованным как аргумент в богословском споре. Наименование правителя Мир и Ликии игемоном (ἡγεμών, лат. praeses) во всех редакциях «Деяния о стратилатах» соответствует реалиям константиновской адм. реформы, когда, не позже сер. V в. были разделены надвое диоклетиановские провинции Ликия и Памфилия; вслед за Памфилией наместник Ликии стал называться консуляром (ὑπατικός). Сюжет Praxis de stratelatis также отражает придворные интриги эпохи Константина, позднее малоизвестные: стратилат Вирий Непоциан, consul prior в 336 г., был, по всей видимости, сыном Непоциана, consul posterior 301 г. (PLRE. Vol. 1. P. 624), и отцом Юлия Непоциана, родившегося от Евтропии, сестры Константина Великого, и провозглашенного в 350 г. в Риме августом, что вызывало зависть его конкурента за влияние на императора - Аблабия, выходца из низов, который ставил на своего воспитанника Констанция II и вынужден был уехать на Восток во время триумфа Непоциана (Ibid. P. 3); в следующем году, после гибели префекта Востока Аблабия, др. стратилат, Флавий Урс, стал consul prior. Эти обстоятельства затрудняют попытку отнести Praxis de stratelatis точно к VI в. на основе схожести с законодательством Юстиниана о заступничестве епископов (Tietz W. San Nicola, Mira e le sue adiacenze in età tardoantica // San Nicola: Splendori d'arte d'Oriente e d'Occidente / A cura di M. Bacci. Mil., 2006. P. 35-46). Обилие местных топографических деталей и отсутствие к-польских заставляют считать родиной «Деяния о стратилатах» Миры Ликийские: в 3-й редакции «Деяния...» стратилаты даже предстают как первые паломники, отправившиеся к святителю.
«Деяние о стратилатах» было долгое время основным житийным текстом о Н.: между временем его создания (IV-V вв.) и появлением первых Житий Н. (нач. IX в.) не известно ни одного точно датированного текста неэнкомиастического характера. Однако наличие исчезнувших позднее ранневизант. реалий в Encomium Andreae (Энкомий Андрея) нач. VIII в. (в рукописях приписывается Андрею Критскому; в Hieros. Sab. 226 - Епифанию Кипрскому) и в Житии, написанном архим. Михаилом в нач. IX в. (напр., существование маркионитской иерархии в Ликии, термин «onus publicum» и роль Андриакского гранария), позволяет предположить, что при храме Н. в Мирах собирались и, вероятно, записывались его прижизненные деяния и посмертные чудеса, независимо отражавшиеся в позднейших текстах вплоть до Encomium Neophyti (Энкомий Неофита), написанного ок. 1200 г. Так, автор Энкомия Андрея приводит слушателям на память прижизненные чудеса святителя: «Деяние о стратилатах», «Деяние о моряках», «Деяние о кораблях с зерном в море», а также эпизоды с обращением в православие маркионитского еп. Феогния, борьбой с арианством и савеллианством, ниспровержением языческих святилищ, описание к-рых встречаются в житийной традиции IX-XI вв. в весьма распространенном виде. К ликийской агиографической традиции несомненно относятся «Деяние о стратилатах» и более позднее «Деяние о подати» (BHG, N 1351- 1351a). В сир. традиции существует сборник чудес (Anrich. 1913-1937. Bd. 2. S. 61-63), вероятно переведенный с греческого: к текстам о стратилатах, о кораблях с зерном в гавани и об Артемиде добавлено известие о кончине святителя (Аничков Е. Св. Николай и Артемида Эфесская // ЗВОРАО. 1895. Т. 9. С. 69-86).
Такого рода сборники деяний Н. в средневизант. время вытесняются Житиями, составленными на их основе. Первое из них - Vita per Michaëlem (Житие Михаила; BHG, N 1348), написанное в кон. VIII или, вероятнее, в нач. IX в. (датировка началом VIII в. (Cioffari. 1987. P. 55-63) основана только на отсутствии упоминаний об иконоборчестве), и широко распространившееся, включая перевод на славянский. После пролога (главы 1-2) автор сообщает очень скупые сведения о ранних годах Н.: родившийся в Патарах Н. был единственным ребенком в семье, получил хорошее воспитание и преуспел в добродетелях, а после смерти родителей раздал имение нищим (главы 3-9); последнюю тему продолжает «Деяние о трех девицах» (главы 10-18). Часть 2-я Жития начинается с нового энкомиастического пролога (главы 19-20), предваряющего рассказ о чудесном избрании Н. во епископа Мир (главы 21-24), и продолжается повествованием о борьбе Н. за Православие против ариан, савеллиан и язычников, включая разрушение храма Артемиды (главы 25-29). Следующий разд. жития посвящен попечению Н. о людях: после вступления (гл. 30), кратко пересказав всем известное «Деяние о стратилатах» (главы 31-33), автор излагает «Деяние о моряках» (главы 34-36) и «Деяние о хлебовозах в гавани» (главы 37-39). Финальная часть Жития открывается новым энкомием (гл. 40), за к-рым следует рассказ о кончине и погребении Н. и его посмертных чудотворениях (главы 41-43), в т. ч. чудо об Артемиде (главы 44-48), и завершается заключением и молитвой к Н. (главы 49-50). Краткое упоминание «Деяния о стратилатах» превращает Житие в своего рода дополнение к самому известному тексту о святом.
Появление 1-го полного жизнеописания Н. вызвало огромный интерес. Патриарх К-польский свт. Мефодий написал для своего друга Феодора, узнавшего о появлении Жития Михаила, риторическую переработку текста - т. н. Methodius ad Theodorum (BHG, N 1352y), без фактических добавлений (противоположное соотношение текстов предполагает Д. Краусмюллер (Krausmüller D. Patriarch Methodius, the Author of the Lost First Life of Theodore of Stoudios // Symbolae Osloenses. 2006. Vol. 81. P. 144-150), однако, лишь на основании совпадений нек- рых расхожих формул). На Methodius ad Theodorum основывается 1 -е лат. Житие Н., написанное Иоанном Диаконом (BHL, N 6104-6113; ок. 880). Др. автор IX в., возможно Василий Лакедемонский (см.: Binon S. La vie de St. Pierre l'Athonite // SBN. 1939. Vol. 5. P. 41-53), ошибочно отождествленный на основании некоторых рукописных заголовков как патриарх Мефодий, составил на основе Жития Михаила т. н. Encomium Methodii (Энкомий Мефодия; BHG, N 1352z), в котором появились некоторые дополнения (напр., кормление младенца Н. только одной грудью, «Деяние о хлебовозах в море») и пространно излагается «Деяние о стратилатах», к нему непосредственно присоединяются 3 посмертных чуда Н., занимающие ок. половины текста. На Житии Михаила основано и фрагментарно сохранившееся Житие в Paris. gr. 1458, XI в. (BHG, N 1350k) и поздневизант. Vita acephala (BHG, N 1348b), добавляющее также пересказ посмертных чудес Н. Сокращенный текст Жития Михаила содержит Синаксарь К-польской Церкви (1-я пол. Х в.; BHG, N 1349s), в к-рый включены новые сведения об участии святителя в I Вселенском Соборе и его смерти в глубокой старости.
Вскоре к сюжету Жития Михаила присоединяются агиографические мотивы из Жития свт. Николая Сионского. В чистом виде такое соединение отражено в московском списке Жития Михаила (ГИМ. Греч. № 379): в середину текста Жития вставлены такие элементы из Жития Николая Сионского, как имена родителей (Епифаний и Нонна) и дяди (Николай), чудесное купание, учеба, исцеление Нонны, основание Св. Сиона, поставление в чтеца. Однако московский список не отражает этого смешения в полной мере: заимствования из Жития Николая Сионского содержатся лишь в 1-й части текста, отсутствуют др. эпизоды из него, имеющиеся в др. «смешанных» Житиях, сокращенные здесь вместе с частями текста Жития Михаила («Деяние о моряках», «Деяние о кораблях с хлебом» и др.). Утраченный текст «чистого» смешения Жития Михаила и Жития Николая Сионского получил, очевидно, большую популярность в Византии и лег в основу «смешанных» Житий Н., в которых эпизоды из обоих источников подверглись авторской переработке, часто с добавлением посмертных чудес: метафрастовское Житие (BHG, N 1349), т. н. Vita compilata (BHG, N 1348c; с элементами из Encomium Methodii), Vita lycio-alexandrina (BHG, N 1349a; с добавлением «Деяния о ниспровержении языческой статуи в Александрии», заимствованного из жизнеописания свт. Спиридона Тримифунтского), Βίος ἐν συντόμῳ (BHG, N 1349u), Vita acephala (BHG, N 1348d), Энкомий Неофита (BHG, N 1364), южноитал. Житие из Sinait. gr. 522 (BHG, N 1351s). Судя по тому, что «смешанные» Жития неизвестны до 2-й пол. X в. (тексты Метафраста) и следы этого смешения отсутствуют в Синаксаре К-польской ц., оно возникло примерно в 1-й пол.- сер. Х в. «Смешанное» Житие, составленное Симеоном Метафрастом с учетом новшеств Синаксаря (в XV в. переведено на латынь Леонардо Джустинианом († 1446) с дополнениями), благодаря своему авторитету сделало сюжетную канву «смешанного» Жития к кон. XI в. господствующей и как бы канонической. Соединение обратного рода представляет собой Житие из Sinait. gr. 525 (X в.), в этом тексте к переработке Жития Николая Сионского присоединено «Деяние о трех девицах» Н. (The Life of St. Nicolaos of Sion. 1984).
C XII в. число Житий Н. идет на убыль: редкое исключение - южноитал. Житие из Sinait. gr. 522 (BHG, N 1351s) XII - нач. XIII в., где Житие Н. «смешанного типа» пересказано очень кратко, но дополнено пространным пересказом «Деяния о подати» и текстом о перенесении мощей Н. в Бари (Южноитал. Житиe. 2004. C. 92-110). Возможно, в поздневизант. время составлено анонимное Житие (Meteor. Metamorph. 382, XV в.- BHG, N 1349b).
Особняком стоит апокрифическое Житие Н., т. н. Хождения Николая (Periodoi Nikolaou), сохранившиеся в нескольких редакциях (BHG, N 1349с-k). Согласно этому тексту, оформленному как панегирик, с 5-го года жизни Н. посвятил себя аскезе, так что ему являлись Св. Дух и ангелы (гл. 2); в 14 лет он оставил свой город и 3 года исцелял больных и бесноватых в окрестностях Кесарии Филипповой (гл. 3); во время римско-персид. войны Н. явился в облаке на поле боя и помог римлянам (главы 4-5); затем год (или 7 лет) и 9 месяцев он пребывал в сир. Армении, откуда ушел в Апамею, где невидимым оставался 100 дней в храме арх. Михаила и исцелил от нечистого духа девочку (главы 6-8); оттуда отплыл на Кипр, исцелил 45 бесноватых при помощи помазания и омовения (главы 9-10); из Антиохии Н. направился в Иерусалим и Рим, победив по дороге беса (главы 11-12); торжественно встреченный папой, он остался в Риме на 4 месяца (гл. 13), а оттуда ушел через Египет в Заиорданье, где провел 5 лет в строгом подвиге (гл. 14); в Ассирии Н. освободил от беса сына градоправителя Насараха (гл. 16); пройдя через М. Азию, Аравию и острова, Н. достиг Мир, исцеляя больных и бесноватых и уже при жизни распространяя ощутимое издали благоухание (гл. 17); ему навстречу вышел патриарх, он поставил Н. главой всей Ликии (гл. 18); умирая, Н. увидел арх. Михаила и ангелов и обратил к Богу долгую молитву за своих почитателей (главы 19-20); душу Н. забрали на небо ангелы, а тело погребли жители Мир (главы 21-22). Этот народный текст ориентируется в т. ч. на апокрифические акты.
Первые энкомии Н. появляются еще до IX в.: это тексты, приписываемые Проклу К-польскому (BHG, N 1364с) (к-рый, судя по тексту, был знаком только с «Деянием о стратилатах», но это не может свидетельствовать о том, что энкомий действительно принадлежит Проклу, как считает Дж. Чоффари - Cioffari. 1987. P. 20-21)) и Андрею Критскому (BHG, N 1362; перечисляет Деяния Н., бытовавшие в Мирах); от последнего полностью зависит анонимное Похвальное слово (BHG, N 1364f), сохранившееся в единственном списке XIV в.; 2-й пол. IX - нач. Х в. датируются Похвальные слова Н. Георгия Хартофилака (BHG, N 1364b), имп. Льва VI Мудрого (BHG, N 1363), Никиты Давида Пафлагона (BHG, N 1364d). Все они основаны на Житии Михаила и Praxis de stratelatis. До XI в. написан анонимный Энкомий (BHG, N 1364е), в его тексте использован также Энкомий Мефодия, а в рукописях XII в.- Энкомий, приписываемый Феофану Керамевсу (BHG, N 1364а). Ок. 1200 г. на Кипре прп. Неофитом Затворником был написан Encomium Neophyti (Энкомий Неофита) (BHG, N 1364); он основывался, вероятно, на каком-то несохранившемся Житии Н., к к-рому добавлен краткий пересказ большого количества чудес, в т. ч. из др. источников неизвестных. К поздневизант. времени принадлежат Энкомий Николая Кавасилы (BHG, N 1364g) и анонимные Энкомии из Ath. Iber. gr. 507, XIV в. (BHG, N 1364m); Vat. Ottob. gr. 312, XV в. (BHG, N 1364h) и Marc. I. 605, XV в. (BHG, N 1364n): они основаны преимущественно на метафрастовском Житии. В XVI в. появляются тексты о Н. на новогреч. языке: Житие Дамаскина Студита (впервые описан эпизод с пощечиной Арию), энкомии Нафанаила-Нила Верта (BHG, N 1364k), Варлаама (BHG, N 1364p) и анонимный Энкомий из Bodl. Auct. E 5. 15, XVI в. (BHG, 1364i).
В поздневизант. период появляются и стихотворные агиографические произведения о Н. Мануил Фил написал стихотворные прологи к энкомиям Андрея Критского и Льва VI Мудрого (BHG, N 1361z, 1362z), Никифор Каллист Ксанфопул - метрическое переложение чудес Н. Неизвестные авторы составили также Житие Н. в додекасиллабах (BHG, N 1350m) и стихотворение о нем (BHG, N 1364z).
Имп. Константин I Великий послал для усмирения бунта во Фригии, в военном поселении тайфалов (древнегерм. племя), троих военачальников (стратилатов) - Непоциана, Урса и Герпилиона - с отрядом. Войско отплыло из К-поля, но сильный шторм вынудил корабли пристать в Андриаке - гавани г. Миры Ликийские. В ожидании благоприятной погоды воины решили купить провизии на торговой площади Андриаки - Плакоме, но из-за грубого поведения солдат между ними и ликийцами на рынке возникла ссора со взаимными оскорблениями и стычками.
Когда весть об этом инциденте достигла г. Миры, среди горожан началось волнение. Узнав об этом, Н. уговорил горожан не совершать опрометчивых поступков против воинов императора и тотчас сам отправился в Андриаку, где его с подобающими почестями встретили как ликийцы, так и стратилаты, к-рые рассказали ему о цели своего похода и попросили помолиться за их успех. Н. ласково поговорил со стратилатами, благословил и пригласил их подняться в город. Его радушие поразило военачальников; им стало стыдно за своих солдат. Они прекратили бесчинства воинов и запретили им притеснять народ.
Воспользовавшись отсутствием Н. в Мирах, знатные горожане Евдоксий и Симонид уговорили игемона Асии Евстафия казнить 3 мужей. Горожане отправили к Н. гонцов с известием об этом. Предстоящая казнь невинных людей заставила Н. незамедлительно отправиться к ним на помощь: он попросил стратилатов сопровождать его. В месте «У льва» Н. встретил гонцов, к-рые в ответ на его вопрос сообщили, что приговоренные еще живы и сейчас их ведут по площади Диоскуров. Н. и стратилаты поспешили к мартирию мучеников Крискента и Диоскорида, но там узнали от встречных, что осужденных уже выводят из города. Однако они не застали их и у городских ворот, приговоренных повели на казнь в Виру. Согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 4), опасаясь опоздать, стратилаты послали вперед 2 солдат с приказом задержать исполнение приговора до их прихода; воины с проводником побежали в Виру и успели остановить палача, уже обнажившего меч над осужденными, к-рые со связанными за спиной руками, с кляпами во рту и завязанными глазами преклонили колени и вытянули обнаженные шеи, ожидая удара мечом.
Н. со стратилатами подошел к месту казни, где собралась большая толпа, вырвал меч из рук палача, бросил его на землю и освободил невинных от пут. Хотя Н. не имел на это права, никто не посмел остановить епископа. Вместе со стратилатами и спасенными от казни мужами, ликовавшими от радости, Н. немедленно отправился в преторий и (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 5), взломав двери) вошел в резиденцию игемона. Увидев живыми и невредимыми осужденных им невинных мужей в сопровождении Н. и имп. полководцев с отрядом солдат, Евстафий испугался, выбежал и поклонился Н., но тот, отстранив его от себя, обещал сообщить императору, как эпарх грабил Ликию и за взятки казнил людей. Устрашенный угрозами Н., правитель стал на колени и со слезами умолял простить его, но при этом обвинял первых людей города. Однако Н. ответил, что Евстафия убедили сделать это не Евдоксий и Симонид, а 200 литр серебра. Лишь после просьб стратилатов Н. простил Евстафия.
Затем Н. пригласил стратилатов и спасенных мужей на трапезу, после к-рой попрощался с полководцами и благословил их. Они сели на корабли и отправились во Фригию, где быстро подавили мятеж тайфалов, убрали из их среды всех зачинщиков и надолго восстановили прочный мир. Согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 6), на обратном пути стратилаты снова встретились в Мирах с Н., к-рый ласково принял их и пригласил на трапезу, долго увещевал военачальников и предсказал, что их ждут испытания и опасности, призывал их никогда не отчаиваться, но всегда твердо уповать на Бога; однако те не поняли, о каких предстоящих испытаниях он им говорил и, получив благословение от Н., отплыли в К-поль. В столице народ и сенат и сам император устроили стратилатам встречу, подобную триумфу, а имп. Константин принял их во дворце с великим почетом (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 4), щедро одарил их).
Но расположение императора к стратилатам возбудило зависть у др. военачальников, которые пришли к префекту Востока Аблабию и обвинили 3 стратилатов в заговоре против монарха, пообещав тому 1700 литр золота, чтобы он погубил стратилатов. Коварный Аблабий сказал императору, что, по сообщениям верных людей, вернувшиеся из Фригии Непоциан, Урс и Герпилион устроили заговор, чтобы восстать против него, и пообещали своим сторонникам чины, подарки и много денег. Константин, испугавшись заговора, повелел тотчас схватить стратилатов, заковать и бросить в темницу, но не допросил их, т. к. в те дни занимался неотложными гос. делами. Шло время, и враги стратилатов, боясь, как бы те с помощью друзей не вышли на свободу, пришли к Аблабию и потребовали от него уговорить императора поскорее казнить военачальников. Тот сообщил императору, что находившиеся в заключении полководцы не раскаялись и не отказались от своих замыслов устроить мятеж. Константин поверил Аблабию и приказал без расследования и суда ночью отсечь им головы мечом. Префект послал гонца известить тюремного смотрителя Илариона (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 10), Илариана), чтобы тот отправил узников к нему на место казни. Сочувствовавший стратилатам тюремщик решил сообщить эту скорбную весть им, что повергло их в полное отчаяние: они горько заплакали, разодрали одежды, стали рвать на себе волосы и, посыпав голову пеплом, недоумевали, за что их будут казнить. Вдруг Непоциан вспомнил о Н. и его заступничестве (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 11), и о предсказании Н. в Мирах на обратном пути из Фригии) и стал вместе с Урсом и Герпилионом со слезами призывать его на помощь.
Ночью Н. явился во дворец к императору и повелел ему освободить из темницы 3 полководцев, оклеветанных Аблабием, угрожая Константину восстанием в Диррахии. На вопрос императора, кто он такой, Н. ответил, что он митрополит Мир Ликийских, после чего исчез. Затем Н. явился Аблабию и приказал отпустить из темницы стратилатов, угрожая ему болезнью, тяжелой смертью и разорением его рода. Проснувшись, Константин послал протокурсора за Аблабием, но по пути гонец встретил спешившего с подобным известием посланца префекта (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 14), Аблабий сам поспешил к императору; когда они рассказали друг другу о схожих видениях, Константин раскаялся). Наутро император повелел привести стратилатов из темницы в сенат и стал расспрашивать, к какому колдовству они прибегли, устроив ему и префекту одинаковые видения. Не знавшие о явлении Н. стратилаты с недоумением отказывались отвечать. Когда же Константин спросил их, знают ли они Н., они стали молить Н. избавить их от несправедливой казни, как невинных мужей в Мирах. На вопрос императора, кто такой Н., Непоциан поведал ему историю спасения с участием Н. 3 невинно осужденных на казнь, и потому они молили Н. о заступничестве. Константин сказал, что по заступничеству Н. отпускает военачальников на свободу, и приказал остричь им волосы в знак возвращения на гос. службу (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 16), также надеть на них пояса стратилатов высшего ранга). Император велел им поблагодарить Н. и вручил стратилатам Евангелие в золотом окладе, богато украшенный потир и 2 золотых светильника, повелев передать их Н. для его храма вместе с письмом к нему, чтобы тот помолился за него.
Стратилаты отправились в Миры к Н., с благодарностью передали ему письмо и дары Константина, остригли волосы и раздали бедным милостыню (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах», 9 тыс. солидов). Получив от Н. благословение и письма к императору, стратилаты отправились в столицу (согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 18), целый месяц Н. наставлял их не бояться искушений и преждевременной смерти). Согласно 3-й редакции «Деяния о стратилатах» (гл. 19-20), стратилаты и впосл. были в почете у императора (Вирий Непоциан был консулом в 336 г., а Флавий Урс - в 338 г.; PLRE. Vol. 1. P. 1044-1045). Через год они снова отправились в Миры, но Н. уже умер. Тогда они пристроили к месту его погребения портик, длиной до города, и возвели жилища для нищих.
Н. являются более поздними источниками сведений о Н. по сравнению с «Деянием о стратилатах». Основные данные о жизни Н. содержатся в Энкомии, приписываемом свт. Андрею Критскому (Encomium Andreae) и в Житии, написанном архим. Михаилом в кон. VIII - нач. IX в., а также в последующих Житиях, опирающихся на него, особенно в Энкомии свт. Мефодия I, патриарха К-польского (Encomium Methodii), Житии, составленном на их основе прп. Симеоном Метафрастом, Энкомии прп. Неофита Затворника (Encomium Neophyti), Житии, написанном Л. Джустинианом, а также в Синаксаре К-польской ц. С Х в. к ним стали ошибочно присоединяться сведения из Жития свт. Николая Сионского (см. в ст. Николай, свт., еп. Пинарский, игум. Сионский).
Н. род. во 2-й пол. III в. в рим. пров. Ликия на юге М. Азии, в одном из крупнейших ликийских городов - Патарах. С первых дней жизни ребенка его поведение было необычным: он брал молоко только из правой груди матери, а, согласно Энкомию Мефодия (гл. 4), по средам и пятницам - лишь один раз вечером, в 9-м часу.
Н. был единственным и потому горячо любимым ребенком в семье богатых христиан, отличавшихся добродетельной жизнью и не состоявших на гос. службе. Они смогли дать Н. хорошее образование. Согласно Энкомию Мефодия (гл. 5), в 5 лет родители отдали Н. учиться. Благодаря природным дарованиям и остроте ума мальчик преуспел и в школьных предметах, и в изучении Свящ. Писания. Он во всем следовал наставлениям родителей и усердно посещал церковь. В отрочестве и юности Н. избегал развлечений, уклонялся от театральных зрелищ и непристойных бесед со сверстниками. До самой кончины родителей он продолжал усердно заботиться об отце и матери. После их смерти (согласно Л. Джустиниану, от чумы) Н. получил большое наследство и употребил его на дела милосердия (Энкомий Мефодия. Главы 5-6).
В Патарах, по соседству с Н., жил с семьей знатный и очень богатый человек, имевший 3 красивых дочерей. Потеряв все свое достояние и прежнее влияние, он постепенно впал в беспросветную нищету: его семье нечего было есть и не во что одеться. Чтобы семья не умерла от голода, сосед решил сделать свое жилище домом терпимости, а дочерей - блудницами (Энкомий Мефодия. Гл. 9). Желая спасти девушек от нужды и греха, Н., тогда еще молодой человек, ночью незаметно бросил мешочек с золотом в окно соседа и быстро скрылся. Найдя золото утром, отец очень обрадовался и отдал его старшей дочери в приданое. Узнав, что его дар пошел во благо, Н. тайно бросил ночью 2-й мешочек с золотом, и отец смог выдать замуж среднюю дочь. Затем Н. кинул ночью в окно 3-й мешочек с золотом и попытался скрыться. Сосед догнал его и стал благодарить, но святой попросил никому не открывать его имени. Согласно Энкомию Мефодия (гл. 10), после этого слава о Н. распространилась по Патарам и он был поставлен во пресвитера.
Затем Н. был чудесным образом рукоположен во епископа Мир. После смерти предыдущего предстоятеля Собор Ликийских епископов не мог прийти к согласию относительно преемника на кафедре Мир. Ночью в сонном видении голос свыше повелел одному из них поставить в архиереи первого, кто утром придет в городскую церковь. Им оказался Н. Согласно Л. Джустиниану, после рукоположения Н. вел себя кротко, незлобиво и смиренно, одевался очень просто и скромно, без украшений, а питаться продолжал только постной пищей один раз в сутки - вечером, его ужин часто прерывался или отменялся из-за людей, нуждавшихся в его совете, двери его дома были открыты для всех; ежегодно 1 сент. Н. созывал Поместный Собор, а в помощь себе избрал пресвитеров Павла Родосского и Феодора Аскалонского.
Согласно Синаксарю К-польской ц., во время гонения Диоклетиана Н. продолжал проповедовать Христа, за что городские власти приказали схватить его, заковать и бросить в тюрьму, приговорив к дыбе и др. пыткам (согласно метафрастовскому Житию). Вместе с др. христианами он мужественно претерпевал страдания, голод, жажду и тюремную тесноту (исследования останков Н. в Бари показали, что тот, кому они принадлежали, питался только твердой растительной пищей, а костные изменения можно объяснять долгим влиянием холода и сырости - Martino. 1987. Р. 49-53). Благодаря наставлениям Н. многие из заключенных до конца были тверды в исповедании веры. При Максимиане Галерии Н. был освобожден из темницы и Миры встретили его как мученика, принявшего бескровный венец (ср.: Энкомий Андрея. Гл. 9).
После победы имп. Константина над Лицинием в 324 г. Н. разрушил до основания святилище Артемиды в Мирах, построенное в сер. II в. ликийским меценатом Опрамоасом и славившееся как самый величественный храм Ликии. Н. стал известен как борец с савеллианской, арианской и др. ересями. Согласно Энкомию Андрея (гл. 6), проповедью и кротостью Н. обратил к правосл. вере маркионитского еп. Феогния.
Хотя в древних восточных списках участников I Вселенского Собора в Никее 325 г. имя Н. отсутствует среди подписей архиереев (Patrum Niceanorum nomina latine, graece, coptice, syriace, arabice, armeniace / Ed. H. Gelzer, H. Hilgenfeld, O. Cuntz. Lipsiae, 1898. P. 67), оно есть в списке участников Собора в Historia tripartita Феодора Чтеца (ок. 530), правда, сохранившейся только в рукописи XIII в. (см.: Leclercq H. Nicée // DACL. T. 12. Col. 1216; Schwarz E. Über die Bischofslisten der Synoden von Chalkedon, Nicaea und Konstantinopel. Münch., 1937. (ABAW; 13); Honigmann E. Le liste originale des péres de Nicée // Byz. 1939. Vol. 14. P. 17-76); об участии Н. в Соборе сообщается также и в Энкомии Никифора Давида Пафлагона, в Синаксаре К-польской ц. и у Симеона Метафраста. Согласно поздне- и поствизант. традиции (напр., Житию Н., написанному Дамаскином Студитом), на Соборе Н. в присутствии императора дал пощечину Арию, оскорблявшему Св. Троицу, и за это был заключен в тюрьму, где святому явились Христос и Богоматерь, возвратив ему отнятые знаки епископского достоинства: омофор и Евангелие.
Основные деяния Н. связаны с его помощью своей пастве. Во времена засух и неурожая он помогал страждущим жителям Мир. Однажды, когда из-за неурожая они нуждались в привозном зерне, Н. сообщили о прибытии из Александрии в Андриаку кораблей с зерном (Энкомий Неофита. Гл. 17). Он без промедления отправился в гавань и попросил капитанов отсыпать понемногу зерна с каждого корабля, чтобы жители Мир не погибли от голода. Капитаны ответили, что зерно является гос. грузом - податью из Египта и они обязаны доставить его неприкосновенным в К-поль. Но Н. попросил мореплавателей отгрузить с каждого корабля по 100 модиев зерна, обещая уберечь их от наказания и сделать так, что приемщики в столице не обвинят никого в недоимке. Капитаны поверили Н. и, отгрузив столько зерна, сколько он просил, отплыли в столицу. В К-поле царский чиновник принял у них зерно - к удивлению капитанов, вес груза оказался точно таким же, каким был в Александрии. Н. раздал зерно голодающим в Ликии. Сохранив часть его в семенах, земледельцы засеяли пашни, и собранного хлеба им хватило на 2 года.
Согласно Энкомию Мефодия (Гл. 17), однажды всю М. Азию охватили страшная засуха и голод (вероятно, имеется в виду засуха 333 г.). Из-за неурожая жители Мир остались без хлеба, т. к. в привозном зерне нуждалась не только Ликия, но и другие области на побережье. Н. ночью в сонном видении явился к купцу, плывшему мимо Ликии на нагруженном зерном корабле, и, дав ему 3 золотых в залог, велел продать зерно в Мирах. Купец проснулся и обнаружил в руке золотые монеты. Изумленный, он продал зерно жителям Мир, рассказав им о чуде. По описанию хлеботорговца горожане узнали Н.
Также Жития свидетельствуют о помощи Н. незнакомым людям. Корабль, плывший мимо Ликии, внезапно попал в страшный шторм. Моряки обратились с молитвой к Н., к-рого никогда не видели, но слышали о его помощи попавшим в беду. Н. тотчас явился на корме корабля, усмирил море и, направив судно к берегу, стал невидим. Моряки невредимыми прибыли в Миры, пошли в соборную церковь и там сразу узнали архиерея, явившегося им во время бури. Они рассказали собравшимся в храме о чуде Н. Но Н., прозрев укоренившиеся в моряках пороки, велел им более не грешить.
Н. умер после непродолжительной болезни, дожив до глубокой старости, согласно Синаксарю К-польской ц. (Anrich. 1913-1917. Bd. 1. S. 205-207). Анатомоантропологические исследования останков Н. в Бари показали, что они принадлежат человеку, прожившему не менее 70 лет (Martino. 1994. Р. 30). Святитель был погребен на кладбище рядом с городскими стенами, а над его могилой через нек-рое время был сооружен храм. Согласно Житиям, его мощи стали источать миро. Сирийский сборник чудес Н. датирует его кончину 342 г., а поздние зап. источники - 341-345 гг. Исследователи относили кончину Н. к 325-334 гг. или 341-351 гг. Дж. Чоффари называет 334-й годом смерти Н. (Cioffari. 1987. Р. 203-208), основываясь гл. обр. на отсутствии его имени в составленном свт. Афанасием I Великим в 335 г. списке епископов, боровшихся с учением Ария. А. В. Бугаевский (Добрый кормчий. С. 66-67), основываясь на 3-й редакции «Деяния о стратилатах», также называет 334-й годом смерти Н.; соответственно, родился Н. ок. 260-265 гг., т. к. прожил не менее 70 лет.
Отдельно от житийной традиции Н. (включено в пересказе только в Житие Н. в ркп. Sinait. gr. 522) со средневизант. времени бытовало «Деяние о подати» (Praxis de tributo).
Когда подошел очередной срок переписи населения и земельных налогов (capitatio et jugatio; в правление Константина I в 327 г.), проводившейся раз в 15 лет, один из чиновников, назначив Мирам подать больше 10 тыс. солидов, намного превысил размер налога, к-рый горожане могли уплатить. Др. чиновник приехал взимать эту подать и, действуя твердо, обрек народ на разорение и голод. Жители Мир обратились к Н. с просьбой написать императору прошение о снижении налога, но Н. сам без промедления отправился в К-поль. В столице он остановился при некоем храме (в рукописях назван Влахернским) и утром, возглавив Божественную литургию, произнес: «Святая святым», все в алтаре увидели, что из его уст вышло пламя. На следующее утро Н. отправился во дворец и, войдя в тронный зал, увидел, что солнечный луч, падая сквозь окно, слепит его глаза, тогда Н. снял с плеч мантию и накинул ее на солнечный луч, чтобы ему было видно лицо самодержца. Мантия повисла в воздухе на солнечном луче, ничем не поддерживаемая. Император был поражен чудом и понял, кто перед ним. Н. рассказал ему о налоге, разорявшем Ликию, и попросил снизить его.
Константин повелел написать грамоту о снижении налога до 100 солидов и передал хрисовул Н. Покинув дворец и понимая, что сановники будут против столь значительного снижения подати, Н. решил, что, если документ окажется в Мирах и будет там оглашен публично, император не станет изменять принятое им решение. Митрополит вложил хрисовул в тростник, запечатал его и бросил в море, прося Бога доставить его в Ликию. В тот же час царская грамота оказалась в Андриаке. Н. вернулся в храм и весь день и всю ночь провел в молитве. Той же ночью в сонном видении Н. явился первому из пресвитеров Мир, велел ему спуститься с клириками в Андриаку и, отыскав там хрисовул в тростнике, передать его сборщику подати. Утром пресвитер и клирики отправились на побережье и обрели не поврежденный морской водой хрисовул. Радостная весть быстро облетела город. В храме при большом стечении народа один из клириков прочитал хрисовул. Узнав о значительном уменьшении подати, жители Мир ликовали и, воздав благодарение Богу и Н., отнесли документ сборщику подати, который признал документ действительным и приказал отпустить из тюрьмы людей, арестованных за неуплату налога.
В те же дни сановники императора явились во дворец и стали уговаривать его урезать лишь часть налога, а не отменять подать почти целиком, ибо, списывая очень большие суммы, можно разорить казну. Смущенный этими словами император велел привести во дворец Н. и попросил его вернуть хрисовул, чтобы внести в него исправление и сделать налог приемлемым для казны. Но Н. сообщил Константину, что хрисовул уже прибыл в Ликию и клирики в Мирах его огласили в соборе и предъявили сборщику подати. Император недоумевал, как могла грамота оказаться в Ликии за 3 дня, ведь самое быстроходное судно могло бы добраться туда только за 6 суток. Он повелел гонцам отплыть в Андриаку и там точно узнать день и час, когда документ прибыл в Ликию. В Мирах посланники самодержца своими глазами увидели хрисовул и достоверно установили, что грамоту клирики обрели на морском берегу Ликии наутро после ее вручения Н. государем; сборщик подати также указал точное время получения им документа. По возвращении в К-поль гонцы доложили монарху о чудесном обретении хрисовула в Мирах на следующий же день после того, как он собственноручно его подписал. Узнав о чуде Н., Константин повелел сохранить неизменной низкую подать в 100 солидов и передал Н. для собора в Мирах священные сосуды и др. дары.
Н. почитался в византийском мире как величайший чудотворец, количество его чудес велико. Начиная с исследований Г. Анриха принято делить описания чудотворений Н. на прижизненные деяния (praxeis) и посмертные чудеса (thaumata). В качестве первых часто могли выступать отдельные эпизоды, взятые из Vita compilata (BHG, N 1348d-f), причем из жизни как Н. («Деяние о трех девицах»), так и из Жития Николая Сионского (исцеление больной). «Деяние о кораблях с хлебом» из Жития Михаила и эпизод с уничтожением священного кипариса Артемиды из Жития Николая Сионского превратились в посмертные чудеса Н. (BHG, N 1352с, 1352d), однако первое бытовало и как отдельное прижизненное чудо Н. (BHG, N 1352u) наряду с «Деянием о моряках» (BHG, N 1352t), так же как чудо в Арнабанде и исцеление Николая Пресбейского из Жития Николая Сионского (BHG, N 1352r-s).
В визант. письменности чудеса Н. включались в состав Житий (напр., Чудо об Артемиде), записывались в виде самостоятельных текстов, к-рые, часто присоединяясь к Житиям, могли и бытовать отдельно, и соединяться в сборники. Наиболее известный из сборников - 3 чуда в составе Энкомия Мефодия (BHG, N 1357-1359; об отце автора Иоанне, о митилинском пресвитере, о схоларии Петре) и присоединенные к нему Thaumata tria, бытовавшие также отдельно (BHG, N 1353; о Димитрии, о крестьянском сыне Василии, о монахе Николае), иногда оба сборника объединялись в разной конфигурации в отдельный сборник Thaumata sex (BHG, N 1352a; подробнее см.: Anrich. 1913-1917. Bd.2. S. 382-385), к к-рому также могли добавлять от 1 до 6 др. чудес Н. (BHG, N 1360a-g), в т. ч. Чудо об Антонии. К поздневизант. времени относятся метрический сборник чудес Никифора Каллиста Ксанфопула (BHG, N 1361), написанные народным языком сборники - Thaumata duo: BHG, N 1352d; о 300 золотых, о винограде, представляющий, вероятно, сокращенную версию пространных чудес, и Monac. Gr. 642, XV в., содержащий чудеса об имп. сокровищнице, о кипарисе, о коливе; тексты 1-го и последнего чуда бытовали также отдельно (BHG, N 1352n - 1352p).
Входящие в сборники чудеса Н. известны и отдельно, напр. переработанное Чудо о схоларии Петре (BHG, N 1352v). К чудесам, бытовавшим только отдельно, относятся тексты о сицилийском пресвитере (BHG, N 1352е-f), Катанское чудо (BHG, N 1352g-h), о хромом Николае (BHG, N 1352i), о расслабленном Льве (BHG, N 1352j), Эврипское чудо (BHG, N 1352k), о пастухе-воре (BHG, N 1352m), о 3 критских мальчиках (BHG, N 1352q).
Анрих (Anrich. 1913-1917. Bd. 2. S. 402-440) разделил посмертные чудеса Н. на следующие категории: спасение из плена, от бури, от проч. опасностей, вознаграждение Н. своих почитателей, чудеса от иконы Н., исцеления. Эти тексты имеют разный возраст и происхождение; иногда их темы пересекаются (напр., в Катанском чуде). Попытку уточнить хронологию чудес Н. предпринял А. В. Бугаевский (Добрый кормчий. 2011. С. 56-99).
Особняком стоит Чудо об Артемиде, 1-е посмертное чудо Н., помещенное в Житии Михаила (главы 48-51; в Methodius ad Theodorum, метафрастовском Житии и в Энкомии Неофита) сразу после описания погребения Н. Согласно Житию, вскоре после кончины Н. некие люди из далекой страны решили поклониться его гробнице в Мирах; бес, живший в разрушенном Н. храме Артемиды, явился им в виде женщины и попросил взять сосуд с елеем для лампад в храме, где погребен Н.; в 1-й день пути Н. явился одному из мужчин и велел утром выбросить сосуд в море; после этого поднялось пламя и распространился зловонный дым, море начало кипеть и искриться; качающийся корабль счастливо отплыл от этого места, и путешественники возблагодарили Н. В лат. Житии Н., написанном Л. Джустинианом, уточняется, что паломники плыли из г. Танаиса: действительно, описание горящей в море нефти соответствуют реалиям Приазовья и Танаиса, существовавшего до V в. («Правило веры и образ кротости». 2004. С. 126-134).
Самое пространное и наиболее популярное чудо Н. со спасением из плена - Чудо о схоларии Петре (ок. 842-843; Добрый кормчий. 2011. С. 82), включенное в Encomium Methodii (главы 47-59), а также пересказанное в Энкомии Неофита (гл. 44), в котором текст ошибочно отнесен к эпохе Константина Великого. Византийский схоларий Петр после поражения в битве попал в арабский плен в Самарре и воспринял случившееся с ним как наказание за то, что дал обет стать монахом, но откладывал пострижение. Через нек-рое время, обещая выполнить обет в случае избавления, он обратился с молитвой к Н., к-рый явился ему через 8 дней и сообщил, что не может никак умолить Бога, но призвал молиться дальше, во 2-й раз посоветовал обратиться к Симеону Богоприимцу; в 3-й раз Н. явился Петру вместе с Симеоном, к-рый снял с него цепи и вывел из города; Н. дал Петру пищу и, напоминая обещание исполнить обет, сопроводил до визант. границы, откуда тот поспешил не домой, а в Рим, где предупрежденный Н. папа Римский узнал Петра и постриг его в монахи. В несколько переработанном виде, как и другие чудеса Н. из Энкомия Мефодия, это чудо было включено в Vita acephala. В Х в. оно вошло в качестве 1-й части в Житие Петра Афонского, написанное Николаем Монахом (BHG, N 1505). Автор, отождествляя своего героя со схоларием Петром, очевидно, опирался на какую-то переработку текста, содержавшего известие о том, что Петр уходил после пострига на Афон (Виноградов А. Ю. Источники, используемые свт. Григорием Паламой // Григорий Палама, свт. Слово на житие прп. Петра Афонского. Св. гора Афон, 2007. С. 135-148). К этой переработке восходит и отдельно бытовавший вариант чуда (BHG, N 1352v; сохр. также в арм. переводе, см.: Anrich. 1913-1917. Bd. 1. S. 375) с добавленной 1-й частью, в которой Петр стал из простого воина каппадокийским стратилатом и попал в плен, но не к арабам, а к манихеям, т. е. павликианам; остальное повествование в целом совпадает с текстом Чуда о схоларии Петре, но содержит 3 вставки, общие с версией в Vita acephala: Н. дал Петру в дорогу 3 хлеба, папу Римского также зовут Николай (имеется в виду Николай I (858-867)), Петр после пострижения в Риме ушел на Афон (в арм. переводе - в Галилой или Галлиой).
Ряд чудес Н. посвящен освобождению христиан из плена арабов-пиратов, захвативших о-в Крит в 824 г. Чудо из Энкомия Мефодия (главы 33-36), пересказанное также в Энкомии Неофита (гл. 43), повествует о пресвитере из Митилины на о-ве Лесбос, к-рый по пути в Миры на праздник Н. был похищен арабами-пиратами, привезен на Крит и вместе с третью пленников приговорен к смерти; в момент казни он призывал Н., и тот незримо для остальных явился ему; в момент удара меч выпал из руки палача, который после объяснения пресвитера отвез его и 4 др. пленников в Византию. В Thaumata tria (главы 6-19), примыкающем к Энкомию Мефодия, помещено похожее чудо, пересказанное также в Энкомии Неофита (гл. 40): Василий, сын почитавшего Н. крестьянина из окрестностей Мир, на празднике Н. в городе был похищен во время всенощного бдения пиратами и отвезен на Крит, где за красивую внешность был назначен виночерпием у критского эмира; через год в день праздника Н. крестьянин остался по настоянию жены дома, но все же устроил торжественное пиршество; вечером, привлеченный лаем собак и, испугавшись нового араб. набега, он вышел во двор и увидел онемевшего Василия в араб. платье и с полной чашей вина в руках; тот рассказал, что во время пира некая сила подняла его, и он увидел ободряющего его Н.; крестьянин отвел его к жене и гостям, а наутро все соседи сбежались посмотреть на Василия. Аналогичные по сюжету чудеса принадлежат святым Гурию, Самону и Авиву и наиболее часто - вмч. Георгию Победоносцу (см.: Anrich. 1913-1917. Bd. 2. S. 408-409). Освобождению из плена критских арабов посвящено также отдельно бытующее Эврипское чудо. Бедный поденщик Иоанн из предместий эвбейского Эврипа, особо почитавший Н. и устраивавший праздники в его честь, попал в плен на Крит, но накануне праздника обратился к Н. с пространной молитвой, и тот во сне перенес его к храму Н. под названием Анафор, на вершине горы у дороги из Эврипа в Фивы; очнувшись и услышав крики, Иоанн подумал, что находится у арабов, но встреченные им погонщики скота объяснили ему, где он; вернувшись домой к горевавшим о его судьбе родственникам, Иоанн рассказал им о чуде и отметил праздник Н. Та же тематика отражена в чуде из Жития прп. Иосифа Песнописца, составленного Феофаном, и в его переработках (BHG, N 944, 947, 947a-d). Попавшему в плен на Крит Иосифу явился Н., передав листок со словами «ускори яко щедрый и поспеши яко милостивый в помощь нашу, яко можеши хотяй»; пропев их, Иосиф вскоре благодаря смерти имп. Феофила неким образом оказался на свободе. В позднейших переработках текста этого чуда у Иоанна Диакона (BHG, N 945-946) и Никифора Каллиста Ксанфопула усилен мотив чудесной силы: Н. обещал в рождественскую ночь Иосифу, что тот вскоре, после смерти Феофила, вернется в К-поль, и дал ему вышеприведенные слова, пропев которые тот вдруг освободился от цепей и перенесся по воздуху в столицу.
В аналогичных сицилийских чудесах Н., бытовавших в 2 редакциях как дополнения к Thaumata sex и попавших в метрическую переработку Никифора Каллиста Ксанфопула, действуют не критские, а североафрикан. арабы, хотя эти чудеса не содержат прямых хронологических указаний, а в рукописях встречаются только с XI в. Согласно Бугаевскому (Добрый кормчий. 2011. C. 74-76), для исторического контекста этих чудес наиболее вероятна датировка 703-753 гг. В одном чуде, рассказанном от лица сицилийского пресв. Филофея, арабы напали на некий сицилийский храм во время литургии, увезли в плен всех прихожан и часть из них приговорили к смерти, включая пресвитера; пленники огорчались, что не отпразднуют через 2 дня праздник Н.; пресвитеру явился Н., взял его за руку и отвел на родину, заповедав совершать его память. В Катанском чуде юноша Леонтий, родственник рассказчика, придя в Катанию, в ночь на воскресенье в церкви подвергся нападению арабов, устроивших там резню и взявших пленных; но юноша, припав к иконе Н. и горячо моля спасти его как единственного ребенка у старых родителей, вдруг оказался чудесным образом на родине.
Чудеса со спасением от бури на море продолжают мотив «Деяния о моряках» из Житий Н., а также «Деяния о буре» из Жития Николая Сионского (главы 29-31), включенного Метафрастом в Житие Н. Древнейшее из таких чудес относится к сер. IX в. и содержится в Энкомии Мефодия (главы 36-40), а также пересказывается в Энкомии Неофита (гл. 42): Иоанн, отец свт. Мефодия, заказавший и украсивший икону Н., к-рую всегда возил с собой, попал в бурю по пути в Идрунт; шлюпка перевернулась, он стал тонуть, но на его призыв явился Н. и, укрыв своей фелонью, доставил на берег. К тому же времени относится чудо из Thaumata tria, присоединенное к Энкомию Мефодия (главы 21-22; пересказано также в Энкомии Неофита (гл. 46)). Переплывая Мраморное м. в Катаволу по поручению своего наставника Симеона Декаполита, мон. Николай попал у Тритона в бурю и стал молиться вместе с моряками Н., который пришел к ним по волнам и ободрил их; после его исчезновения шторм утих. Аналогично датируется и др. чудо из того же сборника (главы 2-6), пересказанное в Энкомии Неофита (гл. 45). Почитатель Н., житель К-поля Димитрий из квартала Елевферия, плыл из столицы во фракийский Афир на Мраморном м. на праздник святого; ночной шторм сорвал паруса, и, схватившись за канат, Димитрий упал в море с криками: «Святой Николай, помоги мне!». Чудесным образом он перенесся по воздуху в свой дом, повторяя те же слова, так что на крик сбежались соседи, к-рые обнаружили его в мокрых одеждах; посмотреть на спасенного собрались все жители квартала, приходили и вернувшиеся спутники Димитрия.
Средневизант. периодом датируется чудо, вошедшее в состав Thaumata sex. По пути из К-поля в свой Пелеканский мон-рь на вост. берегу Мраморного м. иером. Антоний попал 3 февр. в бурю между о-вом Халки и Саторовым (Сатировым) монастырем; игумен Фома выслал на спасение корабля лодку, в к-рую Н. посадил, вытащив из-под воды, уже тонувшего Антония.
В Энкомии Неофита (гл. 49, ок. 1200) пересказано еще одно «недавнее» чудо Н. со спасением на море. Араб. рыбак из Египта, к-рого буря унесла в открытое море, призвал на помощь Н. и обещал в случае спасения стать христианином; Н. отвел его лодку в Атталию, в городском храме рыбак узнал на иконе Н. и принял крещение, получив прозвище Мононавт (Моряк-одиночка), которое впосл. носили и его дети. Отдельно бытовавшее поствизант. чудо повествует, как внезапно поднявшаяся буря унесла в море 3 мальчиков, залезших в Великую пятницу в лодку на берегу Крита; родители наняли за большие деньги моряков, но те не смогли найти детей; дети призвали Н., к-рый направил лодку, ободрил их, дал им чудесную пищу и питье и, накрыв, погрузил в сон; очнувшись на Пасху, они снова увидели Н., к-рый привел их лодку обратно в гавань. Еще одно чудо такого рода - о 3 христианах, брошенных в Черное м., сохранилось только в слав. переводе и изобилует фантастическими деталями (см.: Anrich. 1913-1917. Bd. 2. S. 419-420).
К чудесам Н. со спасением от бури примыкает чудо о сарацине в пересказе Энкомия Неофита (гл. 39), относимое автором к правлению императора по имени Лев (вероятно, Лев VI Мудрый (886-911), т. к. он обозначен эпитетом «христолюбивый», мало подходящим к иконоборцам Льву III, Льву IV и Льву V) и рассказанное со слов визант. послов в Селевкии. Возвращавшийся с караваном из Индии араб. купец забрел ненастной ночью в горы и, упав с лошади в пропасть, призвал Н., о к-ром знал от христиан; караван чудесным образом перенесся за 12 миль, а араб стал носить образок Н. на шее. Еще 2 визант. чуда Н. с избавлением от др. невзгод сохранилось только в слав. переводе (см.: Anrich. 1913-1917. Bd. 2. S. 422-423). В тексте, примыкающем тематически к чудесам Н. с избавлением из плена, рассказ о богатом жителе К-поля Епифании, к-рый обвинил своего раба в том, что тот якобы не возвращает порученную ему большую сумму денег, и бросил его в тюрьму, где раб стал молиться Н. Святитель освободил его от кандалов и явился Епифанию с приказом выпустить из заключения невинного раба, что тот и сделал. В др. чуде, о гробнице, рассказывается, как богатый человек нашел на одной из дорог у К-поля труп мужчины и похоронил его в соседнем мон-ре Н., а через нек-рое время встретил на той же дороге юношу, к-рый разыскивал убитого отца и показал ему в мон-ре гробницу отца, внутри к-рой оказалось много золота и серебра, избавившего мон-рь от нищеты. Это чудо тематически смыкается с чудесами Н. о вознаграждении его почитателей.
Вознаграждение Н. почитателей, его особенно тех, кто устраивают праздники в день его памяти,- эта тема характерна преимущественно для чудес Н., происходящих из поздневизант. К-поля. Она смыкается с чудесами спасения от бури или из плена почитателей святителя, в т. ч. тех, кто плыли на его праздник. Впервые подобное чудо пересказано в Энкомии Неофита (гл. 36). Пожар в столице лишил богатых супругов всего состояния, остались лишь золотые серьги чтобы отпраздновать память Н., муж отправил жену в Эптаскале продать их; в квартале Акакия ее встретил в облике монаха Н., дал ей 24 золотых, оставив ей серьги, и велел ежегодно на память Н. приходить на это место, чтобы получать от него 24 золотых; после этого супруги снова стали богатыми.
Остальные чудеса такого типа относятся к поздне- или поствизант. времени. В метрической парафразе чудес Никифора Каллиста Ксанфопула пересказывается чудо об одном золотом. Обедневший человек, живший у храма Н. в Эмволах, сокрушался, что не может достойно отпраздновать память Н. Тогда святитель передал ему во сне золотой, который император обменял на 24 золотых. С этим чудом и «Деянием о трех девицах» имеет сходство Чудо о 300 золотых в составе поздневизант. сборника Thaumata duo. Обедневший почитатель Н., живший с 3 дочерьми, отдал последний обол, чтобы купить необходимое для праздника Н.; святитель разбудил его ночью, и человек обнаружил 3 мешочка с сотней золотых в каждом. В том же сборнике содержится и Чудо о винограде: некий бедняк, праздновавший память Н., оказался рядом с мон-рем Н.; садовник из обители дал ему корзину с виноградом, который наутро превратился в драгоценные камни.
Та же тематика отражается в Чуде о лютнисте, написанном на народном языке. Бедный лютнист, каждый день игравший в храме знаменитого к-польского мон-ря Иоанна Крестителя в Петре для самого Иоанна Предтечи, увидел, как святой уходит оттуда из-за погребения еретика и переходит в храм Н., расположенный напротив, и святитель торжественно его приветствует. Иоанн попросил Н. наградить своего верного почитателя, и Н. отвел лютниста во дворец Константина Великого, провел в сокровищницу и дал мешок с флоринами; стражники сообщили о пропаже императору, тот вызвал к себе внезапно разбогатевшего лютниста, но после рассказа о чуде отпустил его, попросив у него на память только пустой мешок. Это чудо напоминает бытовавшее как вместе с ним, так и отдельно Чудо о коливе, написанное на народном языке. Обедневший почитатель Н. для празднования его памяти хотел продать свою одежду, но жена уговорила его продать ее платье; на эти деньги они приготовили коливо, к-рое муж отнес в храм и часть к-рого после освящения принес домой и отдал жене; та завернула его в платок и убрала в сундук, открыв к-рый через неск. дней, обнаружила в платке драгоценные камни; один рубин бедняк отнес на пробу к ювелирам, и те готовы были дать за него до 100 флоринов, но затем сообщили об этом имп. Константину, у к-рого как раз пропал рубин; узнав о чуде Н., император дал за камень 100 флоринов.
Под влиянием этого чуда, а также Чуда из Энкомия Неофита (гл. 36), Чуда о Василии и истории Иова возникало Чудо об Иоанне и Фамариде, известное и как отдельный текст на народном языке, и в составе Βίος ἐν συντόμῳ. (Главы 29-32) (XV в.). Из-за набега сарацин богатые супруги лишились детей и всего имущества; чтобы отпраздновать память Н., муж хотел продать нижнюю рубаху, но жена решила продать доставшееся ей от матери платье; торговец был готов заплатить за него 5 золотых, но тут явился Н. в виде монаха и предложил за него 7 золотых; торговец попытался ударить монаха, но у него отсохла рука, а монах дал женщине 7 золотых и вернул платье. Назавтра, в праздник Н., к супругам пришли друзья с угощением, а ночью Н. перенес к ним из Сирии слуг и детей; торговец исцелился в храме Н., прикоснувшись к платью. Такое же соединение мотивов демонстрирует и Чудо о ковре, сохранившееся только в славянском переводе (см.: Anrich. 1913-1917. Bd. 2. S. 426). Благочестивый ремесленник в К-поле впал в старости в нищету, и, чтобы отпраздновать память Н., жена посоветовала ему продать последний ковер; по дороге на рынок его встретил Н. в виде старца и купил ковер за 6 золотых, но вернул ковер жене старика, якобы по его приказу; когда тот возвратился домой, жена стала бранить его за обман святого, но тот показал ей покупки и остаток денег и рассказал о случившемся; они поведали о чуде всем, включая патриарха, и устроили большой праздник в день памяти Н.
С вознаграждением почитателей Н. тематически смыкаются чудеса от образа Н., к-рые, однако, возникли значительно раньше. Древнейшее из них - отдельное Чудо с образом Н. в Африке, к-рое известно в рукописи XI в. и к-рое Анрих относил к Х в., а Бугаевский - к 455-475 гг. («Правило веры». 2004. C. 73). Во время нападения вандалов на Калабрию один из варваров, сборщик податей, нашел в доме христианина позолоченную и искусно написанную икону Н.; узнав от пленников, чей это образ, он спрятал его и забрал на родину, где, вспомнив впосл. о чудесах Н., поставил икону сторожить свою казну, даже не закрыв ее; недолго думая, воры унесли сокровища, не тронув образ. Когда обнаружилась пропажа сокровищ, варвар ударил образ и грозил бросить в огонь, если Н. не вернет украденное; Н. явился ворам и, угрожая их выдать, приказал вернуть все на место; обнаружив возвращенные ночью сокровища, варвар поцеловал икону Н., крестился вместе со своим домом у местного епископа и построил храм во имя святителя. Так имя Н. стало известно в Африке.
К этому чуду близко по тематике Чудо с пастухом-вором, известное и как отдельный, переработанный текст в рукописи XV в., и как пересказ в Энкомии Неофита (гл. 38) (ок. 1200). Монах, живший при храме Н. около К-поля, собирал милостыню для себя и на лампаду в храме; в его отсутствие пастух обворовал храм и келью монаха и спрятал украденное неподалеку, чтобы забрать ночью; монах вернулся, обнаружил пропажу и стал поносить и бить образ Н.; ночью пастух почувствовал страшные боли, ему явился с угрозами Н.; пастух помог вернуть украденное в храм, после чего Н. его исцелил, а монах возблагодарил Н. Та же тематика повторяется и в Чуде с кровоточащим образом, известным только по Энкомию Неофита (гл. 30) и испытавшим влияние «Деяния о стратилатах». Монахи столичного Моливотского мон-ря, подвергаясь насилию от каких-то людей, обратились в молитве к Н., но один брат, пострадавший больше других, в возбуждении ударил шестом для зажигания свечей образ Н., откуда тотчас начала течь кровь, заливая всю икону; обагренный кровью Н. явился во сне императору, упрекая его за царящее насилие и угрожая наказать, если тот не прекратит беззаконные действия; император отправился в обитель, увидел кровоточащий образ, попросил Н. о прощении и даровал мон-рю привилегии. Антоний Новгородец ок. 1200 г. упоминает, что близ Золотых ворот находилась икона Н. с раной на лбу, закрытой серебром, к-рое снимают при приезде императора, он же целует то место, откуда текла кровь.
Только в слав. традиции сохранились 2 визант. чуда с образом Н. В анонимном рус. описании К-поля, составленном между 1424 и 1453 гг. (Anrich. 1913-1917. Bd. 1. S. 462), рассказывается о том, как потерпевший кораблекрушение человек обратился с молитвой к фресковому изображению Н. в его храме на Золотом Роге; Н. протянул ему кошель со 100 франк. золотыми. Др. Чудо о патриархе также имеет к-польское происхождение (см.: Ibid. Bd. 2. S. 432-433). При имп. Леонтии Н. явился во сне жителю К-поля Феофану и велел ему заказать у художника Аггея 3 иконы: Спасителя, Пресв. Богородицы и Н.- и показать их патриарху Анастасию, а тот приказал не ставить икону Н., «крестьянского сына», рядом с образами Христа и Богоматери. Опечаленный Феофан попросил клирика Каллиста тайком восславить икону Н., пока патриарх славословит Христа и Пресв. Богородицу; по молитвам Феофана Н. умножил угощение. Вскоре богатый человек с некоего острова попросил патриарха исцелить его одержимую дочь. Когда патриарх попал в бурю, он попросил прощения у Н., к-рый, придя по волнам, спас его; впосл. патриарх приказал перенести икону Н. в Св. Софию и основывал в честь Н. церкви и мон-ри. Имена патриарха Анастасия (730-754) и имп. Льва III (717-741) служат своеобразными ориентирами, что текст отражает некие события эпохи 1-го иконоборчества, однако слова патриарха, что Н.- «сын Феофана и Нонны», указывают на составление текста не ранее Х в., когда впервые появляются «смешанные» Жития Н.
К чудесам от икон Н. отчасти примыкает рассказ Феодора, митр. Мир Ликийских, на VII Вселенском Соборе 787 г. (Mansi. Т. 13. Col. 33), сходный с деяниями Н. в пользу этого города. После того как Феодор претерпел обиду от местных властей, его архидиакону в видении явился патриарх, призывавший митрополита прийти к нему для устроения дел; услышавший об этом Феодор показал Н. на индитии храма в Мирах архидиакону, к-рый опознал в нем явившегося ему патриарха; отправившись в столицу, Феодор благополучно решил дела своей епархии.
Визант. чудотворения Н. с возвращением здоровья связанны также с К-полем. В Житиях Н. случаи исцеления не описаны, но они имеются в «Житии Николая Сионского» и вошли в состав «смешанных» Житий Н. Георгий Кедрин (Cedrenus G. Comp. hist. II 511) сообщает, что в 1034 г. фактический правитель империи Иоанн Орфанотроф, отчаявшись вылечить рану во рту, получил во сне указание от Н. отправиться в Миры; одарив храм Н. и окружив Миры новой стеной, Иоанн получил исцеление. Чудо, о к-ром известно только в пересказе Энкомия Неофита (гл. 37),- это рассказ о том, как хромой от рождения столичный нищий получил в Арвикиевом храме Пресв. Богородицы обол и приполз в храм Н. на праздник, прося поставить купленную за этот обол свечу перед образом Н., но никто не обратил на него внимания; внезапно одна его нога исцелилась, и он приподнялся и сам поставил свечу; изумленные люди остановили службу и начал петь: «Господи, помилуй!» вместе с нищим, у к-рого по молитве исцелилась и др. нога. Сходен с ним по содержанию и текст о хромом Николае, в к-ром рассказывается о том, что исцеление хромого было при имп. Романе I Лакапине (919-944) или Романе II (959-963). Этот текст известен как отдельное произведение, в пересказе Энкомия Неофита (гл. 47) и в виде метрической парафразы Никифора Ксанфопула. Юноша по имени Николай, потерявший из-за бесовского наваждения и 6-месячной горячки способность ходить, купил свечу и, опираясь на мотыги вместо костылей, поковылял на праздник в храм Н. в квартале Ивира, но встретил на улице Ктенария близ Св. Софии не узнанного им Н., к-рый пообещал ему исцеление в ц. Н. в квартале Василиды и повел туда. Проковыляв сперва с процессией и войдя в храм, юноша узнал на иконе своего спутника Н., встал, схватился за икону и потребовал обещанного исцеления; проглотив висящий на иконе крестик и снова приникнув к ней, он освободился от живущего в нем беса, а его ноги исцелились. В Энкомии Неофита (гл. 48) есть и 3-е чудо Н. с исцелением Льва, жителя К-поля; оно известно также в кратком варианте в рукописи XVI в.: у Льва были парализованы ноги, он просил милостыню перед иконой Н. в его храме; однажды во сне Н. ударил его рукой по ногам и приказал встать и ходить; нищий тотчас проснулся и пошел.
Н. был погребен на кладбище у юж. стен Мир, на дороге в Андриаку, не позже V в. над его гробницей возник храм. Уже в самом раннем по времени строительства храме, в помещении, примыкающем к протесису сохранившейся церкви, в V в. прослеживается почитание св. мира от мощей Н. (Ötüken S. Y. La basilica di S. Nicola a Myra // San Nicola: Splendori d'arte d'Oriente e d'Occidentе / A cura di M. Bacci. Mil., 2006. P. 47-60). Этот храм был разрушен, вероятно, землетрясением 529 г. Новый храм также был разрушен землетрясением в нач. IX в. и затем перестроен в виде купольной базилики, отремонтированной в нач. XI в. и ок. 1042 г. и украшенной наборными мраморными полами и фресками. В храмовый комплекс входили также многочисленные служебные помещения. В храме находился саркофаг Н., в к-ром чудесно скапливалось благоухающее миро (впервые упом. в Житии Михаила. Гл. 41), его местоположение вызывает споры среди ученых (Niewöhner P. Neues zum Grab des Hl. Nikolaus von Myra // JAC. 2003. Bd. 46. S. 119-133).
Первая попытка вскрыть гробницу Н. относится к сент. 807 г., когда араб. флотоводец Хумайд ибн Маюф взял город, но по ошибке вскрыл вместо гробницы Н. соседнюю (Theoph. Chron. P. 483), после чего сильный шторм уничтожил часть араб. флота. В венецианском тексте о перенесении мощей Н. кон. XI в. (Ughello F. Italia sacra, sive De episcopis Italiae et insularum adjacentium. Ventiis, 17202. T. 5. P. 1220-1233), со ссылкой на монахов в Мирах и на некие «Деяния греков» и греч. чудеса Н. говорится о том, что мощи Н. хотел забрать имп. Василий, он сложил их в мантию, но не смог вынести дальше церковных дверей, так что, разгневавшись, спрятал их в никому не известном месте, остался лишь гроб Н.; однако достоверность этого сообщения весьма сомнительна.
Мощи Н. до 1087 г. находились в Мирах, в его храме, откуда их похитили жители г. Бари (подробнее о перенесении мощей Н. в Бари см. ниже).
На владение мощами Н. в средние века претендовали также венецианцы. Венецианский рассказ о перенесении мощей Н. в Венецию (BHL, N 6200-6201), написанный в 1116 г. и испытавший влияние барийской традиции, повествует, что в 1099 г., в ходе 1-го крестового похода, 200 венецианских кораблей отправились на войну с мусульманами под командованием Джованни Микьеля (сын дожа Витале Микьеля), вместе с еп. Энрико Кастеллани. Миновав Далмацию, Склавонию и Болгарию, войско осталось зимовать на о-ве Родос. Вскоре к Родосу пристали корабли пизанцев и между 2 отрядами крестоносцев произошло морское сражение, победу одержало венецианское войско, сражавшееся на 30 галерах, против 50 у противника. Победив пизанцев, Джованни Микьель отпустил их при условии, что они больше не будут вести торговлю в Романии. С наступлением весны венецианские корабельщики намеревались плыть на Св. землю. Однако еп. Энрико убедил полководцев направить флотилию к городу Миры за мощами Н.
Пристав к побережью Мир, венецианцы узнали, что неподалеку от них расположились ок. 500 турок, они обложили данью мн. селения в округе. Разведчики отправились к церкви, в к-рой лежали мощи Н. и после возвращения рассказали воинам, что город разрушен иноверцами и в нем не осталось жителей. Они узнали, что жители Мир переселились в стоявшую примерно в 2 милях от города крепость на горе и что в храм клирики спускаются поочередно и служат в нем по 4 недели. Не дожидаясь приказа командующего или указания епископа, мн. крестоносцы взяли оружие и отправились к храму (в отличие от небольшой группы горожан, похитивших мощи Н., венецианское войско было очень большим и поэтому могло не опасаться стычки с тур. отрядом). В церкви воины задержали 4 стороживших ее клириков (остальные убежали) и пытались ласками и обещаниями богатства уговорить их показать место, где лежат мощи Н. Клирики хотели утаить от венецианцев оставшуюся в храме после набега барийцев часть мощей Н. и указали на разбитый ими саркофаг. Но крестоносцы не нашли в нем ничего, кроме воды и масла. Разгневанные воины продырявили стены церкви, разбили пол, сорвали престолы.
Так венецианцы провели часть предыдущего дня и почти всю ночь, пока один из стороживших храм клириков, устрашенный ужасной пыткой, не попросил их послать к кораблям за епископом, обещая открыть ему всю правду. Ему поверили, отправили гонца за архиереем, и, когда полководец Джованни и еп. Энрико пришли в храм, клирик сказал владыке, что он не знает, где мощи, а позвал его, т. к. хотел избавиться от пыток. Когда епископ отошел в дальнюю часть храма, монаха стали пытать, и он, опять призвав владыку, сказал ему, что в главном алтаре, освященном в честь св. Иоанна Крестителя, покоятся в древнем гробу 2 св. предстоятеля - предшественники Н. Воины разбили пол алтаря и нашли в нем 3 склепа, а в древнем гробу 2 архиереев, облаченных в благоухающие одеяния. Одного из них они отождествили как исповедника Феодора, а другого - как Николая, дядю Н. (фигурирует в Житии Николая Сионского). С песнопениями и славословиями епископ и венецианские клирики и миряне торжественно перенесли святых к своим кораблям. Однако неск. крестоносцев вернулись в храм и около одного из разрушенных ими алтарей почувствовали благоухание, а те из них, кто прежде посещали эту церковь, вспомнили, что на праздничных торжествах греч. архиепископ совершал торжественное богослужение не на алтаре Н., а ставил треножник на ровном месте и совершал на нем таинство. Воины рассудили, что если бы в этом месте не было бы великой святыни, то этот архиепископ не стал бы на нем служить. К тому же они заметили нарисованный над этим местом образ Н. Венецианцы вскрыли пол и с большим трудом пробили неск. слоев затвердевшей массы, под к-рой нашли благоухающую гробницу с надписью на греч. языке: «Здесь покоится великий епископ Николай, славный чудесами на земле и на море». Воины позвали епископа, и он, собрав честные останки святого, с благоговением положил их в свою архиерейскую накидку и перенес на корабль. В это время митрополит Мир спустился из крепости в храм и, пораженный увиденным, стал укорять венецианцев и послал к кораблям правителя города и клириков, чтобы те упросили венецианцев вернуть в храм хотя бы мощи одного из 3 святых. Однако крестоносцы отдали только один из священных предметов, похищенных в храме, и добавили огорченным жителям 100 номисм на восстановление церкви, а затем отправились на Св. землю. Нек-рые из венецианцев тайно взяли для своих храмов частички мощей Н., но, пораженные мучительными недугами во время плавания, раскаялись, исповедали епископу этот грех и вернули их.
Воины возвратились в Венецию в 1101 г., в день праздника Н. Еще до возвращения крестоносцев в Венецию в городе и на кораблях обсуждался вопрос о достойном месте для размещения мощей Н. Предлагали поместить их в соборе св. Марка, построить новый храм на площади рядом или положить их в ц. Сан-Пьетро-ди-Кастелло в патриаршей резиденции, но победило предложение аббата мон-ря св. Николая на о-ве Лидо, откуда воины и отправились в поход. Жители города во главе с дожем и патриархом торжественно встретили крестоносцев вместе с привезенными ими мощами, к-рые с подобающими почестями положили в ц. св. Николая на о-ве Лидо.
В течение 9 столетий жители Бари и венецианцы спорили относительно того, кто владеет подлинными мощами Н. До 1953 г. в Бари никогда не открывали мощи Н. для общего поклонения и исследования; в Венеции их открывали многократно: в 1134, 1282, 1347, 1399, 1449, 1634 и 1744 гг. В 1953 г. проф. Л. Мартино и др. исследователи провели антропологическую экспертизу останков Н. в Бари, к-рая показала, что в базилике хранится ок. 2/3 скелета, преимущественно кости его верхней части, и череп (Martino. 1987). Он же присутствовал на антропологической экспертизе мощей Н. в 1992-1993 гг. в Венеции на Лидо и подтвердил полное тождество части хранящихся там останков в гробу Н. с недостающими костями в скелете Н. в Бари,- очевидно, венецианцам достались части мощей из гробницы Н. в Мирах, к-рые до них не смогли забрать барийцы. Но значительная часть костей и череп, находившиеся в гробнице Н. на Лидо, оказались посторонними, принадлежавшими др. людям (Paludet. 1994). В средние века частицы мощей Н. распространились по всему христ. миру, однако подлинность большинства из них маловероятна.
С Н. по популярности в Византии среди святых мог сравниться только вмч. Георгий Победоносец. В честь Н. было возведено огромное количество храмов, мон-рей, освящено приделов; его образы были практически в каждом визант. храме, часто по нескольку одновременно (так, в Св. Софии Киевской только мозаичных и фресковых изображений Н.- 4, не считая икон). Среди святых Н. изображали обычно на самом почетном месте.
Почитание Н. было широко распространено уже в ранневизант. период (Добрый кормчий. 2011. C. 56-99, 206-317; вопреки Anrich. 1913-1917. Bd. 2. S. 441). Его центром естественно была гробница святителя в посвященном ему храме в Мирах, сооруженном не позже V в. Житие Николая Сионского (3-я четв. VI в.) отмечает мартирий Н. в Мирах и праздник праотца Н. 6 дек., называемый Росалии; в этом Житии 9 из 29 муж. персонажей носят имя Николай. В VII в. Н. изображали на печатях митрополитов Мир (En Orient et en Occident. 2015. P. 57-74).
На граффити VI-VII вв. в церкви Н. на ликийском о-ве Гемилер Ада Н., вероятно, представлен благословляющим у руля корабля, очевидно как покровитель мореплавателей (Tsuji Sh. Notes from the Field in Ölüdeniz, Mugla, T. C. // Otemae J. of Humanities. Tokyo, 2001. Vol. 2. P. 1-17). В VI в. на критской надписи из Гортины содержится молитвенное обращение к Н. (Bandy A. The Greek Christian Inscriptions of Crete. Athens, 1970. Р. 24). Литургическое поминание Н. «на Голгофе» отражено в палестинско-груз. лекционарии VII в. (Кекелидзе. Канонарь. С. 145). В Риме Н. упоминается в литургических текстах с VII в.
Спорным остается вопрос о раннем почитании Н. в К-поле: Прокопий Кесарийский (Procop. De acdif. I 6, 4) отмечает строительство имп. Юстинианом I храма во имя мучеников Приска и Николая в предместье Иерон, к-рый позднее был назван храмом Н. во Влахернах (см.: Anrich. 1913-1917. Bd. 2. S. 454-459). Позднее в К-поле Н. был одним из самых популярных святых. Помимо чудес об этом свидетельствуют более 20 церквей Н. в столице (Janin. Églises et monastères. P. 368-377; En Orient et en Occident. 2015. P. 49-55). Подавляющее большинство из них упомянуты только в письменных источниках, впрочем далеко не всегда достоверных (напр., храм, построенный патриархом Анастасием). От средневизант. периода известны храмы Н. в кварталах Василида, Вукина, Ивира, Манган, на форуме Константина и во Влахернах, от поздневизантийского - ктиторские храмы Н. Главы, Кливанария, от поствизантийского - храмы Н. «охридцев», Псамафийский, в Богдансарае, Контоскалии, Сиках, Цивалии, у странноприимного дома св. Пантелеимона, в приходе св. Романа (в районе Топкапы). От средневизант. времени известен Моливотский мон-рь Н. близ Золотых ворот, жен. (Опенская) обитель Н., вероятно, на северо-западе города, а также посвященное Н. подворье Оксийского мон-ря. Придел Н. был в ц. Неа, построенной имп. Василием I.
В средневизант. период почитание Н. становится повсеместным, что отражается как в агиографии, так и в посвящении храмов и изобразительном искусстве.