АСТРОЛОГИЯ
Том III , С. 650-659
опубликовано: 3 января 2009г.

АСТРОЛОГИЯ

Содержание

[греч. ἀστρολογία], наиболее распространенный вид мантики (гаданий), состоящий в истолковании взаиморасположения небесных тел в определенные моменты времени.

А. в древнем мире

А. зародилась в Месопотамии в III тыс. до Р. Х., ее ранняя история тесно связана с поклонением небесным светилам, астролатрией (от ἄστρον - звезда и λατρεία - служение) в древних Шумере, Ассирии и Вавилоне. Ханаанские культы светил и плодородия, с к-рыми непосредственно столкнулся древний Израиль, представляли собой разновидность месопотамских культов и были связаны с поклонением таким божествам, как Ваал, Астарта (Иштар) и Ремфан, отождествлявшимся соответственно с Солнцем, Луной и Сатурном (см. Ханаана религия). ВЗ предостерегает народ Израиля от астролатрии как идолопоклонства (Втор 4. 19) и устанавливает в качестве наказания за нее побиение камнями до смерти (Втор 17. 2-5). Однако в правление Манассии астролатрия в Иудее приняла открытые формы (4 Цар 21. 1-12). Иосия пресек поклонение светилам и в т. ч. культ Астарты с сопутствующей ему ритуальной проституцией (4 Цар 23. 4-7). Исаия, пророчествуя о падении Вавилона, говорит, что бессмысленно обращаться к волшебникам и звездочетам, к-рые в скорбных обстоятельствах не могут спасти от бедствий, повлиять на суд Божий (Ис 47. 12-15). Иеремия указывает, что страшиться небесных знамений - удел язычников (Иер 10. 2).

Вавилонская А.

стала основой для А. мн. древних цивилизаций. В ее исторических формах наиболее полно представлены 3 этапа развития А.

1. Древняя А. предзнаменований, известная по аккад. клинописным текстам II тыс. до Р. Х., занималась истолкованием непосредственно наблюдаемых астрономических и атмосферных явлений (восходы и заходы планет и звезд, затмения Солнца и Луны, цвет Луны и направление ветра в новолуние) как небесных знамений, относящихся к стране, народу, правителю. Ее толкования касались общезначимых событий (война или мир, хороший или плохой урожай), она не давала индивидуальных предсказаний. А. в этот период еще не имела представления о зодиаке.

2. Зодиакальная А. нововавилонского периода (626-539 до Р. Х.) основывалась на многолетних циклах прохождения «7 планетами» (т. е. Солнцем, Луной и 5 планетами, видимыми невооруженным глазом) знаков зодиака. Зодиак - это проекция видимого пути Солнца на небесную сферу при его годовом движении по эклиптике относительно неподвижных звезд. Зодиаком также называют полосу на небесной сфере шириной 16-18°, охватывающую видимые траектории движения Солнца и планет. Созвездия, по к-рым проходит зодиак, называются зодиакальными. Их количество у разных народов варьировалось от 8 до 17. Вавилонские астрономы в нач. I тыс. до Р. Х. разделили зодиак, начиная с линии весеннего равноденствия (21 марта), на 12 частей, или «знаков», по 30° каждый. Знаки зодиака получили названия находившихся в них созвездий. Зодиакальная А. переносила идею цикличности, бесконечного повторения космических событий, на земную жизнь. В учении вавилонских астрологов о «великом годе», периоде, в конце к-рого звезды возвращаются в то же положение, что и в начале, а следов., и на Земле все до мельчайших деталей повторяется, нашел выражение астральный фатализм, представление об абсолютной зависимости жизни людей от звезд.

3. Гороскопная А. возникла в сер. I тыс. до Р. Х. Ее основная идея состоит в том, что судьба человека определяется астральными влияниями в момент его рождения. Гороскоп - это схематическое изображение звездного неба («карта неба») в данный момент времени для данного места. По гороскопу предсказываются телосложение человека, способности, характер, важнейшие события его жизни, продолжительность последней и причины смерти. Самый ранний из известных вавилонских гороскопов датируется 409 г. до Р. Х. (Sachs. P. 49). В гороскопной А. источником влияния на судьбы людей считаются не созвездия как таковые, а их символы - знаки зодиака. Положения светил относительно этих знаков не наблюдаются непосредственно, а вычисляются на основе ранее сделанных наблюдений. Небесные знамения, к-рые нельзя предсказать математически, не принимаются во внимание в гороскопах. А. приобрела т. о. нек-рые внешние признаки науки и поэтому в древности обычно воспринималась как часть астрономии или отождествлялась с ней. Вавилонские астрономы стремились предсказывать видимые движения небесных тел, солнечные и лунные затмения, но не интересовались их причинами и действительным устройством вселенной. А. в Вавилоне не отличалась от астрономии ни целями, ни методами. Однако астрономическими наблюдениями занимались писцы, а предсказаниями - каста жрецов. За последними в греко-рим. мире закрепился этноним «халдей» (см. Халдея). Впосл. халдеями называли магов и астрологов независимо от их происхождения.

В древнем Египте

астрономия ограничивалась наблюдениями за звездами в календарных целях. Егип. звездный календарь основывался не на зодиаке, а на последовательности из 36 звезд или групп звезд, каждой из к-рых соответствовала дуга эклиптики в 10°. Впосл. греч. астрономы назвали эти звезды деканами. А. до ассир. завоевания (670 до Р. Х.) не практиковалась. Свидетельства античных авторов о егип. А. относятся к позднему периоду (ср.: Herodotus. Historiae. II 82).

А. в древней Греции

Решающее значение как в частной, так и в общественной жизни греков имели предсказания будущего на основании гаданий и оракулов (см., напр.: Xenophon. Anabasis. III 1. 5 sq.; IV 1. 23; V 6. 16sq.). Небесными знамениями издревле считались солнечные и лунные затмения (Homerus. Odyssea. XX 350-358) и падения метеоров (см., напр.: Plut. Vitae. Agis et Cleomenes. 11. 4-5). В быту пользовались календарями удачных и неудачных дней лунного месяца: «день - когда мать, а когда и мачеха» (Hesiodus. Opera et dies. 825). Слова «астрономия» и «А.» употреблялись в смысле, отличном от совр. Так, «астрономия» могла означать теоретическое знание, бесполезное в практической жизни, а «А.» - необходимое руководство для определения времени, благоприятного для того или иного вида деятельности (Xenophon. Memorabilia. IV 7).

Вопросам календаря и морской навигации уделялось особое внимание в практической науке о звездах. Ее знатоками считались древние мудрецы: Фалес Милетский (VII-VI вв. до Р. Х.) предсказал солнечное затмение (DVF. 11. A5), ему приписывали авторство «Морской астрономии» (Ibid. B1); Анаксимандр (VI в. до Р. Х.) первым установил гномон, указывающий дни равноденствия и солнцестояния (Ibid. 12. A1-4), и создал небесную карту (Ibid. A1-2). Платон считал, что астрономические знания обязательны для всех граждан гос-ва (Leges. VII 809c-d, 817e - 818a, 822a-c).

Геометрическая модель Солнечной системы была предложена Евдоксом (IV в. до Р. Х.). Он заменил разрозненные представления о числе созвездий и кинематических принципах их видимого перемещения по небосклону картиной взаимосвязанного перемещения светил в соответствии с движением системы равномерно вращающихся вокруг Земли концентрических сфер. Видимый путь каждой планеты и созвездий мог быть представлен как композиция вращений неск. сфер. По Евдоксу, таких сфер было 27 (сфера неподвижных звезд, по 3 сферы для Солнца и Луны и по 4 сферы для каждой из остальных 5 планет). Эта модель строения Вселенной с необходимыми изменениями просуществовала почти 2 тыс. лет.

Науку о небесных явлениях Платон называл также метеорологией (Faedr. 270a). Этот же термин использует Аристотель для обозначения науки, изучающей части неба, расположенные ниже сферы неподвижных звезд (здесь, по мнению греков, находились Солнце, Луна, Млечный Путь, кометы), атмосферные явления и строение Земли (Meteor. 338a 25-339a 5). В греч. об-ве занятия метеорологией как теоретической наукой представлялись опасными для религии, т. к. подрывали веру в богов (Euripides. Fragmenta. 913). Исследование небесных явлений могло служить поводом для обвинений в святотатстве, как на процессе над Анаксагором (V в. до Р. Х) (DFV. 59. A17). Сократа помимо проч. обвинили в том, что он испытывает «то, что под землею, и то, что на небесах» (Plat. Apol. Socr. 19b). Мн. философы связывали происхождение философии с наблюдением за небесными явлениями (см., напр.: Plat. Tim. 47a; Faedr. 259; Arist. Met. 982b 15), находя, что в совершенстве небесных движений проявляется разумное божественное начало. «Вся вселенная есть гармония и число»,- учили пифагорейцы (DFV. 58. B4). Платон считал, что созерцание небесных пространств служит очищению души и возвышенному умозрению: душа «парит в вышине и управляет миром» (Faedr. 246c). О том же говорил Эпикур (Ratae sententiae. 10).

По сообщению Геродота, маги-халдеи предсказали персид. царю Ксерксу победу над греками в его походе, окончившемся поражением (Historiaе. VII 37). Пифагор (VI в. до Р. Х.), согласно традиции, учился в Вавилоне у халдеев (DFV. 14. 8b). Халдеи же якобы предсказали отцу греч. трагика Еврипида (V в. до Р. Х.) судьбу его сына (Gellius. Noctes Atticae. XV 20. 2sq.). Однако Евдокс полагал, что астрологам не следует верить (см.: Cicero. De divinatione. II 42. 87). Теофраст (IV в. до Р. Х.) говорил об А. как чужеродном явлении (см.: Proclus. In Platonis Timaeum commentaria. III 151. 1sq.). Платон в «Тимее» также отвергал гадание по звездам (40с-d). В «Федре» устами Сократа рассказывается, что души сопровождают в небесах 12 зодиакальных божеств (247a-b), но свой путь они избирают свободно (248a-b), что отличает платоновский миф от астрологических учений.

Адаптации А. из Вавилона сопутствовали изменения традиц. представлений о богах и проникновение в греч. мир новых идей. Важнейшими из них для развития А. являются следующие.

1. Учение о великом годе и испытании огнем в конце времен. Пифагор утверждал, что «все, что некогда произошло, через определенные периоды времени происходит снова, а нового нет абсолютно ничего» (DFV. 14. 8a). Пифагореец Гиппас и Гераклит Эфесский (VI-V вв. до Р. Х.) говорили о периодических мировых катастрофах, в к-рых мир, возникший из огня, в огне погибает (Ibid. 18. 7; 22. A10). Продолжительность великого года определялась неоднозначно (Ibid. 22. A13) и, возможно, в соответствии с вавилонской традицией (Ван-дер-Варден. С. 150).

2. Представления о бессмертии души и перевоплощении. Начиная с VI в. до Р. Х. распространяется вера в личное бессмертие, отличная от традиц. представлений о загробной жизни. Эпихарм (VI-V вв. до Р. Х.) говорил, что души благочестивых пребудут на небе (DFV. 23. B22). Учение о переселении душ связано с орфизмом (Orphicorum fragmenta / Coll. O. Kern. B., 1922. Fr. 27). О том же учил Пифагор (DFV. 14. 8a). У пифагорейцев утвердилось представление, согласно к-рому душа после смерти восходит к Солнцу и Луне (Ibid. 58. C4). Платон из учения о перевоплощении делал выводы об устройстве космоса (Phaedo. 108c - 114e). В «Федре» он указывает сроки, к-рые проводят души на небесах перед очередным воплощением (248e - 249b).

3. Учения о мировой душе и небесной гармонии. У пифагорейцев космос предстает живым, разумным и божественным независимо от принятой модели его физического устройства: геоцентрической (см., напр.: DVF. 58. B1a) или модели Филолая, согласно к-рой небесные тела вращаются вокруг Гестии, космического огня (Ibid. 44. A16). Платон в «Тимее» рисует величественный образ звездного неба, космоса, к-рый, пребывая в вечном вращении, не только прекрасно сконструирован геометрически, но слышит, видит и обладает высшим разумом. Это совершенный самодовлеющий организм (32a - 34a). Роль Гестии отводится мировой душе: она находится в центре и одновременно объемлет космос и управляет им (34b-c). Наиболее последовательно это учение развивалось у стоиков. Клеанф (III в. до Р. Х.) описывал Солнце как живой огонь и ведущее начало в космосе (SVF. I 499, 504). Хрисипп (III в. до Р. Х.) и Посидоний (II в. до Р. Х.) учили, что космос одушевлен и разумен и каждая душа имеет в нем частицу (Diogenes Laertius. VII 142). Пифагореец Архит обосновывал родство музыки и астрономии тем, что движение небесных тел должно сопровождаться звуком (DVF. 47. B1). По учению пифагорейцев, планетам соответствуют определенные ноты, порождающие т. н. музыку сфер, к-рую люди не замечают, т. к. привыкли к ней с рождения. Скорости вращения планет и расстояния между ними подчинены закону гармонического ряда как наиболее совершенному (Ibid. 58. 35). Т. о. устройство космоса следует эстетическому критерию.

В народной греч. религии начиная с V в. до Р. Х. также происходили изменения, подготовившие массовое сознание к принятию А. Важнейшим из них является распространение культа Тюхе (Τύχη) - Удачи (Epicurus. Epistula ad Menoeceum. 134. 4sq.), в к-ром при отсутствии к.-л. положительного объекта религ. чувство соединялось с чисто негативной идеей непостижимого и непредсказуемого. Не желая разрыва с традиц. формами культа, Платон в «Послезаконии» говорит, что, поскольку почитание небесных светил как богов учит добродетели, оно должно стать религией в идеальном гос-ве (996a - 998b). Но расхождение между верованиями интеллектуалов и верованиями народа неизбежно увеличивалось: фоном для рационализма первых становилась чрезвычайно возросшая потребность простого народа в магическом и необъяснимом (Доддс Э. Р. Греки и иррациональное. СПб., 2000. С. 259 слл.).

А. в эллинистическую эпоху

окончательно сформировалась как религиозно-философское учение. Первую астрологическую школу в Греции на о-ве Кос основал вавилонский жрец Беросс (ок. 300 до Р. Х.), но интерес к его трудам был невелик. Среди астрономических сочинений III в. до Р. Х. выделяется поэма «Явления» Арата Солийского (сохранилась полностью), в к-рой в упрощенном виде излагается система Евдокса, описывается деление звездного неба на созвездия, приводятся погодные и сельскохозяйственные приметы. Это сочинение долгое время оставалось популярным в греко-рим. мире, по нему учились астрономии, к нему писали комментарии. Основная идея А., что звезды могут выступать как вестники человеческой судьбы, чужда поэме Арата. Всплеск интереса к А. произошел лишь во II в. до Р. Х. Интеллектуальное наполнение А. составили идеи о 4 элементах и мировом эфире, о макрокосме и человеке как микрокосме, о мировой симпатии, о судьбе.

Более всего А. заимствовала из стоицизма. У стоиков симпатия (συμπάθεια) - это такое согласие причин и явлений друг с другом, к-рое тождественно судьбе, как выражению необходимости и закономерности всего происходящего (см., напр.: Cicero. De natura deorum. II 7. 19; III 11. 28; De divinatione. II 69. 143). Посидоний обосновывал мантику как выявление деятельности промысла (судьбы) космической симпатией (SVF. III 26sq.). На этом же теоретическом фундаменте строилось здание А. В гадательной практике учение о симпатии позволило астрологам сопоставить знаки зодиака и планеты, цвета, растения, металлы и драгоценные камни. Под влиянием стоиков за гороскопной А. закрепляется также название апотелесматика (от греч. ἀποτελεσματικός - осуществленный целесообразно).

Существенно повлиял на распространение и развитие А. герметизм. Сочинения, приписываемые Гермесу Трисмегисту, к-рые представляют собой смешение вавилонской А., егип. астрономии и греч. философии, известны со II в. до Р. Х. В эллинистическом Египте особенно популярны были трактаты на греч. языке, надписанные именами Нехепсо-Петосириса (II в. до Р. Х.) и Манефона (I в.). В соч. «Введение в астрономию» Гемина (I в. до Р. Х.) содержится астрологический комментарий к поэме Арата. Среди сочинений на лат. языке наиболее известна полностью сохранившаяся «Астрономика» Марка Манилия (I в. до Р. Х.). Труды Тевкра Вавилонянина (I в.), содержащие описания природы планет, знаков зодиака и системы деканов (сохранились фрагменты), стали образцом для позднейших астрологов. Астрологическая поэма в 5 книгах (сохранилась лишь в цитатах) Доротея Сидонского (I в.) значительно повлияла как на эллинистическую, так и на средневек. А.

Выделяют 4 ветви эллинистической А.: мировая, к-рая занимается глобальными предсказаниями; генитурная, предсказывающая события жизни отдельного человека; катархен, в к-рой решается вопрос о благоприятности данного момента времени для к.-л. дела; интеррогативная, дающая предсказания, исходя из астрологической ситуации в текущий момент.

Геоцентрическая система устройства космоса получила название Птолемеевой. Клавдий Птолемей (II в.) в рамках этой системы изложил методы астрономических вычислений в фундаментальном труде «Математическое построение в 13 книгах» (Μαθηματικῆς συντάξεως βιβλία ιγ´), сохранявшем научное значение до Нового времени. В поздней античности это сочинение традиционно называли «великим» (μεγάλη) или «величайшим» (μεγίστη), последний из этих эпитетов при переводе на араб. язык (IX в.) занял место названия, под его латиниз. формой «Альмагест» труд Птолемея вошел в европ. культуру. Его же соч. «Гороскопная астрология» (̓Αποτελεσματικά), более известное как «Четверокнижие» (Τετράβιβλος; изд.: Ptolemy. Tetrabiblos / Ed. and transl. by F. E. Robbins. L.; Camb. (Mass.), 1940, 19563) (кн. I посвящена свойствам светил, кн. II - мировой А., кн. III-IV - генитурной), стало в греко-рим. мире основным пособием по А. Последнюю Птолемей называл «прогностикой», т. е. составлением предсказаний с помощью астрономии. Благодаря математизации А. математиками стали называть и астрологов.

Неоплатоники воспринимали А. в контексте теургии. В их школе возникла традиция религиозно-философских комментариев на «Четверокнижие», первый из к-рых принадлежит Порфирию (III в.). В «Матезисе» Фирмика Матерна (IV в.) наряду с использованием зодиака и системы деканов впервые вводится 12-частная система домов. В отличие от зодиакальной системы она теснее связана с определенным человеком, т. к. учитывает не только время, но и место рождения. «Введение» Павла Александрийского (IV в.), в к-ром А. трактовалась как часть универсальной системы знаний, подытожило развитие А. в античности.

В Риме периода Республики астрономические наблюдения не велись, А. отвергалась как чуждое явление. Катон Старший (III-II вв. до Р. Х.) считал, что земледельцу не подобает советоваться с халдеями (De agri cultura. V 4). В 139 г. до Р. Х. сенат постановил изгнать астрологов из Рима. Впосл. они неоднократно подвергались преследованиям. Массовое распространение А. получила в Римской империи. Религ. основу А. здесь составляли вост. культы. В I-IV вв. в империи повсеместно распространился митраизм. Ранний зороастризм с его учением о свободе воли, бессмертии души и посмертном воздаянии не оставлял места для развитой А. Но в Персидской империи он подвергся сильному влиянию традиц. месопотамских культов. Большинство богов зороастрийского пантеона было отождествлено со светилами, к-рым поклонялись в Вавилоне. Вавилонская астролатрия т. о. возобладала над авестийским представлением о божестве как духовной сущности. Развитию А. способствовал выделившийся в зороастризме культ Зервана, бога времени, для к-рого характерны фатализм и идея бесконечного повторения. Несмотря на осуждение зерванизма в ортодоксальном зороастризме как лжеучения, он был широко распространен в поздней античности. Поклонение времени распространялось на все формы его проявления от века до часа и на соответствующие им знаки зодиака. Культ Митры, бога Солнца, также первоначально отвергался в зороастризме, но впосл. Митра был включен в зороастрийский пантеон (Яшты 10: 39 сл.). Уже в Вавилоне митраизм оброс астрологической атрибутикой, впосл. мистерии Митры символизировали суд над душой с восхождением ее через 7 небесных сфер с их планетами и очищением от влияний этих планет. В святилищах Митры изображались знаки зодиака и планет (Bidez, Cumont. P. 67).

В Римской империи А. нередко критиковали философы. Так, Цицерон в диалогах «О дивинации» и «О судьбе» суммировал аргументы стоиков в пользу А. и затем опроверг их. Скептики неизменно отвергали А. Напр., Секст Эмпирик в трактате «Против астрологов» доказал несостоятельность гороскопной А. Но в целом отношение к А. образованных людей было терпимым. Так, Цицерон использовал астрологические образы, чтобы представить величественную картину рим. истории в «Сне Сципиона». Историк Тацит (I-II вв.) допускал, что по звездам можно предсказать будущее. Лукиан, не веря астрологическим предсказаниям, рассматривал их как психотерапевтическую практику (De astrologia. 29). Нек-рые из рим. императоров, напр. Клавдий (I в.), начинали гонения на астрологов, если те нарушали запрет на гадания о буд. государе и о судьбе ныне здравствующего, но обычно А. входила в систему рим. гос. религии.

А. в Индии и Китае

А. предзнаменований появилась в Индии в V-III вв. до Р. Х. под влиянием месопотамской. Впосл. буддизм способствовал ее распространению в Центр. Азии и на Дальн. Востоке. Из Персии, а впосл. из Греции в первые века по Р. Х. проникла в Индию гороскопная А. Инд. А. использовала кастовую систему и учение о реинкарнации, принятые в индуизме. В гороскопах стали учитываться 28 лунных домов, 3 категории планетных комбинаций и сложная система планетных периодов. В Индии особенно развивались генитурная и катархен А. Инд. А. в свою очередь дала начало кит. А.

В Китае А. пополнилась идеями даосизма. Главное отличие кит. А. от зап. заключается во введении в гороскопы циклического календаря, основой к-рого являются 12-летние периоды. Каждый год из 12 носит название кит. знаков зодиака. Пять 12-летних периодов составляют календарный цикл в 60 лет. Каждый период посвящен одной из стихий: дереву, огню, земле, металлу и воде. 5 периодам соответствуют 5 видимых планет. Солнцу и Луне присваиваются соответствующие значения противоположных начал ян и инь (Солнце-ян - светлое, активное, муж., сухое начало; Луна-инь - темное, пассивное, жен., влажное). Считается, что год и период, в к-рый родился человек, оказывают на него влияние не меньшее, чем расположение на небосводе 7 планет в момент его рождения.

А. в ср. века

В Византийской империи А. воспринималась как пережиток язычества. Занятие А. сохранялось лишь в нек-рых очагах античной культуры, среди неоплатоников. Проклу Диадоху (V в.) приписывали авторство комментариев к «Четверокнижию» Птолемея. Его ученик Марин (V в.) снабдил биографию учителя его гороскопом. В 529 г. имп. Юстиниан I одновременно с запрещением преподавать языческие дисциплины запретил и деятельность астрологов. С угасанием античной цивилизации и распространением христианства массовая А. пришла в упадок, однако в период с IX по XII в. астрологи состояли при дворах мн. императоров. Благосклонно относились к А. Лев Математик, архиеп. Солунский (IX в.), и Иоанн X Каматир, Патриарх К-польский (XII в.), изложивший в 2 астрологических поэмах учение Птолемея. Однако отрицательное отношение Церкви к А. оставалось неизменным. Критиковали А. и визант. ученые. Михаил Пселл (XI в.), изучив методы и технику А., счел ее «суетной наукой», опасной для тех, кто, «обратившись к ней, забыл о нашем [христианском] учении» (Хронография. М., 1978. С. 134). Михаил Атталиат (XI в.) называл астрологов обманщиками (Historia / Rec. I. Bekker. Bonnae, 1853. P. 257). Анна Комнина (XI-XII вв.) указывает, что имп. Алексей I Комнин «объявил вражду астрологическому учению», потому что «оно побуждало многих наивных людей отрешиться от надежд на Бога и глазеть на звезды» (Алексиада. М., 19962. С. 186). В поздней Византии усиливаются эсхатологические настроения и сопутствующий им интерес к А. С кон. XIV по сер. XV в. в Византии действовала астрологическая школа Иоанна Аврамия (XIV в.), занимавшаяся собиранием, систематизацией и изданием трудов античных астрологов. Помимо последних в Византии к тому времени уже получили широкое хождение астрологические тексты, переведенные с араб. языка (см.: Pingree D. The Astrological School of John Abramius). Визант. астрологические рукописи составляют бóльшую часть «Корпуса рукописей греческих астрологов» (Catalogus codicum astrologorum Graecorum: In 12 vol. Brux., 1898-1936).

Араб. А. сложилась в VIII-IX вв. в результате усвоения наследия эллинизма и под сильным влиянием персид. и инд. астрологических систем. Ортодоксальный ислам отвергал те формы А., в к-рых светила считались божествами или господствовал астральный фатализм, хотя одновременно предпринимались попытки соединения представлений об абсолютном предопределении Аллаха и астральном детерминизме. Астрологи состояли при дворах халифов. А. была популярна и в народе (напр., в книгу сказок «Тысяча и одна ночь» включена своеобразная астрологическая энциклопедия).

Распространение А. в иудейской среде началось еще в период позднего эллинизма, в ср. века оно охватило большую часть диаспоры. Значительное число астрологов средневек. Европы и араб. Востока были евреями. Важную роль астрологические воззрения играют в каббале, возникшей в XII-XIII вв. в среде евр. мистиков Испании и Прованса.

В средневек. Зап. Европу А. попала гл. обр. из араб. мира через Испанию. Др. источниками влияния были Византия и евр. диаспора. В XII-XIII вв. в Европе широко распространяются переводы астрологических трактатов с греч. и араб. языков. Астрологи этого времени пытались установить связи между магией, алхимией и А. (см.: Catalogue of Astrological and Mythological Illuminated Manuscripts of the Latin Middle Ages: In 4 vol. / Coll. P. McGurk. L., 1966. Vol. 4: Astrological Manuscripts in Italian Libraries (other than Rome)). Сочинения по А. оставили Альберт Великий и Роджер Бэкон (XIII в.). Последний в соч. «Зеркало астрономии» утверждал, что А. не отменяет свободной воли человека, т. к. определяет только тенденции судьбы. Вопрос о свободе воли был решающим в отношении к А. для итал. гуманистов. Франческо Петрарка (XIV в.) критиковал А., Марсилио Фичино (XV в.) высоко ценил ее. В эпоху Возрождения А. переживает наст. расцвет. Она преподается во мн. ун-тах, ей покровительствуют практически все европ. монархи, находятся у нее покровители и в католич. Церкви. Увлекались А. папы Николай V (1447-1455), Пий II (1458-1464), Сикст IV (1471-1484), Юлий II (1503-1513), Лев X (1513-1521). Однако папа Сикст V (1585-1590) выпустил буллу «Coeli et terrae creator», в к-рой А. осуждалась наряду с проч. видами гаданий и магии. В А. этого времени детально разрабатывалось учение об астральных духах, гениях планет и деканов и т. д. Знаменитые астрологи Агриппа Неттесгеймский (1486-1535), Парацельс (1493-1541), Мишель Нострадамус (1503-1566), Джон Ди (1527-1608) были в то же время магами, алхимиками и каббалистами. Иоганн Кеплер (1571-1630) называл А. «глупой дочкой астрономии», но был вынужден составлять гороскопы на заказ. Против А. выступали Савонарола, а также большинство деятелей Реформации, хотя Филипп Меланхтон был ее сторонником. Формирование европ. А. завершается трудами Ж. Б. Морена де Вильфранша (1583-1656).

В зап. астрологической системе важными элементами гороскопа являются знаки зодиака, планеты (включая Солнце и Луну), их «аспекты» и домы. Координаты планет в знаках зодиака определяются с помощью таблиц, называемых эфемеридами. Особое значение имеет положение Солнца в знаке («солярный знак»). Когда говорят, что человек по гороскопу Овен или Козерог, это значит, что в момент его рождения Солнце находилось в данном знаке. Взаиморасположение планет в гороскопе называется аспектом и измеряется в градусах дуги. «Хорошим предзнаменованием» считается такое расположение планет, при к-ром угол между ними составляет 60 или 120°. «Плохое предзнаменование» - это противостояние планет (180°) или прямой угол между ними. «Соединение» (очень небольшой угол между планетами) может быть и плохим, и хорошим предзнаменованием - в зависимости от того, какие планеты образуют комбинацию.

Круг домов основан на суточном цикле вращения Земли вокруг своей оси. За сутки небесная сфера (т. е. весь зодиак) видимым образом совершает полный оборот вокруг Земли. Знак зодиака, к-рый восходит над горизонтом в момент рождения человека, называется восходящим и имеет большое значение для характеристики гороскопа наряду с солярным знаком. От точки восхождения (градуса восхождения) начинается отсчет 12 домов, к-рые, как правило, имеют различную протяженность и могут включать в себя неск. знаков зодиака. Графически гороскоп представляет собой наложение круга домов на круг зодиака, в к-ром расположены планеты, соединенные аспектами. Считается, что положение планет в знаках указывает на потенциальные возможности человека, а в домах - на сферы их реализации (семья, профессия, дружеские отношения и др.). Для А. самым важным методом является анализ т. н. транзитов, т. е. аспектов между движущимися планетами в любое интересующее время и планетами в гороскопе рождения.

А. в Новое и новейшее время

Упадок А., начавшийся в эпоху Просвещения, был связан прежде всего с распространением гелиоцентрической модели Солнечной системы. Новый удар по А. был нанесен открытием в 1781 г. планеты Уран. После открытий Нептуна (1846) и Плутона (1930) большинство астрологов ввели транссатурновые планеты в свои системы, перераспределив часть функций от «старых» планет к «новым» (напр., от Венеры к Нептуну), что изменило символические значения первых. Астрологи пытаются объяснить, почему транссатурновые планеты не учитывались в гороскопах прошлого, тем, что их влияние началось непосредственно перед открытием, предопределив последнее.

В XIX в. постепенно оживляется интерес к А. (вкупе с проч. «оккультными науками») среди части европ. интеллигенции и аристократии. В XX в. увлечение А., магией и мистицизмом стало массовым. Адольф Гитлер и большинство идеологов и вождей Третьего рейха, будучи связанными с оккультистскими кругами, верили в А. и на гороскопах основывали мн. политические и военные предприятия. В наст. время в США верят в А. 40%, во Франции - 53, в Германии - 63, в Великобритании - 66% населения (http://www.adherents.com).

А. является важной составляющей неоязыческого движения «Нью эйдж» (Новая эра), само название к-рого имеет астрологическое происхождение. В результате кругового смещения земной оси в зап. направлении (прецессии) Солнце в первый день астрономической весны (21 марта) каждые 2160 лет появляется на фоне нового созвездия. Полный цикл прецессии составляет ок. 26000 лет. Во времена зарождения А. Солнце в первый день весны находилось в созвездии Овна, но незадолго до Р. Х. оно вошло в созвездие Рыб. Для каждой «звездной эры», согласно доктрине «Нью эйдж», характерны своя форма религии, общественного устройства, этики и философии: «эра Рыб» была эпохой христианства, ожидается скорое начало «эры Водолея» - многие из названных этими астрологами дат уже миновали.

Критика и осуждение А. Церковью

С возникновением христианства против А. выступила Церковь. Трулльский Собор 61-м прав. определил подвергать 6-летней епитимии тех, кто, «соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастии, о судьбе, о родословии, и множество других подобных толков... Закосневающих же в сем, и не отвращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов, определяем совсем извергати из Церкви, как и священные правила повелевают», т. е. Анкир. 24, Лаодик. 36, правила святых отцов Васил. 72, 83; Григ. Нис. 3. Лаодик. 36 определяет извергать из сана клириков, предающихся А.; правила свт. Василия Великого полагают 20-летнюю епитимию для тех, кто предается волхвователям, в т. ч. и астрологам, те же правила определяют и 6-летнюю епитимию. Правило свт. Григория Нисского предполагает подробно испросить совершившего грех, к-рый приравнивается к отступничеству от христ. веры, и в случае покаяния предписывает ту же епитимию, что и для отступников.

Уже в «Дидахе» содержится следующее предостережение: «Дитя мое, не имей дела с предзнаменованиями, так как они ведут к идолопоклонству; ни с чародеем, ни с астрологом, ни с магом, и не испытывай желания видеть их, так как все они порождают идолопоклонство» (3. 4). Тертуллиан, рассуждая о евангельском эпизоде поклонения волхвов (Мф 2. 1-12), говорит, что А., будучи видом магии, должна быть осуждена и оставлена вместе с последней (De idololatria. 9 // PL. 1. Col. 661-696). «Апостольские постановления» указывают, что астрологи могут допускаться к Крещению только при условии отказа от прежних занятий, причем для них, как и для проч. гадателей и магов, предусмотрен годичный испытательный срок, «ибо нельзя скоро отстать от зла» (VIII 32).

Отвержение и осуждение А. содержатся в трудах сщмч. Ипполита Римского, Евсевия Кесарийского, свт. Григория, еп. Нисского, свт. Василия Великого, свт. Иоанна Златоуста, блж. Августина, еп. Гиппонского, прп. Иоанна Дамаскина, свт. Фотия, Патриарха К-польского, Феофилакта, архиеп. Охридского. В контексте полемики с античным учением о судьбе святые отцы указывали на фатализм А., на косвенное оправдание ею зла и богословские следствия этих положений:

1. А. несовместима со свободой воли. Свт. Василий Великий в «Беседах на Шестоднев» говорит, что астрологи приписывают небесным телам причину того, в чем властно произволение каждого из нас, т. е. причину расположения к добродетели или к пороку. Если «злотворные планеты» злы по своей природе, то выходит, что их Создатель - творец зла; а если они делаются злыми по произволению, то они суть живые существа, одаренные свободной волей,- утверждать же такое есть верх безумия (In Hexaem. VI 7). А. отрицает свободу человеческой воли. Следов., не может быть воздаяния за поступки ни в этой жизни, ни в буд., Бог, т. о., окажется несправедливым, подавая одним блага, др. скорби. Даже более того, пишет прп. Иоанн Дамаскин: раз все ведется и влечется необходимостью, то не будет промышления Божия о творениях, «и разум будет нам не нужен, ибо, раз мы не властны ни в одном действии, то нам нет нужды что-либо обдумывать. Между тем разум нам несомненно дан для обдумывания наших действий, почему всякое разумное существо в то же время есть существо свободное» (De fide orth. II 7).

2. А. противоречит действительности. Блж. Августин в опровержение А. приводит «аргумент близнецов». Близнецы имеют один и тот же гороскоп, но судьбы близнецов часто оказываются непохожими и даже противоположными. И уже вовсе нельзя найти никакого сходства между «астральными близнецами», т. е. людьми, появившимися на свет от разных родителей, но в одно и то же время в одном и том же месте (De civ. Dei. V 2).

Свт. Григорий Нисский в трактате «Против учения о судьбе» опровергает утверждения астрологов, что они способны предсказывать судьбу и даже характер буд. смерти, приводя пример массовой гибели во время катастроф людей, родившихся в разное время в разных местах. По мнению астрологов, данное противоречие объясняется тем, что в таких случаях индивидуумы подчиняются гороскопам народов, городов, стран и т. п. Однако в случае, напр., землетрясений катаклизм охватывает не отдельные населенные пункты, но обширные территории, не отграниченные от проч. поверхности Земли, за исключением разве что нек-рых геологических различий. Земля, как замечает свт. Григорий, создана не по частям, появившимся в разное время, к-рым могли бы соответствовать различные гороскопы (см.: Contra Fatum // PG. 45. Col. 145-173).

3. А.- диавольское искушение. Объясняя «сбывшиеся» предсказания, святые отцы говорят, что как сами предсказатели, так и вверяющиеся им поставили себя вне Промысла Божия и оказались во власти диавола, к-рый создает для своих рабов видимость прорицания будущего (см., напр.: Aug. De civ. Dei. V 7).

В первые века по Р. Х. попытку соединения христианства и А. (наряду с др. языческими учениями) предприняли последователи гностицизма, в частности валентиниане. Через них А. пополнилась библейской символикой. Гностики пытались найти оправдание А. в Свящ. Писании: используя, напр., повествования о сотворении светил (Быт 1. 14) и Вифлеемской звезде (Мф 2. 1-12). Церковный ответ, опровергающий возможность астрологического истолкования библейских текстов, был дан Тертуллианом, свт. Василием Великим, свт. Иоанном Златоустом, свт. Фотием, Патриархом К-польским, Феофилактом, архиеп. Охридским. Для человеческой жизни указания светил, сотворенных Богом, могут быть полезны, говорит свт. Василий Великий, «если кто не через меру многого ищет в их знамениях»: в них указания на погоду, на перемену времени года и знаки грядущего разрушения вселенной (In Hexaem. VI 4).

Большинство святых отцов и учителей Церкви сходятся во мнении, что, подобно огненному столбу, ведшему Израиль при выходе из Египта (Исх 13. 21-22; 14. 19-20), под видом Вифлеемской звезды действовала ангельская сила (см., напр.: Ioan. Chrysost. In Matth. VI 1-3; VII 3-4). То, что в данном случае ангельская сила приняла образ звезды, архиеп. Феофилакт объясняет тем, что, «поелику волхвы занимались наукой о звездах, то Господь и привел их этим, для них знакомым знаком, подобно как Петра-рыбаря, изумив множеством рыб, привлек ко Христу» (Толкование на Евангелие от Матфея // он же. Благовестник. М., 2000. С. 46).

А. с т. зр. науки.

Укорененность астрологических идей в массовом сознании предоставляет нек-рым совр. астрологам возможность утверждать, что А.- научная методика прогнозирования или психологического консультирования. Однако не существует никаких научных доказательств истинности А. Наоборот, объективные исследования и здравый смысл показывают, что А. есть внутренне противоречивое учение, к-рое на основе произвольных умозаключений предлагает людям строить свою жизнь; эта система не опирается ни на какие эмпирические данные, апеллируя исключительно к эзотерической традиции. Ученые отвергают А. на основании следующих аргументов.

1. Нет объективных оснований для символических значений, приписанных астрологами планетам, светилам и их взаиморасположению. Напр., планета Марс была названа именем древнерим. бога войны, вероятнее всего из-за своего кроваво-красного цвета. Астрологи же говорят, что Марс наделяет родившегося под его знаком качествами, к-рые отражают представление о характере бога войны. Однако в кит. А. планетой войны считается Венера. Существует неск. не связанных между собой и часто противоречащих друг другу астрологических систем. Даже среди зап. астрологических школ нет единства по принципиальным вопросам техники составления гороскопов: по-разному рассчитываются и истолковываются восхождения, домы и аспекты светил, нет единого мнения, относительно какого времени нужно составлять гороскоп - зачатия или рождения. Хотя в рамках одной астрологической школы существуют более или менее стандартные правила интерпретации гороскопов, разные астрологи истолковывают их в зависимости от субъективного мнения.

2. Природа гипотетических астральных влияний неопределенна. Если говорить об известных совр. физике воздействиях, т. е. гравитационных, электромагнитных и ядерных, то из всех небесных тел Солнечной системы только Солнце и Луна действительно оказывают существенное влияние на живые организмы. Влияние же планет было вычислено и оказалось совершенно незначительным. Если предположить, что существуют пока неизвестные науке или малоизученные взаимодействия между небесными и земными телами (напр., говорят о некаузальных квантовых взаимодействиях) и что А. накопила за много веков существования эмпирические данные об этих влияниях, то наличие таких влияний должно быть подтверждено также эмпирически, т. е. показано, что результаты астрологических расчетов соответствуют действительности и что это не случайные совпадения.

3. Отсутствуют объективные подтверждения истинности астрологических прогнозов. Напр., знаменитым примером предсказания будущего считались «Центурии» Нострадамуса. Но даже сам Нострадамус признавал, что его предсказания достаточно неопределенны; он заявлял, что может указать точные даты событий, но не хочет этого делать. А. Э. ван Дойзен, Дж. Макгерви, Р. Калвер и П. Янна и др. провели статистические исследования: не было обнаружено никакой взаимосвязи между знаками зодиака и индивидуальными психологическими чертами, профессией, карьерой, здоровьем, муз. способностями, спортивными достижениями, психологической совместимостью, успешностью брака и проч. Астрологи предприняли собственные исследования, результаты к-рых были изучены комиссией Американской ассоциации научных об-в - наличие к.-л. астрологических воздействий не подтвердилось.

Для того чтобы выяснить степень достоверности индивидуальной А., ряд ученых, в т. ч. П. Коудерк и М. Гоклен, проводили эксперименты со сфальсифицированными гороскопами. Подавляющее большинство опрошенных заявило, что они точно изображены в гороскопах, причем это мнение разделили их друзья и родственники. Этот феномен может быть объяснен известным психологическим эффектом: человек склонен принимать на свой счет общие, расплывчатые, банальные утверждения, если ему говорят, что они были получены в результате изучения к.-л. непонятных ему факторов. Гороскопы состоят из общих описаний и предписаний и неопределенных предостережений, к-рые в результате случайных совпадений могут быть интерпретированы как предсказания. Совр. А. по большей части представляет собой форму популярной психологии, дающей иллюзорные решения жизненных и духовных проблем.

Известный астролог Д. Редьяр выступил пропагандистом астропсихологии, акцентирующей внимание на развитии заложенных в человеке качеств и потенций. Редьяр использовал идеи К. Г. Юнга, предложившего т. н. принцип синхронистичности, согласно к-рому любые гадательные системы представляют собой символический язык описания развивающихся целостных систем (человека, орг-ции, страны) и необъяснимым образом «работают» синхронно с ними. А.- наиболее удобная гадательная система, т. к. можно узнать положение небесных тел на любой момент времени. Однако никакого обоснования своих идей Юнг не дал. Можно говорить только о том, что он воспринял на веру известный герметический принцип «что наверху, то и внизу».

Лит.: Bouché-Leclercq A. L'Astrologie grecque. P., 1899. Brux., 1963r; Cumont F. Astrology and Religion Among the Greeks and Romans. N. Y.; L., 1912; Gorce D. Astrologie // DHGE. 1930. T. 4. P. 1235-1251; Gundel W. Sternglaube, Sternreligion und Sternorakel: aus der Geschichte der Astrologie. Hamburg, 1933. Hdlb., 1959r; idem. Astrologie // RAC. 1941. Bd. 1. S. 817-831; Bidez J., Cumont F. Les mages hellénisés. P., 1938. Vol. 1; Laistner M. L. W. The Western Church and Astrology during the Early Middle Ages // HarvTR. 1941. Vol. 34. P. 251-275; Nallino C. Astrologia (presso: Musulmani) // Raccolta di Scritti. R., 1944. Vol. 5. P. 1-44; Sachs A. Babylonian Horoscopes // J. of Cuneiform Studies. Camb. (Mass.), 1952. Vol. 6; Riedinger U. Die heilige Schrift im Kampf der griechischen Kirche gegen die Astrologie, von Origenes bis Johannes von Damaskos. Innsbruck, 1956; Neugebauer O., Van Hoesen H. B. Greek horoscopes. Phil., 1959; Pingree D. Gregory Chioniades and Palaeologan Astronomy // DOP. 1964. Vol. 18. P. 135-160; idem. The Astrological School of John Abramius // Ibid. 1971. Vol. 25. P. 189-215; Gundel W., Gundel H. G. Astrologumena: Die astrologische Literatur in der Antike und ihre Geschichte. Wiesbaden, 1966; Gauquelin M. The Cosmic Clocks: From Astrology to a Modern Science. Chicago, 1967; idem. Astrology and Science. L., 1969; Unger M. Demons in the World Today. Wheaton, 1971; Russel E. Astrology and Prediction. N. Y., 19732; North J. D. Astrology and the Fortune of Churches // Proceedigs of the Ecclesiastical History Congress. Oxf., 1974; Van Deusen E. Astrogenetics: How Your Parents' Genes and Your Season of Birth Can Influence Your Life. Garden City (N. Y.), 1976; Dean G. Recent Advances in Natal Astrology: A Critical Review, 1900-1976. Subiaco (W. A.), 1977; McGervey J. A Statistical Test of Sun Sign Astrology // The Zetetic. Buffalo, 1977. Vol. 1. N 2. P. 49-54; Eysenck H., Nias D. Astrology: Science or Superstition? L., 1982; Culver R., Ianna P. The Gemini Syndrome: A Scientific Evaluation of Astrology. Buffalo, 1984; Культура Византии. М., 1989. Т. 2. С. 307-311; 1991. Т. 3. С. 363-370; Ван-дер-Варден Б. Пробуждающаяся наука - II: Рождение астрономии. М., 1991; Боа К., Литтл П. Лабиринты веры и путь к истине. М., 1992. С. 143-151; Морей Р. Астрология и христианство. Новосиб., 1997; Куртц П. Искушение потусторонним. М., 1999. С. 517-523; Stuckrad K. von. Das Ringen um Astrologie: Jüdische und christliche Beiträge zum antiken Zeitverständnis. B., 2000.
Диак. Михаил Плотников

А. в России

Изображения знаков зодиака в "Изборнике Святослава". 1073 г. (ГИМ)Изображения знаков зодиака в "Изборнике Святослава". 1073 г. (ГИМ)

Через визант. культуру славяне знакомились в первую очередь с элементами низовой («народной») рекомендательной А., сводившейся по преимуществу к определению благоприятных и неблагоприятных периодов («добрых» и «злых» дней) для осуществления различных действий в быту, хозяйстве и медицине (диетология, кровопускание), для чего не требовались специальные астрономические наблюдения, а также к простейшим прогностикам, предсказания к-рых основывались на сочетании начала лунного месяца (Лунник), календарного года (Колядник, в нем точкой отсчета служило Рождество Христово) или атмосферных явлений (Громник) с днями недели (в первом и последнем случаях возможны комбинации со знаками зодиака и домами), и др. гадательным книгам, использующим астрологическую терминологию (см. Книги отреченные). Переводы этих текстов на слав. язык осуществлялись начиная с X в. в Болгарии (через посредство к-рой они проникли на Русь), но за редким исключением (приписки XII-XIII вв. с указанием «злых» дней в Ассеманиевом Евангелии, аналогичные указания, а также изображения знаков зодиака в Изборнике 1073 г.) дошли в списках не ранее XV в. и продолжали переписываться до XVIII в. Правосл. Церковь осуждала использование подобных рекомендаций и прогностиков наряду с др. гаданиями, справедливо рассматривая их как языческие суеверия. По крайней мере с XIV в. в состав южнослав. епитимийных номоканонов (с XV в. известных и на Руси) входит «Правило о верующих в гады и зверя, и часовы имущих, и дни - овы добры, овыя злы» (Смирнов С. Материалы для истории древнерусской покаянной дисциплины: Тексты и заметки. М., 1912. С. 143-149). Старшие из «Списков книг истинных и ложных», восходящие в своей основе ко времени св. митр. Киприана († 1406), упоминают в запрещающей части («богоотметные и ненавидимые книги») «Громовник, Колядник, Мартолог... Астрономиа, сиречь Звездосказание» (Кобяк Н. А. Индекс отреченных книг, приписываемый митрополитам Киприану и Зосиме // РФА. 1988. Вып. 4. С. 716).

Новый этап распространения астрологических знаний на Руси приходится на кон. XV - 1-ю пол. XVI в., когда после падения Византии, при расширении контактов с лат. зап. культурой в рус. об-ве возрос интерес к «внешней мудрости», к к-рой принадлежала и А. Этому способствовало появление на великокняжеской службе со времени московских вел. князей Иоанна III и Василия III иностранцев (итальянцев, немцев, англичан), в особенности придворных врачей (к-рых также называли «математиками»), поскольку А. в то время являлась неотъемлемым компонентом медицины. Кроме того, интерес к А. был следствием стремления к определенности (предначертанности) судьбы, отрицавшейся правосл. вероучением.

Комета в виде мечей, наблюдавшаяся в Смоленске. Рисунок из рукописи XVII в. (РНБ)Комета в виде мечей, наблюдавшаяся в Смоленске. Рисунок из рукописи XVII в. (РНБ)

На Руси убеждение в ложности и вреде А. возросло в кон. XV - нач. XVI в. в связи с осуждением ереси жидовствующих, активно занимавшихся А. (по «Шестокрылу» предсказывали затмения и т. п.). Ок. 1524 г. старец Елеазарова мон-ря Филофей написал «Послание на злые дни и часы» (ПЛДР. Кон. XV - нач. XVI в. С. 440-455), в к-ром показал, что вера в «злые» и «добрые» дни противоречит вере в Промысл Божий и в справедливость Бога. Об А. писал прп. Максим Грек в посланиях, направленных против Н. Булева, «математика» при вел. кн. Василии III. Прп. Максим различал 2 астрологических направления: 1) связанное с метеорологией и медициной, 2) направленное на предсказания судеб людей и исторических событий по звездам. Ссылаясь на иером. Матфея Властаря, прп. Максим 1-е направление называл «математикой», 2-е - «астрологией». Разница между ними, по мнению книжника, заключалась в том, что «представители математики суть те, которые мудрствуют, что небесные тела имеют владычество над всею тварью и что от их движения зависят наши дела; астрологи же суть те, которые при содействии бесовском, посредством звезд, указывают и верят им как богам» (Максим Грек. Соч. Серг. П., 1910. Ч. 2. С. 215). А., магия, мантика и др. отреченные знания были строго осуждены на Стоглавом Соборе 1551 г. Собор, в частности, указал на уменьшение роли судебных поединков, в основе к-рых лежала вера людей в Божий суд над преступником, из-за случаев обращения участников поединка к профессиональным гадателям с целью заранее узнать о результате судебного процесса.

Несмотря на проникновение нек-рых представлений об «ученой» А. в высшие слои рус. об-ва (А. увлекался боярин Ф. И. Карпов, интересовался известный гос. деятель М. Г. Мунехин), по крайней мере с сер. XVI и фактически по 2-ю пол. XVII в., она являлась в Московском гос-ве по сути привилегией если не одного человека, то одного семейства - царской фамилии. Кн. А. М. Курбский обвинял царя Иоанна IV Васильевича Грозного в том, что тот призывал к себе «чаровников и волхвов... пытающе их о счастливых днях». При лечении царя Михаила Феодоровича в 1648 г. врачи прибегали к кровопусканиям, предварительно «изыскав добрый день», врачи Алексея Михайловича, благоволившего к астрологам, составили трактаты по врачебной астрологии: Лев Личюфинус - в 1657 г., Самуил Коллинс - в 1664 г. В 1664-1665 гг. Алексей Михайлович обращался за предсказаниями о возможности эпидемии в России, о видах на урожай, об отношениях России с Польшей, Австрией и др. к «математику» Андреасу Энгельгардту. Дав расплывчатые ответы, Энгельгардт посоветовал царю найти более сведущего астролога.

В занятиях А. (как и в др. гаданиях и колдовстве) легко мог быть усмотрен умысел на здоровье и жизнь государя. По этой причине отсутствуют данные даже о боярских гороскопах. За пределами царского дворца А. продолжала сохранять низовой, «народный» характер, при том что тематика псевдоастрологических сочинений существенно расширилась. Иным было положение на правосл. землях Речи Посполитой, где различные прогностики открыто печатались с кон. XVI в. (то, что они публиковались на польск. языке, не могло служить препятствием к их распространению и использованию на Руси).

Положение в Московской Руси неск. изменилось во 2-й пол. XVII в., когда начался процесс формирования придворной культуры, ориентированной на польск. барочную, куда А. входила в качестве одного из составных элементов. Интерес к А. оживился во всех слоях рус. об-ва, начали распространяться многочисленные иностранные календари с предсказаниями. А. потенциально стала рассматриваться в качестве учебной дисциплины наряду с арифметикой, геометрией и др. «свободными художествами». Об этом свидетельствует составленная переводчиком Посольского приказа Николаем Спафарием и подьячим П. Долгово «Книга избранная вкратце о девятих мусах и о седмих свободных художествах» (1672). В 60-х гг. XVII в. по приказу царя С. Лопуцким и М. Мировским была написана картина «Герб Московского государства и иных окрестных государств гербы, а под всяким гербом планиты, под которым каковы», иллюстрирующая сюжеты астрологической геральдики.

Царь Петр I санкционировал издание отечественного предсказательного календаря, составленного В. Киприяновым не только на основе иностранных сочинений, «но и по старым московским пасхалиям, планидникам, громникам, колядникам и травникам» (Бородин А. В. Московская гражданская типография и библиотекари Киприановы // Тр. Ин-та книги, документа, письма. М.; Л., 1936. Т. 5. С. 78-79). Общее редактирование издания осуществлял один из ближайших сподвижников Петра, гр. Я. В. Брюс, поэтому календарь был назван «Брюсов». Сохранилась гороскопическая (натальная) карта Петра (предположительно составлена в 1721-1725). В 1842 г. вместе с гороскопической картой Петра был опубликован ее гороскопический анализ, выполненный астрономом А. И. Лекселем не ранее 1771 г. по просьбе акад. Г. Ф. Миллера, в к-ром астроном отмечал положительные и негативные личные качества Петра I.

В XVIII в. известность астролога приобрел акад. Г. В. Крафт, к-рый в 30-х гг. давал прогнозы о погоде, возможных наводнениях в С.-Петербурге для императрицы Анны Иоанновны. В 1740 г. он подготовил гороскоп императора-младенца Иоанна VI Антоновича (по др. сведениям, его составил математик акад. Л. Эйлер). Среди простых людей в XVIII-XIX вв. в России продолжала бытовать «народная» А., напр., в виде «Брюсова календаря», образованные люди пользовались западноевроп. расчетно-гороскопной астрологической системой.

В связи с общим интересом к оккультизму и спиритизму в кон. XIX - нач. XX в. оживился интерес к А., в частности среди интеллектуальной и художественной элиты. Активно применял методы астрологического исследования Н. А. Морозов (1854-1946), к-рый в кн. «Откровение в грозе и буре» (1907) каждому образу Апокалипсиса и пророческих книг ВЗ дал астрологическое толкование. В. Я. Брюсов перевел книгу Ж. Орсье об Агриппе Неттесгеймском (М., 1913). Поэт Велимир Хлебников (1885-1922) создал «Доски судьбы», высчитывая временные интервалы между различными значительными историческими событиями, на основе чего строил прогнозы, в частности предсказал Октябрьскую революцию 1917 г. (Степанов Н. Творчество Велимира Хлебникова // Хлебников В. Соч.: В 5 т. Л., 1928. Т. 1. С. 42).

После 1917 г. А. в России практически прекратила существование. Оживление интереса к ней началось после 1987 г. В июне 1989 г. в Москве была учреждена Федерация инженеров СССР с научно-техническим центром «Энион», в к-ром открылось отд-ние А. По всей стране появились астрологические академии и школы. Выходят многочисленные издания по астрологии и магии, включая газеты и журналы («Урания», «Домашний астролог», «Российская астрология» и др.). Возникли объединения астрологов, зачастую враждебно настроенные по отношению друг к другу, проводятся конференции и встречи по А. Общественное сознание и страницы периодических изданий подвергаются натиску А. (астрологические рекомендации, таблицы благоприятных и неблагоприятных дней и т. д.); по сообщениям социологов, в России в А. верят более 40% населения (Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России. СПб.; М., 2000. С. 17). Для совр. астрологических представлений характерен синкретизм, использование понятий кармы, реинкарнации и др. элементов инд. и кит. А.

Архиерейские Соборы РПЦ, проходившие в 90-х гг. XX в., неоднократно отмечали распространение А. в рус. об-ве как негативное явление совр. жизни. Архиерейский Собор РПЦ 1994 г. своим определением «О псевдохристианских сектах, неоязычестве и оккультизме» свидетельствует, что люди, разделяющие учения сект и движений, основой к-рых являются оккультизм, А. («Новая эра», «Эра Водолея») и пр., «отлучили себя от Православной Церкви».

Лит.: Пыпин А. Н. Для объяснения статей о ложных книгах // ЛЗАК, 1861. СПб., 1862. Вып. 1; Керенский Ф. П. Древнерусские отреченные верования и календарь Брюса // ЖМНП. 1874. Ч. 172. № 3-5; Кононов Н. Н. Из области астрологии // Древности: Труды слав. комис. имп. МАО. 1907. Т. 4. Вып. 1; Святский Д. О. Астролог Николай Любчанин и альманахи на Руси XVI в. // Изв. Науч. ин-та им. П. Ф. Лесгафта. Л., 1929. Т. 15. Вып. 1-2; он же. Очерки истории астрономии в Древней Руси // Историко-астрономические исслед. М., 1961-1966. Вып. 7-9; Сперанский М. Н. «Злые дни» в приписках Асеманова евангелия // Македонски приглед. София, 1932. Година 8. Кн. 1. С. 45-52; Гурев Г. А. История одного заблуждения: Астрология перед судом науки. Л., 1970; Рабинович И. М. О ятроматематиках // Историко-математические исследования. М., 1974. Вып. 19. С. 223-230; Турилов А. А., Чернецов А. В. Отреченная книга Рафли // ТОДРЛ. 1985. Т. 40. С. 260-344; они же. К изучению «отреченных» книг // Естественнонаучные представления Древней Руси. М., 1988; Богданов А. П. О рассуждении Самуила Коллинса // Там же; Гарэм Э. Магия и астрология в культуре Возрождения // Избр. тр. М., 1986; Богданов А. П., Симонов Р. А. Прогностические письма доктора Андреаса Энгельгардта царю Алексею Михайловичу // Там же; Плужников В. И., Симонов Р. А. Гороскоп Петра I // ТОДРЛ. 1990. Т. 43. С. 82-100; Симонов Р. А., Турилов А. А., Чернецов А. В. Древнерусская книжность: (Естественнонаучные и сокровенные знания в России XVI в., связанные с Иваном Рыковым). М., 1994; Щавелева Н. И. «Астрологическое зерцало» в молитвеннике XI в. // Историко-астрономические исслед. М., 1994. Вып. 24. С. 244-252; Mathiesen R. Magic in Slavia Orthodoxa: The written tradition // Byzantine Magic / Ed. by H. Maguire. Wash., 1995. P. 155-177; Хромов О. Р. Астрология в Древней Руси: (Мат-лы к библиогр.) // Древнерусская книжность: (Творчество и деятельность Стефана Пермского, естественнонаучные и сокровенные знания на Руси). М., 1995; Симонов Р. А. Русская астрологическая книжность (XI - 1-я четв. XVIII в.). М., 1998.
Р. А. Симонов, А. А. Турилов
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АПOРИЯ термин, обозначающий трудноразрешимую проблему
  • БЛАГО философс. категория, богосл. термин
  • БОГОСЛОВ богосл. термин
  • ВЕРА один из главных феноменов человеческой жизни
  • ЕСТЕСТВЕННАЯ ТЕОЛОГИЯ термин, очерчивающий особую область философско-богословских размышлений и исследований, общей характерной чертой к-рых является признание в качестве отправного факта того, что всякий человек естественным образом обладает неким истинным знанием о Боге или по меньшей мере способен обладать таким знанием
  • ИНДИВИД понятие, обозначающее представителя к.-л. групы, к-рый обладает отдельным самостоятельным существованием и характерными особенностями, благодаря наличию к-рых он не может быть отождествлен с др. представителями той же группы
  • ИПОСТАСЬ термин поздней античной философии и христ. богословия
  • ЛОГОС [греч. λόγος - слово, разум, понятие, смысл], многозначное слово греч. языка и фундаментальное понятие древнегреч. философии, воспринятое и переосмысленное раннехрист. писателями и отцами Церкви с целью рационального представления христ. вероучения
  • АБРАСАКС гностический термин, имеющий символическое значение
  • АБСОЛЮТ термин философии и богословия