[араб. ] Фарид ад-Дин Мухаммад бен Ибрахим ан-Нишабури (между 1148 и 1151, сел. Кедкен близ Нишапура - 1220, Нишапур), персид. поэт-мистик. Род. в семье аптекаря и, унаследовав лавку, пошел по стопам отца, занимаясь фармакологией и медициной. Сведений о его образовании нет, но, судя по сочинениям А., он хорошо знал шафиитское право. С идеями мистицизма он познакомился в юности, в доме отца, где встречался с целым рядом выдающихся суфиев того времени (напр., Маджд ад-Дином Багдади, врачом по профессии). Нек-рые источники именуют А. увайси, т. е. мистиком, к-рый не имел руководителя, а был наставлен духом пророка или духом «святого». А. погиб в Нишапуре во время первого нашествия монголов на Иран.
Большинство поэм А. написаны в жанре обрамленной повести. Мн. рассказы и анекдоты из жизни старцев, вошедшие в его агиографические очерки «Тазкират ал-авлийа» (Заметки о святых мужах), встречаются и в его поэмах, нек-рые сюжеты распространились по всему мусульм. миру, напр. рассказ о шайхе Санъане из поэмы «Мантик ат-тайр» (Беседы птиц), к-рый из-за любви к христ. девушке «обменял четки на пояс неверного», стал символом истинной любви. Такие поэмы А., как «Мантик ат-тайр», «Илахи-наме» («Божественная книга») и «Мусибат-наме» («Книга о горе»), стали образцами суфийской лит-ры.
В своих произведениях А., используя многочисленные аллегории, разрабатывал тему возвращения души мистика через определенные стадии жизненного пути к источнику своего происхождения - Богу. Цель сотворения человека, с т. зр. А., заключена в познании Творца, о чем сказано в известном хадисе кудси: «Был я сокрытым кладом, хотел быть познанным, сотворил людей, чтобы мог стать познаваемым». Это вечное движение к Абсолюту характерно, по мнению А., не только для человеческой души, но и для всего, что сотворено: любая вещь может достичь совершенства, познавая Бога, растворяясь в нем и обретая в нем новое бытие для жизни в состоянии совершенства. В целом взгляды А. созвучны суфизму его времени и склоняются к идеалам «течения трезвости» (сахф): он отвергает концепцию хулул (претензия на тождество с Аллахом) как еретическое учение и иттихад во втором его значении (слияние, растворение в боге с потерей атрибутов и субстанциональных качеств), возвеличивает добровольную бедность и резко критикует с этих позиций власть предержащую. Вместе с тем его лирика отражает всеобъемлющее экстатическое опьянение безграничной любовью к богу. А. разработал также собственную систему мистического пути познания Истины (судлук), к-рый разделил на 3 этапа (шариaт, тарикат, хакикат), причем он отказался от обычных для суфинских систем понятий макам (стоянка) и хал (состояние) на стадии тариката, заменив их термином вади (долина). Таких «долин» в его системе 7: талаб (искание), ишк (любовь), марифат (познание), истигна (отсутствие надобности в др. ощущениях, кроме чувства любви и созерцания божества), тоухид (единство божие), хайрат (изумление), факр ва фана (бедность и растворение в боге).
Традиционно А. считали автором 66 сочинений, из к-рых, как показали новейшие исследования (опирающиеся на ремарки самого А., сделанные им в предисловиях к «Мухтар-наме» и «Хусрау-наме»), им были написаны 12 (или 11 - вопрос об авторстве «Панд-наме» остается открытым).