(† 304), прмч. Месопотамский (Сирия) (пам. 7 дек., пам. греч. 19 дек.); пострадал при имп. Диоклетиане. С юных лет вел жизнь отшельника. Был по доносу схвачен и приведен к правителю Елевсию. За исповедание Христа А. осудили на жестокие мучения: его жгли огнем и каленым железом, протыкали ноздри спицами, положили на медную раскаленную плиту, к-рая чудесным образом стала холодной. Тогда святого посадили в раскаленного медного быка, но после всех пыток А. оставался невредим благодаря заступничеству ангелов. Будучи свидетелями его мучений и происходящих в это время чудесных явлений, 80 язычников обратились ко Христу. Палач, к-рый должен был отрубить А. голову, неожиданно упал замертво, а его рука с мечом отделилась от тела. После этого никто из мучителей не осмелился приблизиться к святому и он с молитвой предал дух Господу.
В визант. календарях А. упоминается под 7 (иногда 8) и 19 (иногда 18) дек. Память преподобномученика отмечена 7 дек. в Патмосском и из мон-ря Св. Креста списках Типикона Великой ц. IX-X вв. (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 29; Mateos. Typicon. Т. 1. P. 124), а также в Синаксаре К-польской ц. X в. (SynCP. Col. 285); 8 дек. в Минологии Василия II (PG. 117. Col. 195-196); 18 дек. в поздних списках Типикона Великой ц. (Парижском 1063 г. и Оксфордском 1329 г.- Mateos. Typicon. Т. 1. P. 137); 19 дек. в Петровом Синаксаре (Сергий (Спасский). Месяцеслов. Т. 2. С. 389) и в ряде синаксарей и миней (Paris. gr. 1571, 1253 г.; Bodl. Auctar. T. III. 16, 1307 г.).
Однако в древнейших месяцесловах память А. указывается 18 (Евангелие. РНБ. F.п.I.118, XIII в.) или 19 дек. (Евангелие. РГАДА. Тип. 6, XII в.). В 1-й пол. XII в. на Руси был осуществлен перевод краткого жития А., включенный в нестишной Пролог под 7 дек. (древнейший список - РНБ. Соф. 1324, кон. XII - нач. XIII в.- Абрамович. Софийская б-ка. Вып. 2. С. 177). В 1-й пол. XIV в. житие было вновь переведено юж. славянами в составе Стишного Пролога. Оба кратких жития помещены в ВМЧ (Иосиф, архим. Оглавление ВМЧ. Стб. 230-231 (1-я паг.)).
Гимнография. Согласно Евергетидскому Типикону 1-й пол. XII в., 19 дек. совершалась служба с Аллилуия А. и мч. Вонифатия (Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 344); по описанию в Типиконе известно последование А., состоящее из цикла стихир на Господи, воззвах и канона 1-го плагального, т. е. 5-го, гласа с седальном. Указанное последование не вошло в печатные богослужебные книги. В печатных Минеях, используемых ныне в греч. Церквах, под 7 дек., по 6-й песни канона утрени, помещен стишной синаксарь А. (Μηναῖον. Δεκέμβριος. Σ. 97).