[Греч. Νίκων], прмч., и 199 мучеников (пам. 23 марта; пам. греч. 23 марта; пам. зап. 24 марта), пострадавших ок. III-IV вв. в Тавромении (ныне Таормина) на о-ве Сицилии. Авторство греч. Мученичества приписывается некоему Херомену, слуге Н., и носит легендарный характер. Это единственный источник сведений о Н., все остальные восходят к этому Мученичеству. Оно известно по 2 итало-греч. минологиям: Vat. gr. 866 (X-XII вв.) и Ambros. F 144 sup. (XI в.). Последний имеет в заглавии указание на имп. Деция (249-251), во время правления к-рого якобы происходили события, связанные с Н. К вопросам о датировке Мученичества и об оценке степени его достоверности обращались разные исследователи. Все они, начиная с Ланча ди Броло, считали сказание о Н. либо полностью вымышленным, либо сильно приукрашенным. Акконча Лонго считает, что текст был написан в Сиракузах в 1-й пол. IX в. во 2-й период иконоборчества; Мотта отмечает, что текст был создан ок. 813 г. Т. о., итал. исследователи относят составление Мученичества к VIII-IX вв., периоду визант. церковно-политических конфликтов. Амер. исследователь М. Мак-Кормик полагает, что Н.- вымышленный персонаж (McCormick. 1998. P. 45).
Согласно Мученичеству, Н. происходил из окрестностей Неаполя, его мать была христианкой, отец - язычником. В молодости Н. стал воином. Однажды, оказавшись во время битвы в смертельной опасности, он взмолился Богу своей матери, чтобы Он спас его. Поразив множество врагов, Н. вышел невредимым из боя. Оставив воинскую службу, Н. пришел к матери и рассказал о намерении стать христианином. Она одобрила его решение, но, т. к. в то время были гонения на христиан, посоветовала для безопасности уехать в К-поль.
По пути Н. высадился на о-ве Хиос и удалился на некую гору, где 7 дней пребывал в молитве и посте. После этого он вышел на морской берег и оттуда на корабле прибыл на гору Ганос (Γάν(ν)ος) во Фракии (к северу от совр. Газикёя, Турция). Здесь он нашел общину монахов, руководимую еп. Кизика (ныне Балкыз или Белкис, Турция) Феодором. Последний наставил в вере и крестил Н., рукоположил его сразу во пресвитера, а позже и во епископа, намереваясь передать ему управление монашеской общиной. Однако перед смертью Феодор получил Божественное откровение о том, что Ганос разорят язычники, и посоветовал Н. вместе с монахами поискать др. место для уединения. Они переселились в Италию и обосновались недалеко от Неаполя. Здесь Н. отыскала мать, которая вскоре после встречи с сыном мирно скончалась, с радостью узнав, что он все-таки стал христианином. Н. крестил 9 жителей города, бывших его однополчанами, которые оставили службу, свои семьи и пришли в обитель святого. Однако пребывание подвижников в Неаполе оказалось недолгим. Опасаясь преследования со стороны местных язычников, Н. с учениками перебрался на о-в Сицилию, где нашел на горе древние каменные термы, посвященные языческой богине чистоты Гигии (близ совр. Франкавиллы-ди-Сичилия). В этой местности монахи основали общину и занялись земледелием.
Через нек-рое время на них донесли правителю Квинциану (Квинтиану, Кинтиану). Он велел арестовать святых и подвергнуть пыткам. Сначала мучеников бичевали воловьими жилами, но они остались тверды в вере. После этого их обезглавили, а тела сожгли в термах. Н. растягивали на дыбе, жгли, выбили ему зубы камнями, вырвали язык, а потом мученика обезглавили. Позже останки святых обрел еп. Мессины Феодосий и с честью похоронил их у р. Ассинос. В катакомбной настенной надписи 882 г. (Turano. 2013. P. 155-156) в Сиракузах упоминается холм Никона около Тавромения с находящейся на нем ц. св. Авксентия (Lanzoni. Diocesi. P. 624). Упоминание Квинциана нельзя считать основанием для датировки жизни Н., т. к. оно скопировано из греч. версии Мученичества св. Агафии, мц. Палермской (BHG, 36 sqq.; лат. oригинал V в.).
Мученичество насыщено анахронизмами: упоминание К-поля в III в., монашества, к-рое возникло позже, и мон-рей на горе Ганос, где расцвет монашеской жизни относится к IX-XI вв.
Точные даты жизни еп. Мессины Феодосия (известен Феодосий, еп. Сиракузский, VII-IX вв., см.: Caietanus. 1657. P. 3) неизвестны. В обоих Минологиях Феодосий назван епископом Эмесы (ό τῆς ´Εμεσηνῶν ´Εκκλησίας); исследователи считают это упоминание ошибочным. Автор уточняет, что епископ жил после кончины мучеников. Краткий пересказ Мученичества содержится в Синаксаре К-польской ц. (архетип кон. X в.), т. е. к этому времени оно уже существовало. Кроме того, в IX в. был написан канон в честь Н. и дружины, авторство к-рого приписывается Иосифу Песнописцу (PG. 105. Col. 1081-1084). Местом почитания Н. вплоть до завоевания дер. Ганос в XIV в. турками была ц. Иоанна Предтечи на горе Ганос, куда в IX в. его мощи могли перенести с Сицилии.
В период иконоборчества VIII-IX вв. в Византии Сицилия являлась местом, где скрывались гонимые из К-поля монахи-иконопочитатели, хотя Сицилия входила в состав Византии и иконопочитание там официально было запрещено. Иконопочитатели вернулись в К-поль и окрестности, когда гонения прекратились.
Память Н., часто встречающаяся в визант. Синаксарях, осталась неизвестна составителям зап. календарей и «исторических» Мартирологов IX в. Кард. Ц. Бароний внес память Н. и дружины в Римский Мартиролог под 23 марта, основываясь на данных Минология кард. Г. Сирлето. Он указал, что количество спутников Н. составляло 99 чел., а не 199, как в Мученичестве; такую цифру повторяют синаксарные сказания в противоположность максимальному числу в Мученичестве. Подражая Минологию Сирлето, кард. Ц. Бароний упомянул, что Н. пострадал в Кесарии Палестинской (см. Кесария Приморская), что было следствием смешения в Минологии Сирлето Н. и дружины с Палестинскими мучениками во главе с Тимолаем, чья память указана в Синаксаре К-польской ц. под 24 марта. В совр. редакции Римского Мартиролога поминовение Н. отсутствует. Местное поминовение (в границах церковного округа г. Таормина) совершается 23 марта. Под этим днем память Н. указана и в «итало-византийском календаре», к-рый используется в итало-албан. епархии Пьяна-дельи-Альбанези на Сицилии. В ц. св. Панкратия (Сан-Панкрацио, XVIII в.) в Таормине есть алтарь, посвященный Н.
Память Н. не отмечена ни в Типиконе Великой церкви, отражающем кафедральное богослужение К-поля IX-XI вв., ни в монастырском Студийско-Алексиевском Типиконе 1034 г., представляющем древнейшую сохранившуюся редакцию студийского Синаксаря, однако в Евергетидском Типиконе 2-й пол. XI в., представляющем малоазийскую редакцию Студийского устава, под 23 марта содержатся указания о составе богослужебного последования Н.: канон авторства Иосифа Песнописца 4-го гласа, стихиры и седален; служба Н. совершается не 23 марта и должна быть пропета заранее (προψάλλεται - см.: Дмитриевский. Описание. Т. 1. С. 428; в Евергетидском Типиконе службы святым, памяти к-рых не отмечены особо торжественным богослужением, выпадающие на период Великого поста, совершаются заранее вместе со службами рядовых святых начиная с 15 февр.).
Согласно Мессинскому Типикону 1131 г., представляющему южноиталийскую редакцию Студийского устава, в день памяти Н., 23 марта, отправляется постовое богослужение с «Аллилуия» (Arranz. Typicon. P. 120-121).
Такие же указания содержатся в древнейших рукописных редакциях Иерусалимского устава: напр., в Sinait. gr. 1094, XII-XIII вв. (см.: Lossky. Typicon. P. 197), и в Типиконе Сербского архиеп. Никодима 1319 г. (см.: Миркович. Типикон. С. 95а), а также в первопечатном греч. Типиконе 1545 г.
В первопечатном московском Типиконе 1610 г. (и в 2 его последующих редакциях - 1633 и 1641 гг.) служба Н. под 23 марта включала помимо минимального набора песнопений (канона, цикла стихир и седальна) еще и кондак 4-го гласа к-рый по каким-то причинам был исключен из пореформенного издания 1682 г. (именно оно лежит в основе совр. Типикона РПЦ).
Служба Н., содержащаяся в совр. греч. и рус. богослужебных книгах, включает: отпустительный тропарь 4-го гласа ῾Ο Θεὸς τῶν πατέρων ἡμῶν̇ ( - см.: Μηναῖον. Μάρτιος. Σ. 167); канон авторства Иосифа Песнописца с акростихом Νίκης σε μέλπω τὸν φερώνυμον, μάκαρ, ᾿Ιωσήφ (Победы тя пою тезоименитаго, блаженне. Иосифов) 4-го гласа, ирмос: Θαλάσσης τὸ ἐρυθραῖον πέλαγος̇ ( ), нач.: Νικήσας ἀσκητικοῖς παλαίσμασι τὸν κακομήχανον (Победив постническими борении злокозненнаго); цикл стихир-подобнов; седален.
Также известны песнопения в честь Н., не вошедшие в совр. богослужебные книги: кондак Н. 4-го гласа (Амфилохий. Кондакарий. С. 100 (доп. паг.); Типикон. М., 1610. Л. 624) и дополнительная стихира (см.: Σωφρόνιος (Εὐστρατιάδης), μητρ. Ταμεῖον ᾿Εκκλησιαστικῆς ποιήσεως // ΕΘ. 1949. Τ. 48. Σ. 71).