Елпидифор Васильевич (1.11.1836, с. Логиново Череповецкого у. Новгородской губ.- 2.04. 1917, Москва), исследователь древнерус. и старообрядческой лит-ры, фольклора Русского Севера, археограф, собиратель. Род. в семье правосл. священника. После окончания Устюженского ДУ учился в Новгородской ДС, затем в СПбДА, к-рую окончил в 1861 г. со степенью канд. богословия. Был назначен преподавателем логики и психологии в Олонецкую ДС в Петрозаводске. Записывал народные песни, плачи, былины, предания, пословицы, поверья и заговоры Олонецкого края. Систематически начал заниматься собиранием произведений фольклора после знакомства с этнографом, собирателем устного народного творчества севера России П. Н. Рыбниковым; часть своих записей Б. опубликовал в кн. «Песни, собранные П. Н. Рыбниковым» (М., 1867. Т. 4). В 1867 г. Б. записал крестьянские похоронные, рекрутские и свадебные плачи и причитания в исполнении народной сказительницы И. А. Федосовой (Причитания Северного края. М., 1872-1886. 3 т.; СПб., 1997п. 2 т.). Книга была отмечена золотой медалью Русского географического об-ва и удостоена Уваровской премии; опубликованные в ней тексты привлекли к себе внимание мн. рус. писателей, использовавших их в своем творчестве (Н. А. Некрасов, П. И. Мельников-Печерский, М. М. Пришвин, М. Горький и др.). Встречи со старообрядцами-беспоповцами, жившими в Олонецком крае, пробудили интерес ученого к истории и книжности рус. старообрядчества. В 60-х гг. XIX в. в «Олонецких ГВ», «Памятной книжке Олонецкой губернии», в нек-рых столичных изданиях публиковались многочисленные труды Б. по истории и этнографии Олонецкого края, фольклору, истории старообрядчества. В эти же годы Б. начал заниматься коллекционированием рукописных и др. материалов, связанных с историей Русского Севера.
В 1870 г. по приглашению хранителя отд-ния рукописей и старопечатных книг Московского публичного и Румянцевского музеев А. Е. Викторова Б. переехал в Москву для работы помощником хранителя отд-ния. В 1873 г. Б. стал библиотекарем в рус. и слав. отд-нии музеев, одновременно с 1873 г. заведовал Чертковской городской б-кой в Москве. С 1883 г. являлся хранителем, затем библиотекарем Дашковского этнографического музея. В 1885 г. получил чин статского советника, в 1890 г. вышел в отставку.
Б. состоял членом мн. рус. научных об-в: ОИДР, Об-ва любителей рус. словесности, Московского археологического об-ва, Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии, ОЛДП, а также почетным членом СПбДА и Череповецкого историко-археологического музея. В 1881-1907 гг. являлся членом правления ОИДР и редактором «Чтений ОИДР», в 1907 г. был избран почетным членом ОИДР.
Б. принадлежит ок. 120 научных работ, посвященных преимущественно истории древнерус. лит-ры, народного творчества и рус. старообрядчества. Взгляды ученого на отечественную историю и культуру сложились под воздействием идей позднего славянофильства. Обширная монография Б. «Слово о полку Игореве как художественный памятник Киевской дружинной Руси» (М., 1887-1889. 3 т.) посвящена гл. обр. опровержению сомнений в древности «Слова» и выяснению его связи с народным творчеством. В числе др. крупных работ Б. следует назвать: «Петр Великий в народных преданиях Северного края» (М., 1872), «Древнерусские памятники священного венчания царей на царство в связи с греческими их оригиналами, с историческим очерком чинов царского венчания в связи с развитием идеи царя на Руси» (М., 1883), «Акир Премудрый во вновь открытом сербском списке XVI в.» (М., 1887), «Из истории колонизации и культуры Ростовского края» (М., 1902). Большое значение сохраняют исследования Б. по истории рус. старообрядчества. Важнейшим направлением научной деятельности Б. была археография. Б. открыл и опубликовал большое число историко-лит. памятников и актов, составил описания книг Выголексинской б-ки, старообрядческих рукописей Н. И. Попова, рукописей ярославского архиерейского дома, описание актов из архива историка Н. А. Маркевича и др. Б. являлся одним из организаторов Всероссийской антропологической выставки (Москва, 1879), для к-рой составил программу по собиранию этнографических данных (1878), подготовил описание этнографического отдела выставки (Известия Об-ва любителей естествознания, антропологии и этнографии. 1879. Т. 35. Ч. 2. Вып. 6).
начало к-рой было положено в Петрозаводске, являлась одним из наиболее крупных частных собраний в России. Она включала в себя богатейшее собрание рукописей, собрание старопечатных книг, археологическую коллекцию, научную б-ку. Основную часть рукописей Б. приобрел у старообрядцев Олонецкого края и у известных московских книготорговцев С. Т. Большакова, М. П. Вострякова, И. Л. Силина, П. В. Шибанова, а также на Сухаревском рынке в Москве. Мн. рукописи Б. получил в подарок или в результате обмена. К Б. попали неск. книг из Выголексинской б-ки, к-рая в 1862-1863 гг. была перевезена в Петрозаводск (хранилась при архиерейском доме) и где ее описывал Б. Кроме того, ученому удалось приобрести значительное количество рукописей, происходивших из архива Выговской пуст., у местных крестьян.
В собрание Б. входят списки книг Свящ. Писания, творений отцов Церкви, богослужебных книг, в т. ч. на крюковых нотах, историко-литературных, учебных, медицинских и др. сочинений, а также документы из архивов ряда рус. мон-рей. К числу уникальных рукописей собрания относятся Библия XV в. догеннадиевской редакции (см. Геннадиевская Библия) из новгородского Юрьева мон-ря, Евангелие с толкованием Феофилакта Болгарского в списке 1348 г., имеющее вкладную запись Болгарского Патриарха Феофана Тырновского, Законник серб. царя Стефана Душана в списке XV в., Хронограф рус. годуновского времени, восходящий к особому древнему оригиналу, «Книга, глаголемая Назиратель» в списке XVI в., «Богатырское слово», посвященное киевским былинным богатырям, в списке XVII в., и др.
Наиболее многочисленными в собрании Б. являются старообрядческие рукописи, среди к-рых выделяется Пустозерский сб. с автографами протопопа Аввакума, попа Лазаря, диак. Феодора Иванова и инока Епифания. В собрании содержится большое число сочинений старообрядцев-поморцев, рукописи представителей др. согласий, связанные в частности, с деятельностью Рогожского и Преображенского кладбищ в Москве. Помимо полемических сочинений коллекция Б. включает в себя старообрядческие исторические произведения (летописцы, «История об отцах и страдальцах Соловецких» Семена Денисова, «История Выговской пустыни» Ивана Филиппова и др.), житийную лит-ру (жития протопопа Аввакума, боярыни Ф. П. Морозовой, еп. Коломенского Павла, Андрея и Семена Денисовых, Корнилия Выговского, «Виноград российский» Семена Денисова и др.), надгробные и похвальные слова, поучения, послания, духовные стихи, апокрифы и др. Заметное место в собрании занимают документальные материалы по истории старообрядчества (преимущественно в копиях).
Б. также владел небольшим собранием старопечатных книг и богатейшей археологической коллекцией, в состав к-рой входили свыше 1100 греч., рим., западноевроп. и рус. монет, древнерус. оружие, церковная утварь, священнические облачения, деревянные скульптуры рус. святых, медные литые иконы, портреты рус. государей и старообрядцев-поморцев и мн. др. предметы отечественной старины. Обширная научная б-ка Б. включала в себя книги по археологии, истории, фольклористике, этнографии, истории рус. словесности и др.
Собрание Б. использовалось при жизни ученого не только им самим, но и др. исследователями, отдельные рукописи Б. отправлял «для пользования ученых в Троице-Сергиеву лавру, в Казань, Киев и даже за границу». В 1865 г. Б. передал рукописи из Выголексинской пуст. в б-ку КДА, в 1889 г. преподнес 6 листов пергаменного Евангелия-апракос 1-й пол. XIV в. цесаревичу Николаю Александровичу (буд. имп. Николай II). В 1914 г. бо́льшую часть своей коллекции рукописей и старопечатных книг Б. продал Историческому музею в Москве, в 1919 г. от А. Е. Тереховой, дочери ученого, в музей поступил еще ряд рукописей и старопечатных книг. Часть рукописей в ГИМ была выделена из собрания Б. и передана в Отдел письменных источников, где составила самостоятельный фонд (ф. 450). В наст. время в этом фонде находится обширный личный и научный архив Б. и его коллекция документов XV-XIX вв. по истории и культуре России, по истории Русского Севера (в т. ч. сев. мон-рей), жалованные грамоты (в частности, грамота вел. кн. Василия II Васильевича Тёмного архим. Чудова мон-ря Димитрию с братиею на рыбные ловли на р. Вел. Шерне, 1460-1462, и жалованная тарханная грамота Иоанна IV Васильевича Грозного игум. Кириллова Белозерского мон-ря Козме с братиею на вотчины в Белозерском у., 1577), материалы по масонству. В наст. время в Отделе рукописей и старопечатных книг ГИМ хранится 2086 номеров рукописей, принадлежавших Б. Помимо отдельных уникальных памятников эта часть коллекции ценна прекрасным подбором житий рус. святых, особенно Северного края. Старопечатные книги из коллекции Б. попали в собрание «Меньших» (Отдел рукописей и старопечатных книг ГИМ). Оставшаяся часть рукописей из коллекции Б. (гл. обр. старообрядческие) в 1931 г. поступила в ОР ГБЛ (ныне РГБ), где они были описаны в качестве самостоятельного собрания (ф. 17; включает в себя 1181 номер (1724 ед. хр.), XI-XX вв.).
Бо́льшую часть своей археологической коллекции Б. в 1878 г. подарил Череповецкой городской думе для создания в городе историко-археологического музея. В 1879 г. Б. подготовил «Проект устава музея в г. Череповце», к-рый был рассмотрен Московским археологическим об-вом. Поскольку у создаваемого музея не было своего помещения, в течение 5 лет коллекция хранилась то в городской думе, то в учительской семинарии Череповца и мн. вещи были утрачены. Новые потери коллекция Б. понесла при размещении ее в здании музея, затем сильный ущерб собранию причинил пожар, случившийся в музее в 1892 г. Старинные головные украшения и принадлежности рус. национального костюма из своей коллекции Б. передал в 1878 г. в Музей древностей Московского археологического об-ва.
Архив Б. хранится в ОПИ ГИМ, отдельные материалы - в ОР РГБ, РГАЛИ и в С.-Петербургском отд-нии Архива РАН.