Том III , С. 660
опубликовано: 26 февраля 2009г.
Р. А. Атаян. Фотография. 1968 г. (ГЦММК)
[арм. Աթայյաճ] Роберт Аршакович (7.11.1915, Тегеран - 5.03.1994, Лос-Анджелес, США), арм. музыковед, фольклорист, композитор, педагог, заслуженный деятель искусств Армении (1961). С 1923 г. жил в Ереване. Учился композиции в Ереванской консерватории им. Комитаса у В. Г. Тальяна. С 1944 г. вел курсы общей и специальной гармонии в Ереванской консерватории (с 1962 профессор и с перерывами по 1991 зав. кафедрой теории музыки). С 1951 г. участвовал в фольклорных экспедициях по Армении. В 1955 г. защитил в Ереване дис. на тему «Армянская хазовая нотопись» (см. Хазы), к-рая была издана в 1959 г. там же. С 1956 г. сотрудник Ин-та искусств АН Армении. Участник международных и всесоюзных симпозиумов в Армении, России, Ср. Азии, Закавказье, Польше, Германии, Англии, Франции, США. Составитель и научный редактор полного академического издания произведений и трудов архим. Комитаса (Согомоняна) (Ереван, 1960-1998. 8 т.). Среди учеников А.- Д. Дероян, Л. Еринджакян, С. Саркисян. Похоронен в Ереване.
Разносторонние интересы А. концентрировались в области арм. крестьянского и городского фольклора (систематизация типологических, жанровых, модальных и диалектных признаков), средневек. монодии и музыки архим. Комитаса (исследование структурных закономерностей и стилевой эволюции творчества). Исходя из понимания единства вопросов теории, истории и этнологии арм. культуры, А. изучал наследие М. Г. Екмаляна и А. Т. Тиграняна. Под рук. А. в Ереване и Москве было издано неск. коллективных музыковедческих работ. Как композитор А. предпочитал вокальный жанр - сольные и хоровые песни, основанные на национальном тематизме и ритме, а также аранжировки средневек. монодий.
Соч.:
монографии: Пособие по изучению новой армянской нотописи. Ереван, 1950 (на арм. яз.);
Атаян Р.
, Тер-Мартиросян Т. Учебник элементарной теории музыки. Ереван, 1949, 19804 (на арм. яз.);
Атаян Р.
, Мурадян М.
, Татевосян А. Армянские композиторы. Ереван, 1956; Армянская хазовая нотопись. Ереван, 1959 (на арм. яз.); Гусан Аваси. М., 1962. Ереван, 1963; Армянская народная песня. М., 1965; Армен тигранян. М., 1966. Ереван, 1981; Komitas. N. Y., 1969;
статьи: Музыкальное наследие Комитаса // Комитасакан. Ереван, 1969. Т. 1. С. 7-83 (на арм. яз.); Armenische Chasen // Beitr. z. Musikwiss. 1968. Bd. 10. s. 65-82; Die Armenische professionelle Liederkunst des Mittelalters // REArm. 1970. T. 7. P. 241-266; Армянская средневековая нотопись // Музыка народов Азии и Африки. М., 1973. Вып. 2. С. 168-186; Elemente der Mehrstimmigkeit in der Armenischen Volkmusik // Beitr. z. Musikgeschichte osteuropas. Wiesbaden, 1977. Bd. 1. s. 248-267; Элементы многоголосия в армянской народной музыке // Комитасакан. Ереван, 1981. Т. 2. С. 143-157; Эскизы неоконченной оперы «Ануш» Комитаса // Там же. С. 42-82 (на арм. яз.); Макар Екмалян. Жизнь // ИФЖ. 1981. № 1. С. 75-83 (на арм. яз.); Макар Екмалян. Творчество // Там же. 1981. № 2. С. 89-105 (на арм. яз.); О тагах и аналогиях между музыкой и другими искусствами в средневековой Армении // Musica antiqua. VI. Bydgoszcz, 1982. P. 739-749; Эпические песни Армении // Musica antiqua. VII. Bydgoszcz, 1985. P. 601-610. См. также статьи А. в изд.: Музыкальная энциклопедия. М., 1973-1982. 6 т.; MGG; Essays on Armenian Music / Ed. by V. Nersessian. L., 1978; Советская Армения: Спец. том. Ереван, 1987 (на арм. яз.); NGDMM.
С. Саркисян