Николай Иванович (1807, имение Бахметевка Аткарского у. Саратовской губ.- 31.08.1891, С.-Петербург), рус. композитор и скрипач. Воспитывался в Пажеском корпусе. Брал уроки игры на скрипке у Ф. Бема. До 1842 г. находился на военной службе, вышел в отставку в чине полковника, впосл. получил чин генерал-майора. В 1842-1861 гг. жил в своем родовом имении в Саратовской губ., дважды (по др. источникам - четырежды) избирался предводителем губ. дворянства. Из крепостных музыкантов Б. составил хор и оркестр, в репертуар к-рых входили выдающиеся произведения западноевроп. классики (напр., оратория Й. Гайдна «Сотворение мира», Девятая симфония Л. Бетховена и др.). Б.- типичный представитель «помещичьей культуры» нач. XIX в., для достижения высокого качества исполнения применял и физическое наказание крепостных музыкантов. В 1848-1851 гг. устраивал в Саратове силами крепостных артистов концерты, оказавшие влияние на развитие муз. жизни города, выступал в них как солист-скрипач. В 1861-1883 гг. директор Придворной певческой капеллы в С.-Петербурге. В 1869 г. под редакцией Б. был издан «Обиход нотного церковного пения», послуживший основой для всех проч. певч. сборников, выпущенных Капеллой при Б. Церковные напевы подверглись в нем значительным сокращениям и изменениям, получили несвойственную им гармоническую обработку с использованием диссонансов и хроматизмов. Архиеп. Новгородский Арсений (Стадницкий) назвал «Обиход» Б. «непоправимым злом» для напевов Православной Церкви (2-й съезд учителей пения духовно-учебных заведений в г. Новгороде // Гусельки Яровчаты. 1913. № 78. С. 6).
Усложненный гармонический стиль отличает и собственные сочинения Б., для к-рых характерно также обилие имитаций, затрудняющих восприятие текста. В цикле «29 причастных стихов» Б. поставил себе цель «дать каждому стиху свое музыкальное значение». В предисловии к изданию он писал о том, что стремится исправить недостаток единообразного пения причастных стихов на один напев. Но муз. решение, основанное на светских жанрах (марш, ариозо и т. п.), противоречило содержанию церковных текстов, о чем весьма резко высказался в ж. «Домашняя беседа» анонимный критик (возможно, В. Ф. Одоевский).
Б. последним из директоров Капеллы пользовался неограниченным правом цензуры всех духовно-муз. сочинений, что сковывало развитие композиторского творчества в области церковного пения. В 1879 г. он был инициатором конфискации тиража только что изданной П. И. Юргенсоном «Литургии» П. И. Чайковского как лишенной «всякого церковного элемента». После судебного дела, выигранного издателем, Б. был вынужден подать в отставку и выплатить денежную компенсацию, а Капелла сохранила право лишь на цензуру песнопений, предназначенных для исполнения при богослужении. Похоронен в своем имении. Здесь же в 1908 г. по почину Саратовского епархиального училищного совета была открыта двуклассная церковнопевч. школа с дополнительным певч. классом по подготовке регентов церковных хоров и музеем Б.