Максим Созонтович (16.10.1745 (?), Глухов, Малороссия - 22.03.1777, С.-Петербург), рус. композитор. Творчество (особенно духовная музыка) Б., ставшего первым композитором среди мастеров екатерининской эпохи - В. А. Пашкевича, И. Е. Хандошкина, Д. С. Бортнянского, Е. И. Фомина,- сыграло важную роль для утверждения стиля классицизма на рус. почве.
Б. род. в дворянской семье. В. И. Аскоченский писал о домашнем образовании Б., сменившемся обучением в Киевской академии (С. 276-277). Большое влияние на развитие личности буд. композитора оказала существовавшая с 1738 г. в Глухове певч. школа, славившаяся своими традициями, имевшая великолепный хор и поставлявшая малолетних певчих в петербургскую Придворную певческую капеллу.
В 1758 г. Б. переехал в С.-Петербург (возможно, благодаря протекции фаворита имп. Елизаветы Петровны гр. К. Г. Разумовского) и попал в штат музыкантов наследника престола - буд. имп. Петра III Феодоровича. Благодаря прекрасному голосу Б. поручили исполнение ответственных партий в операх Ф. Арайи и В. Манфредини. Педагогами Б. считаются Ф. Цоппис (композиция) и Нунциани (вокал). После восшествия Петра Феодоровича на имп. престол (1761) Б., числясь в итал. труппе, принимает участие в выступлениях Придворной певч. капеллы (духовные концерты во время постов, службы в имп. домовой церкви, пение во время званых обедов, прогулок, балов и карнавалов и т. п.). В те годы появились первые духовные сочинения Б.: концерты «Бог ста в сонме Богов», «Вси языцы, восплещите руками», «Господь, воцарися», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Тебе, Бога, хвалим», «Хвалите Господа с небес» (по свидетельству современника Б., историка искусства Я. фон Штелина).
Для совершенствования композиторского мастерства Б. был направлен в качестве «пенсионера» в Италию (по последним изысканиям, в мае 1769 (М. Рыцарева), ранее считалось, что в авг. 1764 или осенью 1766). В Болонской академии он занимался под рук. выдающегося теоретика и педагога католич. свящ. Дж. Б. Мартини. 15 мая 1771 г., немногим позже В. А. Моцарта, выдержав вместе с чеш. композитором Й. Мысливечеком экзамен на звание «accademico compositore», Б. был принят в число членов Болонской академии. В 1773 г. по заказу для Ливорно Б. написал свою первую и, вероятно, единственную оперу «Демофонт» (либретто П. Метастазио), премьера к-рой прошла с успехом в присутствии рус. посланника гр. А. А. Орлова. Знакомство Б. с графом дало повод биографам композитора связать постановку «Демофонта» и возвращение Б. в Россию с пленением Орловым кнж. Таракановой, что опровергается документальными источниками. В Италии композитором была сочинена Соната для скрипки и чембало, а также «Литургия св. Иоанна Златоуста» (отослана в качестве муз. отчета в С.-Петербург).
19 окт. 1773 г. Б. покинул Италию и возвратился на родину (Рыцарева. С. 101), где не получил должности, соответствующей званию академика. Ему предложили место рядового служащего в Придворной певч. капелле. Сблизившись с кн. Г. А. Потёмкиным, Б. рассчитывал занять место в штате предполагаемой Музыкальной академии в Екатеринославе (наряду с Дж. Сарти и Хандошкиным), однако потемкинские муз. проекты так и остались нереализованными. 3 последних года жизни Б. много сочинял, именно в этот период, судя по всему, был создан духовный концерт «Не отвержи мене во время старости». Ощущение одиночества, безысходности положения при дворе привели Б. к «употреблению горячительных напитков, следствием чего была сначала ипохондрия, а потом белая горячка» (так описывают исследователи последние дни Б.). В одном из приступов болезни, в марте 1777 г., композитор покончил жизнь самоубийством.
Большинство духовных сочинений Б. хранилось в виде рукописей в архиве Придворной певч. капеллы и было сожжено в 20-х гг. XX в., в период идеологических «чисток». Из церковных произведений сохранились лишь «Литургия», концерты на тексты псалмов («Господь, воцарися» и «Не отвержи...»), концерт на нем. текст молитвы Господней «Unser Vater» (Отче наш), причастны («Блажени яже избрал», «Знаменася на нас», «Радуйтеся, праведнии, о Господе», «Хвалите имя Господне» № 1-3). К числу последних находок принадлежит концерт «Бог ста в сонме богов», считающийся ныне первым по времени создания из сохранившихся концертов Б. (М. Юрченко).
«Литургия» Б. имеет важное историческое значение как первый музыкально-литургический цикл эпохи рус. классицизма. Его «Верую» имело огромную популярность в кон. XVIII-XIX в. По музыке оно почти полностью совпадает с аналогичными песнопениями В. Виноградского и Б. Галуппи - вероятно, Б., как и его предшественники, отразил устную певч. традицию исполнения «Верую» прихожанами.
Особое место среди сохранившихся сочинений Б. занимает духовный концерт «Не отвержи мене во время старости», имеющий более счастливую судьбу по сравнению с др. его сочинениями,- он был напечатан Капеллой в 1818 и 1842 гг., впосл. много раз переиздавался. И. А. Гарднер считал, что «по причине своей длины (258 тактов) концерт этот в целом виде в России почти что не исполнялся - да и не может быть исполнен за обычным богослужением». Звучал ли данный концерт при жизни Б., неизвестно, но о популярности его в XIX в. свидетельствует факт многократного издания по разрешению духовной цензуры, в т. ч. в церковнопевч. сборниках. Влияние мелодики этого концерта, его полифонической техники, гармонии и образного строя прослеживается в творчестве младших современников композитора - Бортнянского, С. А. Дегтярёва, А. Л. Веделя.
В разных источниках упоминаются следующие несохранившиеся произведения Б.: концерты на 4 голоса - «Вси языцы, восплещите руками», «Милость и суд воспою Тебе», «Не имамы иныя помощи», «Отрыгну сердце мое», «Приидите и видите дела Божия», «Слава в вышних Богу», «Суди, Господи, обидящие мя», «Тебе, Бога, хвалим»; концерты на 8 голосов - «Внемлите, людие мои», «Вскую мя отринул еси», «Не отвержи мене во время старости», «Услышите сия вси языцы»; хоры на 4 голоса - «Ныне силы небесные», «Херувимская»; хоры на 8 голосов - «Вкусите и видите», «Херувимская». Причастны «В память вечную», «Во всю землю», «Творяй ангелы», «Чашу спасения прииму» считаются утерянными, а одноименные сочинения, изданные П. И. Юргенсоном под именем Б. (Духовно-муз. соч. разных авт. Сер. 4. М., [1887]), на самом деле принадлежат перу его однофамильца - М. А. Березовского, композитора кон. XIX в. (Е. М. Левашев).
По муз. стилю духовные сочинения Б., равно как и произведения для правосл. службы его современника Галуппи, относятся к первому этапу муз. классицизма екатерининской эпохи. Даже по скудным сохранившимся материалам видны изменения, происшедшие в стилистике и форме сочинений: если в барочных композициях ведущая роль в формообразовании отводилась риторическим закономерностям, а композиторское решение в большинстве случаев следовало строфическому разделению текста, то концерты Б. утверждают четырехчастный классицистский цикл, опирающийся на муз. логику развития. Большое значение приобретает система полифонических приемов - от канонических имитаций до развернутых фуг. Мелодика сочинений Б. впитала в себя интонации как укр., так и рус. народной песенности: по наблюдению Левашева, начальная интонация концерта «Не отвержи...» совпадает с мелодией рус. протяжной песни «Не шуми, мати, зеленая дубровушка» и укр. думы «Гей, як на славнiï Украïнi».