лит. памятник новгородского происхождения, предположительно нач. XV в. Представляет собой (наряду со «Сказанием о святых местах и о Константинграде») позднейшую переработку анонимного «Хождения в Царьград» кон. XIII - нач. XIV в. По мнению исследователей, автором «Хождения» мог быть свт. архиеп. Новгородский Василий (Калика), посетивший Царьград еще до избрания на епископскую кафедру.
«Б. о с. Ц.» повествует о святынях и достопримечательностях К-поля, имеет форму диалога епископа и царя. В тексте «Б. о с. Ц.» выделяются 2 части, к-рые, вероятно, принадлежат к разному времени: речь епископа с подробным описанием храмов, святынь и архитектурных памятников К-поля; вопросы царя и его просьбы продолжать рассказ. Образы царя и епископа условны; имя царя не указано, а епископ назван в одном списке «Венединским», в др.- «Ренедийским» (может быть, производные от городов Венеция и Рендина, в Фессалии). Единственная личностная черта персонажей - указание на то, что епископ когда-то был пострижеником к-польского мон-ря во имя блж. Андрея, Христа ради юродивого.
В «Б. о с. Ц.» сохранились нек-рые обороты, неуместные в диалогической речи и указывающие на разновременное происхождение отдельных частей памятника (напр., «Доселе сказание о церкве святыя Софии, переидем на грацкое сказание. Се же о граде сказ» или «Но се моея повести конец»). Кроме того, в начале повествования епископ, от лица к-рого ведется рассказ, предстает современником царя Романа III Аргира (1-я пол. XI в.), а затем - очевидцем событий XIII в.
Окончание «Б. о с. Ц.», в к-ром царь выражает желание совершить паломничество в К-поль как долг всякого благочестивого человека, может служить косвенным указанием на то, что лит. памятник был написан в эпоху ослабления на Руси интереса к паломничеству - в XV в. На это указывает также речь царя, имеющая торжественный тон и напоминающая по слогу агиографические произведения Епифания Премудрого и Пахомия Логофета.