АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ
Том I , С. 608-610
опубликовано: 19 ноября 2007г.

АЛЕКСАНДРОВ СВИРСКИЙ В ЧЕСТЬ СВЯТОЙ ТРОИЦЫ МУЖСКОЙ МОНАСТЫРЬ

Собор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского МонастыряСобор Преображения Господня (1641-1644) и ц. святых Захарии и Елисаветы (1660-1668) Александрова Свирского Монастыря (С.-Петербургской и Ладожской епархии), расположен в Лодейнопольском р-не Ленинградской обл., в 22 км от Ладожского оз. и 8 км от р. Свири. Основан в 1506 (1508) г. прп. Александром Свирским на берегу Рощинского оз., на землях Обонежской пятины Вел. Новгорода. Изначально состоял из 2 частей: «рощинской» Троицкой пуст., предназначенной для жительства братии, и Преображенской «отходной пустыни», предназначенной для погребения почивших иноков. В Преображенской пуст. скончался и был погребен прп. Александр Свирский, над гробом к-рого учениками был выстроен и освящен в его имя деревянный храм.

Вероятно, уже с момента основания в А. С. м. был введен общежительный устав (см. Общежительные монастыри), к-рый частично известен из предсмертной духовной грамоты прп. Александра Свирского 1533 г., адресованной Новгородскому свт. Макарию (впосл. митр. Московский и всея Руси), а также из жития прп. Александра, составленного ок. 1545 г. игум. Иродионом. В духовной грамоте преподобный наставлял братию «отнюдь не держать в нашей пустыне опьяняющего питья, не иметь вражды между собою и не считаться ни в чем», не иметь собственности (АИ. Т. 1. № 135. С. 195-196). А. С. м. прославился строгостью жизни иноков; неск. пострижеников прп. Александра стали основателями новых обителей - Андрусовской мужской пустыни, Никифоровской Спасской Важеезерской пуст. и др.

В 1581 г. А. С. м. был разорен шведами, в 1612-1613 гг.- отрядами поляков и литовцев. Захватчики замучили игум. Паисия, 27 монахов и 32 трудника, требуя выдать монастырскую казну. Насельники А. С. м. и др. обителей Олонецкого края вместе с крестьянами близлежащих деревень оказали вооруженное сопротивление и разгромили польск. отряды близ Олонца. В результате грабежей и поджогов в 1613 г. сгорели и были разрушены Преображенская ц., кельи и служебные помещения, каменная Троицкая ц. треснула от огня, а от Покровского храма уцелели лишь стены. Благодаря спасенной казне, а также энергичной деятельности игум. Феодорита, сумевшего получить от царя Михаила Феодоровича грамоту на возобновление обители и крупные пожертвования, мон-рь быстро восстановился. В 1644 г. в А. С. м. было 87 иноков, 55 монастырских слуг.

На протяжении XVI-XVII вв. в А. С. м. велось интенсивное строительство. Древнейшая постройка мон-ря - каменная Покровская ц. с трапезной палатой - сооружена в 30-40-х гг. XVI в. московским мастером Игнатием. До 1918 г. под Покровской ц. находилось помещение, где хранились святыни обители: ручные жернова прп. Александра, 2 печи и место ночного отдыха святого. К 2000 г. сохранились только печи. Существующий в наст. время Троицкий собор (освящен в 1699) сменил находившиеся на его месте одноименные деревянную церковь, построенную прп. Александром в 1508 г., и каменную, построенную ок. 1526 г.; фресковая роспись в соборе сделана в 1709 г., придел в диаконнике во имя апостолов Петра и Павла устроен в нач. XIX в. Под Троицким храмом находились захоронения Генатского митр. Евфимия и Олонецкого еп. Аркадия (Федотова; † 1870), ныне не сохранившиеся. Трехъярусная многопролетная колокольня между Троицким собором и Покровской ц. сооружена в 40-х гг. XVII в. Храм в честь Усекновения главы Иоанна Предтечи построен над Св. (юж.) вратами А. С. м. в 1676-1677 гг., упразднен в 1869 г. В 1716-1718 гг. к сев. корпусу жилых покоев мон-ря, где размещались больничные кельи, была пристроена ц. во имя прп. Иоанна Дамаскина.

Спасо-Преображенская деревянная ц. в Преображенской пуст. была поставлена прп. Александром Свирским около своей кельи и монастырского кладбища, возобновлена в 1623 г., после польско-литов. разорения обители, с приделом во имя прп. Александра, где покоились мощи преподобного. В 1641-1644 гг. выстроен каменный собор с приделами прп. Александра Свирского и свт. Николая Чудотворца (упразднен в 1680). Храм во имя прор. Захарии с колокольней, сооруженный в 1660-1668 гг. иждивением московского дьяка Захария Богдана Силина, сев. фасадом примыкает к Преображенскому собору. Братские кельи, настоятельские покои, ограда строились на протяжении XVIII-XIX вв.

Собор Св. Троицы Александрова Свирского монастыряСобор Св. Троицы Александрова Свирского монастыряС сер. XVI в. А. С. м. стал крупным земельным вотчинником. Помимо земель, сопредельных мон-рю, к кон. XVII в. ему принадлежали 34 деревни и 24 пустоши, а также рыбные ловли на Ладожском оз. А. С. м. имел подворья в С.-Петербурге, Москве, Новгороде, Олонце, Белозерске; в обители 2 раза в год проводилась Троицкая ярмарка.

В 1-й пол. XVIII в. к А. С. м. были приписаны 30 мон-рей и пустыней. Деньгами и трудом монастырских слуг А. С. м. содействовал строительству г. Олонца (с 1647) и Олонецкой верфи на р. Свири (с 1702), благоустройству Новгорода, строительству С.-Петербурга, а также снабжению армии в период Северной войны (1700-1721) и Отечественной войны 1812 г.

С момента основания А. С. м. управлялся игуменами, с 1673 г.- архимандритами, к-рые с 1676 г. возглавляли церковно-адм. управление Олонецким краем. При учреждении в 1764 г. Олонецкого вик-ства Преображенская часть обители была обращена в самостоятельный второклассный мон-рь, а Троицкий мон-рь стал местом пребывания викарных Олонецких архиереев, затем консистории и ДС; земли, принадлежавшие мон-рю, были переданы гос-ву, приписные обители упразднены. После учреждения в 1818 г. самостоятельной Олонецкой епархии с кафедрой в Петрозаводске к ней был причислен и А. С. м. К тому времени, несмотря на воссоединение 2 частей мон-ря и восстановление общежития в 1800 г., хозяйство обители пришло в упадок и лишь в 60-х гг. XIX в. начало возрождаться. 5 нояб. 1906 г., в год празднования 400-летия обители, открылась церковноприходская школа для живших и воспитывавшихся при мон-ре мальчиков. А. С. м. имел свои богослужебные особенности: в 1817 г. архим. Товией была заведена традиция: в празднование дней Св. Троицы и Св. Духа мощи прп. Александра переносились из Преображенского собора в Троицкий, а спустя 2 дня - обратно в Преображенский собор.

С начала своего существования А. С. м. пользовался покровительством рус. государей, наделявших его вкладами, землями и привилегиями, освобождался от налогов. В 1582 г. царь Феодор Иоаннович прислал в А. С. м. покров на раку преподобного. Земельные и книжные вклады в обитель давал Новгородский свт. Макарий. Свящ. Благовещенского собора Московского Кремля Сильвестр вложил в обитель рукописный Октоих. Пожертвования в обитель также присылали царь Василий Шуйский (1606-1610), семейство Годуновых и др. лица. Среди благотворителей мон-ря - царь Михаил Феодорович и царица Евдокия Лукьяновна, приславшие в 1644 г. серебряную, украшенную драгоценными камнями раку на гробницу прп. Александра (в ГРМ хранится крышка раки), а также покров с поясными изображениями святых - небесных покровителей членов семьи Михаила Феодоровича. (В обители хранилась и др. рака, изготовленная в 1877 архим. Палладием.) В 1703 и 1721 гг. мон-рь посетил царь Петр I, в 1820 г.- имп. Александр I Павлович, в 1858 г.- имп. Александр II Николаевич.

Б-ка А. С. м. была значительной и разнообразной по содержанию, но в результате разорения обители в 1612-1613 гг. был уничтожен монастырский архив XVI в. В связи с опасением нового разграбления 111 рукописных и печатных книг в 1666 г. были отправлены в Кириллов Белозерский мон-рь. Вероятно, обратно эти книги так и не вернулись, поскольку в б-ке А. С. м. в последующие годы не прослеживалось увеличения числа рукописей. В 70-х гг. XIX в. б-ка мон-ря была описана А. Е. Викторовым. В ней находилось 92 рукописи, 26 из к-рых к 2000 г. составляют собрание А. С. м. в библиотеке Академии наук (БАН), а нек-рые - в собраниях Н. С. Тихонравова и Е. Е. Егорова в РГБ.

В 1918 г., после выхода декрета «Об отделении Церкви от государства и школы от Церкви», в А. С. м. насельниками и крестьянами близлежащих деревень был создан Союз защиты религии и Церкви (др. название - Союз защиты А. С. м. и охраны церквей и часовен), организаторы к-рого выступили против изъятия церковного имущества и вмешательства гос. органов в дела обители. Для расследования деятельности насельников 16 апр. 1918 г. Олонецким уездисполкомом была сформирована комиссия Лодейнопольского совета, возглавляемая Олонецкой ЧК. В обитель была направлена инспекция с правом проводить обыски и аресты. Согласно рапорту еп. Олонецкого Иоанникия (Дьячкова) Патриарху Московскому свт. Тихону от 14 нояб., «23 октября приехали комиссары с красноармейцами, вызвали всю братию в трапезу, арестовали, отобрали ключи от келий и келии обобрали. После этого, угрожая револьверами, потребовали [указаний] о скрытых монастырских драгоценностях, и пришлось все открыть, и все они забрали... Мощи преподобного из раки вынули и дерзнули своими руками открыть и даже глумиться над святыми мощами. Мощи намерены были увезти с собой, но братия упросила оставить, и оставили. Увезли все драгоценности, как-то: две раки преподобного, серебряные дости от престола Петроградского подворья и небольшую раку того же подворья, хранившуюся в монастыре... Арестовали архимандрита Назария, иеромонаха Меркурия и огородника Гавриила Одинцова, которые и находятся в настоящее время в Лодейнопольской тюрьме. Деревенский комитет бедноты производит опись во всех келиях монастырского имущества» (Детчуев. С. 129-130). Затем последовали аресты и расстрел настоятеля архим. Евгения, казначея иером. Варсонофия и др. насельников. Епископы РПЦ через члена Поместного Собора 1917-1918 гг. Н. Д. Кузнецова обратились в СНК с требованием «предать революционному суду» инициаторов погрома, а «отобранное церковное имущество» вернуть в мон-рь, однако на заседании Олонецкого губисполкома 14 марта 1919 г. Союз защиты религии и Церкви при А. С. м. был признан «гнездом контрреволюции», а распоряжения о разгроме обители «вполне обоснованными». Решением пленума Олонецкого губисполкома 29 июня 1920 г. помещения и хозяйство А. С. м., включая лесопильный и кирпичный заводы, были переданы в ведение сельскохозяйственного техникума. Позже часть зданий мон-ря занимала психиатрическая больница Лодейнопольского р-на.

Александров Свирский МонастырьАлександров Свирский МонастырьВ нач. 1997 г. А. С. м. был передан С.-Петербургской епархии РПЦ, 19 авг. 1997 г. возобновлен, 15 дек. 1997 г. зарегистрирован Отделом юстиции. За 2 года в мон-ре отреставрированы Преображенский собор, ц. святых праведных Захария и Елисаветы, ц. св. Иоанна Дамаскина, поставлен временный иконостас в Троицком соборе, восстановлена часовня на месте явления прп. Александру Пресв. Троицы. Отремонтирована часть братского корпуса, устроены иконописная, столярная и швейная мастерские. А. С. м. имеет подворье в С.-Петербурге со строящимся храмом Рождества Христова и скит в пос. Свирьстрой Лодейнопольского р-на с ц. свт. Николая Чудотворца, в к-рой особо почитается мироточащая икона святителя. Близ церкви находится источник, освященный в честь святителей Николая Чудотворца и Спиридона Тримифунтского. 23 нояб. 1998 г. в обитель были возвращены мощи прп. Александра Свирского. К июню 2000 г. мощи святого временно почивали в ц. св. праведных Захария и Елисаветы. К июню 2000 г. в мон-ре насчитывалось 17 чел. братии, настоятель - игум. Лукиан (Куценко; с 2004 г. архимандрит).

Арх.: ГАРФ. ф. 353. Оп. 3. Д. 731. Л. 63-65.
Лит.: Зверинский. Т. 2. № 607; Троицкий Н. М. Александро-Свирский монастырь и его часовня в С.-Петербурге // Приб. к ЦВед. 1891. № 19. С. 611-617; Ивановский Я. И. Свято-Троицкий Александро-Свирский монастырь: Крат. история с прил. важнейших док-тов. СПб., 19013; Денисов. С. 617-620; Кукушкина М. В. Монастырские библиотеки Севера России. Л., 1977. С. 37-39; Макарий (Веретенников), игум. Преподобный Александр Свирский «новый чудотворец» - русский подвижник XVI века // БТ. 1982. Сб. 23. С. 323-336; Детчуев Б. Ф. Трагедия в монастыре // Север. 1991. № 12. С. 126-136; Соловьева И. Д. Александрова пустынь на Свири в XVI столетии // Художественно-исторические памятники Можайска и русская культура XV-XVI веков. Можайск, 1993. С. 50-57.
Иеродиак. Анфим, И. Д. Соловьёва
Рубрики
Ключевые слова
См.также