АЛЬБОВ
Том II , С. 77
опубликовано: 14 июля 2008г.

АЛЬБОВ

Михаил Павлович (17.08.1844, с. Богоявленье-Раменье Солигаличского у. Костромской губ.- после 1915), прот., богослов. Род. в семье священника. Закончил Костромскую ДС, в 1869 г.- СПбДА. В 1870 г. рукоположен во священника. В 1872 г. защитил магистерскую дис. «Апокрифические евангелия». Преподавал церковное право и психологию в Военно-юридической академии, с 1884 г.- в Павловском военном уч-ще. С 1887 г. профессор богословия в Лесном ин-те С.-Петербурга.

Магистерская диссертация А.- первый на рус. языке обзор апокрифических евангелий (см. ст. Апокрифы), в к-ром рассматривались история понятия «апокриф», причины возникновения и распространения новозаветных апокрифов, содержание апокрифических евангелий. По мнению исследователя, апокрифы являются простонародной переработкой евангельских сюжетов и важны как источник по истории раннехрист. благочестия. Анализируя содержание апокрифов и работы исследователей, А. делал выводы о среде и времени возникновения апокрифических текстов - Протоевангелия Иакова, Евангелия Фомы, Евангелия Псевдо-Матфея о рождении Марии, Истории о рождении Марии и детстве Спасителя, араб. Евангелия детства, Истории Иосифа плотника, Евангелия Никодима. А. пришел к заключению, что псевдоевангелия хотя и сохраняют в себе немало исторически достоверных преданий, сообщений о верованиях и обычаях древних христиан, в целом искажают представление о личности Иисуса Христа, Его Божественном учении и чудотворениях. А. считал, что существование апокрифов является дополнительным доказательством Божественного величия и чистоты канонических Евангелий, к-рые не могут быть произведением обыкновенного человеческого пера. Такой вывод был направлен прежде всего против учения нем. теолога Д. Ф. Штрауса о том, что канонические и апокрифические Евангелия являются лишь двумя стадиями одного процесса развития христ. мифов.

В лекциях по основному богословию А. рассматривал теории о происхождении религии, критически оценивая философские концепции XVIII-XIX вв. (Д. Юма, Т. Гоббса, И. Канта, Г. В. Ф. Гегеля, Ф. В. Й. Шеллинга, Л. Фейербаха и др.); доказывал генетическое развитие религий и понимал христианство как вершину религ. генезиса, особенно подчеркивая его богооткровенную сущность. Исследуя основные идеи христианства (понятие Бога, происхождение мира и человека, бессмертие души и т. д.), он старался дать им философское обоснование. В работах А. содержатся элементы сравнительного религиеведения и философии религии, однако его научная деятельность ограничилась изданием лекционных курсов.

Соч.: Апокрифические евангелия: Магист. дис. CПб., 1872; Краткий курс лекций по церковному праву. СПб., 1882; Лекции по основному богословию. СПб., 1888; Очерк христианской апологетики. СПб., 1902, 19082.
Лит.: Венгеров. Словарь. Т. 1. С. 471.
Э. П. Р.
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АЛЕКСЕЕВ Петр Алексеевич (1727–1801), прот., писатель, публицист, лексикограф, богослов
  • АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
  • АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
  • БОБРОВСКИЙ Михаил Кириллович (1784 или 1785 – 1848), прот., д-р богословия, славист
  • БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (1872 - 1934), прот., богослов
  • БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества