[от греч. ἀπορία - затруднение, трудность], термин, обозначающий трудноразрешимую проблему; букв.- безвыходное положение (в этом значении встречается у Еврипида); в греч. философии, по-видимому, впервые употребляется Платоном, но широкое употребление получает только у Аристотеля.
Существующая в древнегреч. философии внутренняя связь между основоположениями и А. позволяет выделить в учениях Зенона Элейского, Аристотеля, скептиков смысл А. и ее формальную структуру. В самом общем смысле А.- это затруднения, обусловленные тем, что в философии имеются положения, принимаемые в качестве очевидных (по Аристотелю, на основе восприятия или «представления»), обоснование к-рых с необходимостью ведет к затруднениям - независимо от того, полагаются ли эти положения в виде исходных начал или в качестве отдельных категорий. К формальной структуре А. следует отнести наличие в ней противоположностей, либо изначально существующих в ней в форме взаимосвязанных основоположений или категорий - тезиса и антитезиса (бытие и небытие, единое и многое, движение и покой и др.), либо вытекающих из самого тезиса в процессе его обоснования. При этом вопрос о характере противоположностей - выступают ли они в качестве отрицающих друг друга на основе закона противоречия, или они диалектически совместимы - является ключевым для понимания А. и способов ее разрешения. Так, у Зенона в основание формальной структуры А. положен закон противоречия, выраженный применительно к главному метафизическому положению элеатов в форме «неверно, что бытие и небытие вместе истинны» ( ); соответственно аргументы Зенона против множества, движения, пространства (в конечном счете против небытия) ведут к признанию существования только бытия. Из анализа А. Зенона можно сделать 2 существенных вывода: 1) аргументы Зенона неопровержимы, если искать в них логическую ошибку («Если отвлечься от всего прочего и сосредоточиться только на самих этих аргументах, они неопровержимы» - Лосев А. Ф. История античной эстетики. М., 1963. Т. 1. С. 333); соответственно опровержения требует основное метафизическое допущение элейской философии, изначально связывающее бытие и небытие законом противоречия и положенное в основание А.; 2) не может не выглядеть непротиворечивой попытка с помощью одной формальной логики доказать как существование, так и несуществование небытия (здесь затрагивается проблема онтологизации ничто, имеющая важное значение для христ. богословия).
Аристотель, к-рый считал Зенона «изобретателем диалектики», неоднократно обращается к исследованию его «аргументов»: в «Топике» он отмечает (VIII 8, 160b 7), что трудно опровергнуть (или решить) их, напр. аргумент Зенона о том, что движение возможно; в VI (Z) кн. «Физики» он излагает и анализирует 4 знаменитые А. («Дихотомия»; «Ахиллес и черепаха»; «Стрела»; «Стадион»), констатирует, что они доставляют «большие затруднения»; тем не менее приходит к выводу, что Зенон «рассуждает неправильно» (VI 5, 239b 5). Собственное учение Аристотеля о «затруднениях» связано с вопросом о «началах» философии. В кн. III (В) «Метафизики» Аристотель излагает 14 «затруднений» (А.), затем обсуждает их в кн. XI (К). В «Топике» он определяет А. («сомнение») как «равенство противоположных доводов» (VI 6, 145b 16-17). Кроме того, ряд частных А. Аристотель рассматривает в др. работах: «Физике» (А. времени - IV 10, 217b 30-218b; А. места - V 1, 208а 25-208b 9); «О небе» (небо возникло или не возникло и уничтожимо или не уничтожимо - «доказательство одного из противоположных [тезисов] составляет апорию для другого» (I 10, 279b 6-8); «О возникновении и уничтожении» («каким образом происходит простое возникновение - из того ли, что существует в возможности, или как-то иначе» - I 3, 317b 18-19); «Метереологике» (натурфилософское «затруднение» - II 2, 355b 24).
После Аристотеля А. занимают особое место только в философии скептицизма. Общий характер обсуждения А. и их решение подчинены основной задаче этой философии - воздержанию от суждения. В «Трех книгах пирроновых положений» Секста Эмпирика рассматриваются А. общие (существования и не-существования) и частные; пространства (места) и времени; А. Зенона Элейского и др. К теме А. на закате античной философии обращается неоплатоник Дамаский Диадох: в кн. «О первых началах» он дает глубокую трактовку А. применительно к основоположениям философии Платона и неоплатонизма. В раннехрист. лит-ре термин А. употребляется святыми Иринеем Лионским (Adv. haer. I 5. 3) и Ипполитом Римским (Contr. haer. Noeti 6. 32).