[Аксум; греч. Αξουμις, Αύξωμις, Αύξουμις `Αξώμη Αύξούμηлат. Auximis, южноарав. ’ksm-n ], столица Аксумского царства , первая резиденция митрополита Эфиопского, центр политической, религ. и культурной жизни раннесредневек. Эфиопии. Город расположен на плоскогорье Тиграй, на высоте 2200 м, в ложбине шириной 3 км, протянувшейся на 8 км с востока на запад. Согласно эфиоп. династическому мифу, А.— «второй Иерусалим», стольный град царицы Савской Македы и ее сына Менелика I, местопребывание величайшей святыни — подлинного Ковчега Завета.А. возник ок. 2000 лет назад как важный перевалочный пункт на торговом пути, связывавшем красноморское побережье с долиной Нила; свое название он получил, вероятно, по обитавшему в этом районе племени аксумитов (морфологически ’aksum соответствует одному из ти пов мн. ч., обозначавшему этнонимы в ряде южносемитских языков). В первые века после Р. Х. город становится центром могущественной державы, символом власти над обширными территориями не только на севере Африканского Рога, но и в Юж. Аравии. В память о своих походах аксумские правители возводили в столице и ее окрестностях каменные троны и стелы с надписями. Такие памятники дошли от эпохи правления царя Эзаны (сер. IV в.). Семь гигантских обелисков, высеченных из монолитных блоков в виде стилизованных многоэтажных замков, были связаны скорее всего с царскими захоронениями языческой эпохи. Наибольший из них (высота 33,3 м) не имел себе равных в древнем мире. В вертикальном положении сохранился лишь один такой обелиск (высота 24 м), остальные были повержены. В ходе археологического изучения А., важнейшими этапами к-рого явились изыскания нем. аксумской экспедиции во главе с Э. Литманом в 1906 г. и раскопки Британского ин-та в Вост. Африке 1972–1974 гг. (возобновлены в 1993), были обследованы руины 4 дворцов — Такха-Марьям (IV в., 85×120 м), Энда-Сэмон и Энда-Микаел (оба V в.) и Дунгур,— а также многочисленные гробницы.
Вскоре после принятия аксумскими царями христианства в сер. IV в. в А. возводится Аксумский собор Богоматери Сионской. В сер. VII в. (по др. данным, в IX в.) А. был заброшен и перестал существовать как город, сохранив лишь значение культового центра, вся жизнь сосредоточилась вокруг этого собора. Неоднократно А. подвергался разграблению и разрушению (наиболее серьезно он пострадал в X в. от царицы Гудит и в 1533 от Ахмада Ибрахима аль-Гази), но всякий раз возрождался.
После династического переворота 1260 г. А. время от времени служил местом коронации эфиоп. императоров. Церемония совершалась в соборе Богоматери Сионской. Последним здесь короновался 21 янв. 1872 г. под именем Йоханнэса IV объединитель Эфиопии, выходец из обл. Тыграй Бэзбэз-Каса, стремившийся вернуть А. его былое величие. Однако после его гибели и воцарения правителя Шоа Менелика IIв 1889 г. с надеждой на возрождение А. пришлось расстаться. В наст. время это небольшой эфиоп. городок, центр округа, ставший пограничным с 1991 г. после отделения Эритреи.