[франц. Barthélemy] Жан Доминик (16.05.1921, Ле-Пале, деп. Морбиан, Франция - 10.02.2002, Фрибур, Швейцария), свящ., католич. швейцар. библеист и богослов. В 1939 г. вступил в орден доминиканцев, учился в школе ордена в Сольшуаре (близ Парижа) и во франц. Библейской археологической школе в Иерусалиме (1949-1954), где впосл. активно занимался педагогической и исследовательской деятельностью (1951-1954). Одним из первых исследовал тексты, найденные в районе Мёртвого м., что нашло отражение в его работах по изданию Кумранских рукописей и в кн. «Предшественники Акилы» (1963). В 1957-1991 гг. профессор ВЗ в Фрибурском ун-те, в 1964-1965 гг. декан богословского фак-та, в 1970-1978 гг. проректор, занимался историей Фрибурского ун-та и биографией его основателя каноника Ж. Шордере. В 1969-1980 гг. в рамках проекта по исследованию евр. текста ВЗ (Hebrew Old Testament Text Project) провел значительные исследования, касающиеся истории библейского текста, результатом к-рых стал монументальный труд «Критика текста Ветхого Завета». Б. известен также как экзегет Свящ. Писания, соединявший в своих статьях и книгах исследование истории библейского текста с анализом богословского смысла слова Божия. В кн. «Бог и Его образ» (1963; впосл. переведена на мн. языки мира, в т. ч. на рус.) Б., не отказываясь от достижений совр. библейской критики, рассматривал Библию в целом как слово Божие, обращенное непосредственно к каждому человеку. Б. считал, что для верного восприятия Библии необходимы постоянное чтение ее текста, «чтобы вся Библия запечатлелась в памяти большими четко очерченными кусками», и личный духовный опыт читателя, ибо «тот, кто не идентифицировал интонации слова Божия в своей жизни, тот не сможет раскрыть смысл слова Божия в Писании» (С. 9-10). Если библейское богословие пожертвует «некоей живой системой образов», то оно «станет лишь спекулятивным богословием, с маловразумительной рационализированной структурой» (С. 260-261).