[Англ. Вesant] Анни (1.10. 1847, Лондон - 20.09.1933, Адьяр, шт. Мадрас, Индия), теософ, ученица Е. П. Блаватской, деятель англ. социалистического движения и национально-освободительного движения Индии.
Б. род. в семье врача (урожденная Вуд); в 1867 г. вышла замуж за англикан. свящ. Фрэнка Безанта, с к-рым развелась спустя 6 лет из-за религ. разногласий. В 1874 г. Б. объявила об отходе от христианства, вступила в Секулярное об-во, возглавляемое Ч. Брэдлофом, и стала постоянным автором издаваемого об-вом ж. «National Reformer», публикуя статьи в основном по «женскому вопросу». В это же время формируются ее социалистические убеждения, и позднее Б. вступает в Социал-демократическую федерацию, а также становится членом Фабианского об-ва, организованного Б. Шоу. В 80-х гг. она издавала газ. «The Link», защищавшую права женщин-работниц. В 1887 г. была избрана членом Лондонской комиссии по школьному образованию. Благодаря ее усилиям в брит. школах вводятся бесплатные завтраки для недоедающих детей и медицинское обследование учащихся начальных классов. В кон. 80-х гг. под влиянием произведений Блаватской Б. приходит к теософским убеждениям и вступает в Теософское об-во (в 1907-1933 его президент), публично отрекшись от своих социалистических убеждений в брошюре «Почему я стала теософом?». «обращение» Б. явилось своеобразным логическим завершением ее радикального секуляризма и увлечения социалистическими идеями. Она принимает все основные принципы теософской доктрины, представляющие собой «надконфессиональную» интерпретацию основных положений буддийско-индуистской религиозности,- учения о карме и сансаре, а также нирване как конечной цели человеческого существования. Основной задачей Б. считала достижение религиозно-философского синтеза, к-рый мог бы «удовлетворить разум как философия и в то же время дать миру всеобъемлющую религию и этику» и стать «единым источником, откуда ведут свое происхождение все учения».
С кон. 90-х гг. Б. почти постоянно жила в Индии, где играла видную роль в национально-освободительном движении страны и даже какое-то время занимала пост председателя партии Индийский национальный конгресс. Миссия Б. в рамках теософского движения в течение мн. лет была связана прежде всего с «духовным воспитанием» Д. Кришнамурти - юноши-индуса, провозглашенного теософами «учителем мира» - Буддой Майтрейей. Теософы во главе с Б. организовали для Кришнамурти орден Звезды Востока, в к-рый вошли тысячи людей. Члены ордена должны были стать основой «единого государства духа» под рук. Кришнамурти, но в 1929 г. он объявил о своем несогласии с учением теософов и о роспуске ордена. Это стало тяжелым ударом для Б. и Теософского об-ва, от к-рого они так и не оправились.