БЕЛЬТИНГ
Том IV , С. 585-586
опубликовано: 3 мая 2009г.

БЕЛЬТИНГ

[нем. Belting] Ханс (р. 1935, Андернах), нем. историк и теоретик искусства, специалист по восточнохрист. искусству средневековья. Изучал археологию, историю и историю искусства в Риме и Майнце. В 1959 г. получил ученую степень по специальности история искусства. Продолжил образование в Гарвардском ун-те (занимался средневек. искусством в Дамбартон-Окс под рук. Э. Китцингера и О. Демуса). Защитил докт. дис. по средневек. искусству Беневента (1965; Studien zur beneventanischen Malerei, 1968), доцент Гамбургского ун-та (1966-1970), ординарный профессор Гейдельбергского ун-та (1970-1980); возглавлял кафедру истории искусства в Мюнхенском ун-те (1980-1992), профессор истории искусства и теории средневек. искусств Высшей школы дизайна в Карлсруэ (с 1992), приглашенный профессор в Гарвардском (1970, 1973, 1984), Колумбийском ун-тах (1989-1990), Коллеж де Франс (с 2002). Член ряда академий.

Научные интересы Б. затрагивают социологию и антропологию средневек. искусства (работа о роли публики в ср. века: Patronage in 13th Cent. in Constantinople. Dumbarton Oaks, 1978; Das Bild und sein Publikum im Mittelalter. B., 1981). В кн. «Конец истории искусства» (Das Ende der Kunstgeschichte. Münch., 1984) он развил идею Г. Зедльмайра о конце искусства в эпоху модернизма, выдвинув тезис и о конце науки об искусстве, ставшей экспериментом, но не на художественном, а на интеллектуальном уровне. Результатом общетеоретических и методологических исследований Б. стал фундаментальный труд «Образ и культ: Образ до эпохи искусства» (Bild und Kult: Das Bild vor dem Zeitalter der Kunst. M nch., 1990, 20005). Искусство, считает автор, появившееся в эпоху Возрождения как частный, кризисный вид художественной деятельности человека, направлено на создание образов. Б. опирается на широкое понятие образа, подчеркивая его субъективный и антропологический характер: человек создает свой образ, образы мира, людей и, наконец, Бога. Б. рассматривает иконопочитание не только с богословской и литургической, но и с социально-психологической т. зр. Книга отличается систематичностью подачи материала и полемическим изложением. Анализируя проблематику восточнохрист. искусства, Б. сравнивает вост. и зап. традиции искусства (не в пользу последней). Критики отмечают как характерную черту этой работы введение понятий «веры богословов» и «веры народных масс» (тезис о «силе образов и бессилии богословов»). Свойственный Б. метод переосмысления традиц. истории искусства наиболее ярко выражен в кн. «Невидимый шедевр: Совр. мифы об искусстве» (Das unsichtbare Meisterwerk: Die modernen Mythen d. Kunst. M nch., 1998). Автор рассматривает «культ искусства» как «религию прекрасного», возникшую в эпоху Возрождения в результате упадка подлинного сакрального искусства, исследует «историю идей», сопровождающих искусство, к-рое сначала стало объектом поклонения, а затем, оттесненное собственными техническими средствами («медиумами», по терминологии Б.), превратилось в «невидимый шедевр», в плод самообмана художников и историков искусства. В работе «Антропология образа: Набросок науки об образе» (2001) Б. продолжил развитие темы о разрыве в совр. культуре триады «человек-тело-образ», что, по мнению автора, влечет за собой утрату целостного образа самого человека.

Соч.: Oberkirche von San Francesco in Assisi. B., 1977; Jan van Eyck als Erzähler. Worms., 1983 (совм. с D. Eichberger); Giovanni Bellini, Pietа: Ikone und Bilderzählung in der venezianischen Malerei. Fr. a/M., 1985; Die Deutsche und ihre Kunst: Ein schwieriges Erbe. Münch., 1992; Die Erfindung des Gemäldes. Münch., 1995 (совм. с C. Kruse); Das Ende der Kunstgeschichte: Eine Revision nach zehn Jahren. Münch., 1995; Das Erbe der Bilder / Hrsg. H. B. Münch., 1998; Das Unsichtbare Meisterwerk: Die modernen Mythen der Kunst. Münch., 1998; Der zweite Blick: Bildgeschichte und Bildreflexion. Münch., 2000 (совм. с D. Kamper); Die Moderne und kein Ende // Klotz H. Die zweite Moderne. Münch., 1996; Bild-Anthropologie: Entwürfe für eine Bildwissenschaft. Münch., 2001.
Свящ. Стефан Ванеян
Ключевые слова
См.также
  • АДАМ ФУЛЬДСКИЙ (ок.1445 – 1505), нем. церк. композитор, теоретик, поэт и историк
  • БАНДМАНН Гюнтер (1917-1975), нем. историк и теоретик искусства
  • БЕК Ханс Георг (1910-1999), один из крупнейших византинистов XX в.
  • БУАССЕРЕ Сульпиз и Мельхиор, братья, нем. коллекционеры и историки искусства
  • ВАЙЦМАН Курт (1904 - 1993), историк визант. искусства
  • ВАРБУРГ Аби (Абрахам Мориц (1866 - 1929)), нем. историк искусства и культуры, один из основателей иконологии