БХАГАВАДГИТА
Том VI , С. 408-409
опубликовано: 7 ноября 2009г.

БХАГАВАДГИТА

[санскр.   - Песнь Бхагавата, т. е. бога Кришны], один из важнейших памятников индуизма, поэма метафизического и нравственно-этического содержания; входит в 6-ю кн. эпоса «Махабхарата»; относится к смрити, или священному преданию. Время создания - ок. 2-й пол. I тыс. до Р. Х.

Сюжетно Б. представляет собой диалог перед началом великой битвы между 2 героями: воином Арджуной и его колесничим, в роли к-рого выступает бог Кришна как аватара Вишну-Нараяны. Кришна, вдохновляя сомневающегося Арджуну на битву ради высшей справедливости (дхармы), произносит проповедь, ставшую основным содержанием Б. В ней синтезируется учение упанишад, прежде всего о бестелесном атмане-Брахмане как основе бытия, к-рого не замутняют «касания плоти», хотя он и именуется «вечным носителем тела». Данное положение (т. к. атман неуничтожим и, следов., убийство как таковое невозможно) становится мотивом призыва Кришны к кшатрию Арджуне непоколебимо и бесстрашно исполнить свою дхарму. Б. также вбирает в себя ранние философские учения санкхьи и йоги, идеи вишнуитской секты бхагаватов с их культом Кришны как аватары Вишну.

Учение Б. имеет ярко выраженный теистический характер: избавление от цепей сансары и достижение мокши возможно гл. обр. через личностное божество - Ишвару (он же Бхагават - синоним «щедрого и милостивого» бога, владеющего личной судьбой человека). В Б. выделяются 3 пути освобождения: джняна-йога (джняна-марга) - путь знания; карма-йога (карма-марга) - путь действия; бхакти-йога (бхакти-марга) - путь любви к богу. Если джняна-марга как «царский» путь высшего знания медитативной практики йоги и мистического созерцания предназначен для брахманов, то 2 др. пути доступны всем (даже шудрам и женщинам). Ядро учения Б. о карма-йоге, в котором кристаллизуется этика индуизма, заключается в необходимости выполнения каждым человеком предписаний и обязанностей именно своей варны (позже касты), ибо «чужая дхарма опасна» (Бх.-Г. III. 35). Основная идея Б.- действие без стремления к выгодному результату, т. е. незаинтересованное, бескорыстное отправление человеком своей дхармы, приобретающее жертвенный, богоугодный смысл и переходящее т. о. к бхакти - благоговейной любви к «господу», преданности и почитанию его до самозабвения. В Б. бхакти провозглашается высшим из путей достижения спасения.

Б. имела большое влияние на индуистское возрождение и национально-освободительное движение XIX-XX вв., в частности на Б. Тилака (автора «Гиты-Рахасьи»). Как первый переведенный на европ. (англ.) язык древнеинд. памятник, Б. породила огромное количество др. переводов, а также комментаторской и исследовательской лит-ры. Рус. исследователем В. С. Семенцовым, владевшим мн. древними языками (включая греч. и сир.), была предложена своеобразная интерпретация Б. как описания особого способа душевной тренировки, путем рецитации текста приводящего к состоянию непрерывного знания-припоминания или самозамкнутого сознания.

Ист.: The Bhagavad-Gita / Comment. by R. C. Zaehner. Oxf., 1969; Бхагавадгита: Филос. тексты «Махабхараты». Ашхабад, 1977. Вып. 1. Кн. 1. 1 / Пер. с санскр., предисл., толковый словарь и примеч. Б. Л. Смирнова; The Bhagavad Gita / Transl. J. A. B. van Buitenen. Rockport (Mass.), 1997; Бхагавадгита / Пер. c санскр., исслед. и примеч. В. С. Семенцова. М., 19992.
Лит.: Радхакришнан С. Индийская философия. М., 1956. Т. 1. С. 442-497; Buitenen J. A. B., van. A Contribution to the Critical Edition of the Bhagavadgita // JAOS. 1965. Vol. 85; Singh M. P. The Ethical Philosophy of the Gita: A Comparative and Crit. Study of the Interpretations of Tilak and Ramanuja. Calcutta, 1996; Пименов А. В. Дхарма для каждого: «Бхагавад-Гита» и становление индуизма // Древо индуизма. М., 1999. С. 195-221; Серебряный С. Д. Многозначное откровение Бхагавад-Гиты // Там же. С. 152-194.
Е. Н. Аникеева
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АБХИДХАРМА философская «надстройка» буддизма, создававшаяся как рационалистическая систематизация буддийского учения - дхармы
  • АБХИНАВАГУПТА (кон. X - нач. XI в.), индийский религиозный философ и эстетик
  • AВИДЬЯ одно из ключевых понятий инд. религиозной и философской мысли
  • АГАМА 1) название особой категории текстов, создававшихся с нач. I тыс. по Р.Х.; 2) А. или тантра, свящ. тексты кашмирского шиваизма
  • АДВАЙТА-ВЕДАНТА первая религиозно-философская школа, сложившаяся в рамках веданты
  • АДЖИВИКИЗМ антибрахманистское религ. течение в Индии