Бхававив [санскр. - аналитик бытия (Бхавья - смотрящий в будущее)], буддийский мыслитель VI в. из Юж. Индии, основоположник сватантрика-мадхьямики, одного из направлений в философии махаяны.
Полемизируя с философами хинаяны, йогачары, санкхьи, вайшешики, веданты и мимансы, Б. подробно и систематично излагал взгляды своих оппонентов, за что и получил титул «первый историк индийской философии». Он выступил против апофатической методики Буддхапалиты, что привело к расколу в школе мадхьямиков. Хотя Б. отрицал возможность независимого возникновения сущностей (нисвабхава), для него пустота (шуньята) являлась лишь обозначением того, что природа вещей лишена сущности, но не означала небытия вещей. Б. утверждал в «Мадхьямика-хридая-кариках» (Строфах о сущности мадхьямики) и в комментариях к ним, что познание имеет особенный внешний объект (свалакшана), не существующий в абсолютном смысле (парамартха); появление же в сознании любого психофизического феномена есть появление его значения. С т. зр. Б., сфера знания состоит из действительно истинного познания, где двойственность устраняется достоверным непосредственным восприятием, и условно истинного познания, сохраняющего двойственность. Б. признавал 2 способа достоверного познания: непосредственное восприятие, подразделяющееся на чувственное, умное и провидческое (йогическое), а также самовосприятие и вывод. Любое непосредственное восприятие, не омраченное деятельностью рассудка, проникает в истинную действительность. Б. проповедовал идеалы махаяны, доктрину 4 тел Будды.