ВОРОНЦОВ
Том IX, С. 410-411
опубликовано: 24 июля 2010г.

ВОРОНЦОВ

Прот. Евгений Воронцов. Фотография. 10-е гг. ХХ в.Прот. Евгений Воронцов. Фотография. 10-е гг. ХХ в.Евгений Александрович (21.01.1867, Москва - 31.10.1925), прот., библеист, историк. Род. в семье чиновника Московского губ. правления. Окончил 3-й Московский кадетский корпус (1885), МДА со степенью кандидата богословия и правами магистранта (1897) и был оставлен на год профессорским стипендиатом. С июня 1898 по февр. 1900 г. преподавал гомилетику и литургику в Минской ДС, с февр. 1900 г. исполнял должность доцента МДА по кафедре евр. языка и библейской археологии. 6 июня 1909 г. был рукоположен целибатом во диакона; 7 июня того же года - во иерея. В 1909-1910 гг. преподавал в МДА франц. язык. В 1910 г. за соч. «Домасоретская и масоретская Библия» (Серг. П., 1909) В. был удостоен степени магистра богословия и в том же году избран экстраординарным профессором МДА. 29 июня 1917 г. возведен в сан протоиерея. С 1921 г.- настоятель Введенской ц. в Сергиевском посаде.

В кандидатском соч. «Учение о Лице Господа Иисуса Христа в послании св. Апостола Павла к Евреям» (ркп.) В. рассматривал фрагменты Послания к Евреям (1. 1-3. 6; 5. 6-10; 7), привлекая мн. иудейские и античные источники для подтверждения достоверности церковного предания и опровержения распространенного в зап. лит-ре того времени мнения о зависимости Послания от учения Филона Александрийского. Впосл. он посвятил богословию Послания к Евреям ок. 20 статей, опубликованных в журналах «Вера и Разум» и «Христианское чтение».

Магист. дис. В. «Домасоретская и масоретская Библия как манускрипт в связи с историей древнеевр. письменного дела» (Серг. П., 1909. Вып. 1: Общие положения) состоит из 19 отдельных экскурсов в историю евр., т. н. масоретского, текста (МТ) ВЗ. В. рассмотрел этапы его формирования, начиная с ранних памятников евр. письменности и до трудов совр. автору ученых-гебраистов; он изучил домасоретские варианты текста, опираясь на данные семитской палеографии и библейской археологии (религ. культ, устройство синагог, быт древних евреев, материалы, на к-рых писались синагогальные свитки, и т. п.). Отвергая ошибочные чтения МТ, В. предлагал свои конъектуры. Вслед за зап. исследователями он считал, что евр. печатная Библия является отражением древнейшей учительной храмовой традиции евр. народа, а следов., и издание МТ обладает высоким авторитетом (С. 316). Рецензенты критиковали В. за такую малообоснованную высокую оценку роли евр. храмовой школы в формировании текста ВЗ (Покровский А. И. Отзыв… С. 71 и др.). 2-е издание книги В. намеревался осуществить за рубежом, но во время первой мировой войны рукопись была утрачена.

Арх.: ЦГИАМ. Ф. 229. Оп. 4. Ед. хр. 799 [Личное дело студ. Е. А. Воронцова]; Ф. 229. Оп. 4. Ед. хр. 5040 [Личное дело преподавателя Е. А. Воронцова]; ГАРФ. Ф. 550. Оп. 1. Ед. хр. 263 [письма Воронцова к митр. Арсению (Стадницкому)].
Соч.: К вопросу о «первом воскресении» в Откровении Иоанна Богослова // ВиР. 1905. № 18; C. 312-330; К вопросу о цитации 39 (40) Псалма в Послании к Евреям // ХЧ. 1906. № 10. С. 517-533; Идея о премирном первосвященнике в ее раскрытии у Филона Александрийского и в Послании к Евреям // ВиР. 1906. № 11. С. 539-552; Язык и стиль в Послании к Евреям // ХЧ. 1907. № 1. С. 3-23; Псалом 8 и его цитация в Послании к Евреям // Там же. № 5. С. 581-598; Вариант χάριτι θεοῦ в Послании к Евр. II: 9, его происхождение и догматич. смысл // ВиР. 1907. № 11. С. 565-574; Сын Божий по естеству и сыны Божии по благодати (Послание к Евр. 2. 12-13) // Там же. 1908. № 3. С. 365-384; Воззрения ветхозаветных пророков на пастырство и их оценка недостатков совр. им пастырского (Левитского) служения // Там же. № 5. С. 579-593; № 6. С. 723-739; № 7. С. 17-34; Господь Иисус Христос и Моисей (Послание к Евр. 3: 1-16 // Там же. № 8/9. С. 1082-1110; Введение Первородного во Вселенную // ХЧ. 1909. № 5. С. 645-658; № 6. С. 845-858; Из сотериологии послания к Евреям (II, 11, 14, 16) // БВ. 1910. № 1. С. 1-19; К вопр. о происхождении синагоги и нек-рых черт ее устройства // В память столетия МДА (1814-1914): Сб. ст. Серг. П., 1915. Ч. 1. С. 201-218; Караимы // ПБЭ. Т. 8. С. 582-590; Книги и книжное дело у древних евреев // Там же. Т. 12. С. 124-152.
Лит.: Муретов М. Д. Отзыв на канд. дис. В. // БВ. 1898. № 2. Отд.: Протоколы заседаний Совета МДА за 1897 г. С. 114-116; он же. Отзывы на магист. дис. В. // БВ. 1909. № 7/8, 9. Отд.: Журналы собр. Совета МДА за 1909 г. С. 47-51; Покровский А. И. Отзыв... // Там же. № 9. С. 52-72; Списки студентов, окончивших курс Имп. МДА за 1-е столетие ее существования (1814-1914). Серг. П., 1914. С. 111, 165; Голубцов С. Профессура МДА. С. 27; Мень А., прот. Библиологический словарь. М., 2002. Т. 1. С. 216-217.
Н. Ю. Сухова
Рубрики
Ключевые слова
См.также
  • АРСЕНЬЕВ Иоанн Васильевич (1862-1930), прот., церковный историк
  • БОГОЛЮБОВ Дмитрий Иванович (1869 – 1953), прот., миссионер
  • ВОЛНИН (1872 - после 1940), рус. писатель, историк и библеист, педагог
  • ГРИЛИХЕС Леонид Ефимович (род. 1961), прот., доцент МДА, библеист, преподаватель семит. языков, переводчик
  • АГАФАНГЕЛ (Соловьёв Алексей Федорович; 1812-1876), архиеп. Волынский и Житомирский
  • АМФИТЕАТРОВ Егор Васильевич (1815-1888), проф. словесности МДА
  • АНДРЕЕВ Феодор Константинович (1887-1929), прот., идеолог "иосифлянства", богослов
  • АСМУС Валентин Валентинович (род. в 1950), прот., богослов, историк Др. Церкви
  • АСТАФЬЕВ Николай Александрович (1825-1906), историк
  • БАЗАРОВ Иоанн Иоаннович (1819 - 1895), прот., проф. словесности СПбДС, автор трудов по библ. истории
  • БОГОЛЮБОВ Николай Михайлович (1872 - 1934), прот., богослов
  • БОГОЛЮБСКИЙ Николай Иванович (1856–1926), богослов, проповедник, один из руководителей обновленчества