Воскопо́я [Мосхополь; алб. Voskopoja], поселение в юго-вост. Албании, в 15 км к западу от г. Корча, на высоте ок. 1150 м над уровнем моря, с подавляющим влахским населением. Первое упоминание в хрониках под греч. названием Мосхополь относится к 1330 г. В связи с активным развитием посреднической торговли между Венецией и К-полем, большую роль в к-рой играли купцы из г. Влёра, к сер. XVIII в. В. стала 2-м по величине городом европ. части Турции после столицы (в 1764 более 30 тыс. чел. населения и ок. 20 тыс. чел. в окрестностях), имела самоуправление, развитую торговлю и ремесла, являлась крупным центром правосл. культуры, оказавшим влияние на соседние провинции Османской империи. В наст. время - небольшое селение в районе г. Корча.
В. первоначально находилась в юрисдикции Охридской Патриархии, в то время противостоявшей К-польской Патриархии, поддерживавшей власть Османской империи. Деятели албан. и македон. культуры, а также болг. священники ратовали за просвещение народа на родном языке. В 1710 г. был основан коллегий для мальчиков из ближайших албан. и македон. земель с преподаванием на греч. языке. Единственная во всем Западнобалканском регионе типография, основанная в В. в 1720 г. (по др. данным, в 1714 или 1731), выпустила 21 книгу на греч. языке религ. и дидактического содержания (Служба и Житие св. кн. Иоанна-Владимира, Служба и Житие Климента Охридского, произведения греч. и рим. классиков, а также Ш. Л. Монтескьё, Вольтера, Ж. Расина, П. Корнеля и др.). В 1744 г. стараниями Патриарха Иосафата местный коллегий, существовавший с нач. XVIII в., был преобразован в Новую академию (название - с 1750), программа к-рой соответствовала уровню лицеев европ. стран. В академии преподавали известные в то время просветители, напр. Мефодий Антракити, грек из Янины (1720-1736). Первым ректором академии стал его ученик Севаст Леонтиади, обучавшийся также в ун-те Падуи. С 1748 г. пост ректора занял Т. Кавальоти, уроженец В., к-рый преподавал философию, математику, физику и др. предметы, перевел НЗ на албан. язык и составил греческо-аромуно-албан. словарь, изданный в Венеции (1770). Торговые и ремесленные цехи (эснафы) В. посылали молодых людей в ун-ты в Вену, Лейпциг, Венецию, Трнаву.
В 1-й пол. XVIII в. В. являлась главным центром церковного строительства в Корчинской митрополии. К 1914 г. там находилось 24 церкви (в основном храмы XVII - 1-й пол. XVIII в., а также ц. вмц. Параскевы Пятницы (1360) с росписями и иконостасом XVIII в.). После разрушений австро-венг. оккупации 1916 г., сражений второй мировой войны и «культурной» революции Э. Ходжи сохранилось 5 храмов. Они построены по типу храмов кон. XVI - нач. XVII в. (напр., ц. св. Марии в с. Бармаши и св. Михаила в с. Виткуки) и имеют сходные размеры: длина основного здания без апсиды и юж. галереи 20-24 м, ширина 10-13 м и высота ок. 10 м. 4 из них - базилики с 3 нефами каждая, с купольными сводами, скрытые под двускатной крышей (чтобы не привлекать внимания тур. властей).
Обширные циклы росписей выполнены мастерами корчинской школы. Ц. Богородицы (рубеж XVII-XVIII вв.) была расписана в 1712 г. Феодором, Анагностом и Стирианом из Аграфы, иконы в иконостасе выполнены мон. Константином в 1703 г.; с севера от храма - придел св. Марины, в юж. части двора располагалась часовня святых Космы и Дамиана; во время гонений XVIII в. церковь являлась кафедральным собором Корчинского митрополита. Ц. св. Михаила (10-е гг. XVIII в.) расписана в 1722 г. Лучше других сохранился единственный действующий в наст. время храм свт. Николая (1721-1722, колокольня 1936) с нартексом, юж. галереей, 7-ю куполами и майоликовым оформлением портика. В 1726 г. храм был расписан албан. худож. Давидом Селеницей в живом, эмоциональном стиле с изображением до тысячи ликов (история св. Иоанна Крестителя на юж. стене, фигура ктитора - пример первых поисков албан. художников в области светского портрета), сохранился также иконостас с иконами его письма. Роспись галереи (1750, мастера Константин и Атанас Зографы) представляла персонажей Свящ. истории в албан. народных костюмах. Ц. свт. Афанасия (1724; мастера Адронис, Михаил, Павел и Манфо из с. Крими близ Кастории) - храм с 8-ю колоннами, к-рые предположительно сохранились от предыдущей постройки. Роспись (1744-1745) церкви на сюжеты Апокалипсиса можно видеть в юж. галерее; принадлежит К. и А. Зографам, частично сохранилась и в интерьере. Ц. прор. Илии (1751) с деревянными перекрытиями, окнами, расположенными над боковыми нефами, расписана не была.
К северо-востоку от В. находятся ц. Св. Троицы с колокольней (XVIII в.), мон-рь св. Иоанна Крестителя, собор к-рого выстроен по примеру афонских кафоликонов типа вписанного креста с 3 конхами и окружен 2-этажными корпусами (1632-1634, росписи 1659 не сохр.).
В период феодальной анархии 2-й пол. XVIII в. В. подвергалась нападениям албан. и тур. феодалов (1769, 1772, 1789). После упразднения Охридской Патриархии (1767) была разорена, обучение в академии переведено на греч. язык. В кон. XVIII в. город утратил значение торгово-ремесленного и культурного центра.